Актуальность. В данной статье рассматривается интеграция специализированных аутентичных текстов в процесс обучения английскому языку студентов-математиков в рамках подхода ICLHE (Integrated Content and Language in Higher Education). Цель. Исследование затрагивает проблему необходимости сочетания предметных знаний и языковой компетенции в высшем образовании, где математика требует доступа к академическим источникам, значительная часть которых представлена на английском языке. Аутентичные материалы выделяются как эффективное средство погружения студентов в академический дискурс, расширения их профессионального словаря и развития критического мышления. Методы. Данные были собраны с помощью онлайн-опросов и полуструктурированных интервью. Результаты. Результаты показали, что, несмотря на лексико-синтаксические трудности, студенты воспринимают аутентичные тексты как более значимые и мотивирующие, чем упрощенные материалы. Преподаватели также признают их ценность для развития профессиональной лексики и академической коммуникации, но подчеркивают важность тщательного отбора материалов и методической поддержки. Выборка. В исследовании приняли участие 140 студентов-математиков из трех университетов Узбекистана и 65 преподавателей ESP (English for Specific Purposes). Выводы. Отмечается двойственная роль аутентичных текстов: они увеличивают когнитивную нагрузку, но в то же время значительно усиливают
мотивацию, вовлеченность и профессиональную направленность студентов.
Рекомендуется сбалансированный подход, предполагающий постепенное
усложнение текстов и методическое сопровождение, что способствует развитию как лексической, так и коммуникативной компетенции студентов-математиков.
Ключевые слова:
ICLHE; комплексный подход; математика; EMI; CLIL; аутентичные тексты
Актуальность. Статья посвящена методике определения эффективности использования учащимися современных программных средств. При обучении информатике и информационным технологиям важно проводить анализ умений учащихся работать с современными программными средствами и языками программирования, в частности Delphi. Delphi помогает студентам получить прочное понимание принципов работы с визуальными компонентами. Этот этап, благодаря изучению фундаментального синтаксиса Object Pascal, готовит студентов к последующему переходу на такие языки, как Python, Java или C#. В данной статье среда Delphi рассматривается как инструмент оценки исходного уровня подготовки студентов, а также как связующее звено между студентами и глобальными образовательными средами. Цель. Целью исследования является определение эффективности использования среды программирования Delphi при обучении студентов вузов информатике и информационным технологиям. Выборка. Эмпирическим исследованием было охвачено 682 студента бакалавриата первого и второго курсов очной и заочной форм обучения в возрасте от 17 до 41 года. Методы. Применялись такие методы, как педагогическое наблюдение, беседа, интервью, мониторинг, сравнительный анализ, аналитический обзор, сравнение, экспериментальное тестирование, анкетирование, вопросно-ответный метод, моделирование, тестирование, а также математический и статистический анализ. Результаты. Результаты педагогических экспериментов показали, что обучение студентов среде программирования Delphi дает значительный положительный эффект. Заключительный этап экспериментальной работы показал, что эффективность полученного результата составила 11%. Выводы. Результаты педагогического эксперимента показали существенный положительный эффект обучения студентов среде программирования
Delphi. Установлено, что использование современных информационных
технологий в обучении информатике и цифровым технологиям повышает
способность к усвоению учебного материала. Разработка методических материалов, направленных на повышение профессиональной компетентности
преподавателей предмета «Информатика и информационные технологии»,
также будет способствовать подготовке будущих студентов-программистов.
Актуальность. В статье рассматривается проблема необходимости совершенствования способа контроля над внеаудиторной деятельностью с целью повышения мотивации китайских студентов в условиях отсутствия естественной языковой среды.
Цель. Исследование направлено на разработку и апробацию ключевых принципов организации долгосрочного конкурса с использованием технологии онлайн-формы с учетом менталитета современных студентов китайских вузов для максимального повышения учебной мотивации обучающихся. Цель публикации — предложить инновационный подход к интеграционному обучению по нескольким дисциплинам и организации общей внеаудиторной деятельности для обеспечения повышения учебной мотивации студентов-участников.
Выборка. В проведенном в конце 2024 г. эксперименте приняли участие 116 китайских студентов, обучающихся в китайских или российских вузах, в том числе 14 второкурсников (год выпуска: 2027) профиля «Русский язык» Института иностранных языков и культуры Южно-китайского педагогического университета.
Методы. На этапе теоретического исследования использованы методы обзора литературы и сопоставительного анализа китайских и российских стандартов обучения РКИ. На этапе эмпирического исследования ключевыми методами являлись эксперимент, интервью с преподавателями и студентами — участниками эксперимента, а также наблюдение за обучением по предложенной методике.
Результаты. Описаны типичные трудности в обучении иностранным языкам, возрастающие с распространением цифровых технологий и интернет-ресурсов; отмечена непосредственная причина их возникновения — нехватка мотивации; рассмотрены следующие актуальные для обучения РКИ вопросы: преимущества и перспективы использования технологии онлайн-формы в тестировании и организации внеурочной деятельности студентов, применение теории ожиданий В. Врума в педагогической работе, предложены принципы организации долгосрочного конкурса для максимальной активизации китайских студентов. В рамках исследования описан эксперимент в онлайн-среде, представляющий собой 51-дневный конкурс по выполнению упражнений по аудированию с использованием технологии онлайн-формы под названием «Аудирование-марафон — 2024». Показана мотивирующая роль и высокая педагогическая эффективность выдвинутого в работе подхода, для чего использовано сравнение результатов экзаменов по дисциплине «Русский язык. Аудирование» двух семестров.
Выводы. Результаты позволяют утверждать, что основная значимость организации конкурса с использованием технологий онлайн-формы заключается в активизации внеаудиторной деятельности, увеличении времени работы студентов над изучаемым языком, а также сохранении времени на уроках для практики устной речи. Тестирование в онлайн-среде без прямого контроля со стороны преподавателя — продуктивный способ повышения мотивации обучающихся и достижения высокой эффективности обучения. Кроме того, при разработке инновационного средства мотивации студентов к изучению русского языка необходимо обратить внимание на современный менталитет целевой аудитории, ее традиции обучения и доступное техническое оснащение.
Актуальность. Современное образование стремится к формированию всесторонне развитой личности, способной к эффективному взаимодействию в поликультурной среде, а не только к узкопрофессиональным знаниям. В методике преподавания иностранных языков все большую актуальность приобретают перформативные подходы. Они позволяют обучающимся глубже погрузиться в языковую среду через творческие формы выражения, активизируя речевую деятельность и обогащая культурный кругозор. Поэтические соревнования в формате «поэтри-слэм» на изучаемом языке — это перформативная практика, сочетающая художественное творчество, практическое применение языковых знаний и интерактивное состязание. Цель. Целью исследования является определение сильных и слабых сторон формата «поэтри-слэм», мотивационных факторов и препятствий к участию в нем студентов, а также путей повышения эффективности методики для развития языковых навыков, творческого потенциала и мотивации. Методы. Методология исследования включает качественный анализ, сочетающий теоретический обзор литературы по перформативной дидактике и истории «поэтри-слэм» и эмпирическое исследование на основе проведенного поэтического турнира на немецком языке среди студентов факультета журналистики МГУ в ноябре — декабре 2024 г. Выборка. Данные собраны через три анонимные онлайн-анкеты (Google Forms) участников турнира (16 человек), не участвующих студентов (27 человек) и преподавателей (4 человека), с использованием смешанных методов: шкалы оценки, множественный выбор, открытые вопросы. Результаты. Анализ показал, что перформативная методика «поэтри-слэм» эффективна для развития языковых навыков, сочетая практические выступления с творческой и аналитической работой над текстами. Однако для максимальной эффективности необходима адаптация формата к уровню подготовки студентов и разработка четкой методологии, включая объективные критерии оценки выступлений. Субъективная оценка, основанная исключительно на зрительском голосовании, оказалась недостаточной. В рамках исследования были разработаны критерии оценки, которые предлагается комбинировать с традиционным зрительским голосованием для сохранения аутентичности формата. Выводы. «Поэтри-слэм» демонстрирует значительный дидактический потенциал для развития творческого мышления, работы с текстом и публичной
коммуникации. Тем не менее исследование выявило необходимость дополнительной языковой подготовки студентов, особенно в области стилистики
и фонетики. Для успешной интеграции «поэтри-слэм» в учебный процесс
необходим системный подход: разработка методических рекомендаций и
использование системы оценки выступлений, сочетающей объективные
критерии с субъективным зрительским голосованием. Такой подход сохраняет аутентичность формата, но минимизирует субъективность, усиливая
дидактическую составляющую.
Актуальность. Существующие национальные стратегии и региональные политики организации поликультурной среды (далее ОПКС) являются приоритетными, так как Россия и Вьетнам — многонациональные страны, внедрение ОПКС обеспечивает равномерное развитие стран на всех областях. ОПКС в образовании, включая дошкольное, играет важную роль в условиях современной международной интеграции и этнокультурного многообразия для формирования личности детей. Цель. В ходе исследования предполагается выявление основных характеристик ОПКС в дошкольном образовании России и Вьетнама согласно уровневой иерархии данного процесса на основе оценки характерной государственной стратегии, исторических традиций и национального опыта государств (мегауровень), региональной политики реализации альтернативных мегакультурных моделей ее обеспечения (мезоуровень) и анализа корпоративной тактики отдельной дошкольной организации (микроуровень). Методы. Основные методы исследования включают: ретроспективный анализ периодов становления и развития дошкольного образования, синтез нормативных документов, программ и методических подходов, направленных на создание условий ОПКС в дошкольном образовании России и Вьетнама. Результаты. Были выявлены ключевые особенности ОПКС в дошкольном образовании России и Вьетнама на мега-, мезо- и микроуровнях. Полученные результаты позволяют сделать вывод о возможности взаимного обогащения успешным опытом России и Вьетнама в модернизации дошкольного образования с учетом поликультурного контекста. Выводы. Описание работы по ОПКС дошкольного образования дано на
основе существующих государственных политик/стратегий, региональной
политики и отдельных проектов/тактик в дошкольных образовательных
организациях России и Вьетнама. Теоретическая и практическая значимость
исследования связаны с тем, что анализ существующих моделей двух стран
позволяет сформировать комплексную перспективу в процессе модернизации дошкольного образования, исходя из которой можно рассматривать
перспективы дальнейшего развития исследования путем обмена опытом.
Ключевые слова:
дошкольное образование; поликультурная среда; организация поликультурной среды; государственная стратегия; региональная политика; ребенок
Актуальность. В статье раскрывается сущность и предназначение политических спекуляций и манипулятивных практик, используемых пропагандистами экстремистского толка в целях вербовки молодежи, которую они рассматривают как свой целевой ресурс. В фокусе таргетированного внимания эмиссаров как международных, так и отечественных организаций экстремистского толка все чаще оказываются студенты. Наблюдается рост преступлений экстремистской направленности среди студентов. При этом традиционные формы профилактики не соответствуют современным ожиданиям молодежи, что требует разработки новых методик (подходов) педагогической профилактики. Цель. Выявление эффективных подходов и методов педагогической профилактики проявлений молодежного экстремизма с учетом современных социокультурных реалий. Методы. В работе проведен обзор стратегий и подходов, реализуемых с целью профилактики проявлений молодежного экстремизма в Великобритании, Нидерландах, Франции, США и России. Результаты. Анализ теоретических источников и обобщение накопленного педагогического опыта позволили выявить преимущество системно-деятельностного подхода к проектированию и реализации гибких профилактических мер, обладающих операциональной вариативностью. Определенную результативность в достижении иммунитета к экстремистской пропаганде показали следующие формы работы: коммуникативная деятельность лидеров общественного мнения по отношению к целевой аудитории; применение методов «формирования» сознания; использование методов, влияющих на нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; соблюдение принципов вариативности профилактики и нулевой терпимости к экстремизму. Выводы. Реализация предложенного комплекса мер предполагает определенную вариативность профилактической деятельности в зависимости
от особенностей целевых групп. При этом операциональные вариации
обоснованы психологическими особенностями студентов и их внедрение
обеспечивает успешность индивидуальной формы воспитания.
Актуальность. Одной из ключевых задач психолого-педагогической науки в современных условиях является определение стратегических направлений изучения психических и психофизиологических проблем развития человека в системе образования. Широкое использование в образовании цифровых и сетевых технологий, включая иммерсивные технологии и ресурсы искусственного интеллекта, определяет важность выделения тематик первоочередных психологических исследований в данной области. Цель. В работе на основе анализа актуального состояния вопросов развития личности, возрастной периодизации, соотношения ключевых факторов развития ребенка в условиях цифровизации образования предлагаются тематики первоочередных психологических и психофизиологических исследований. Методы. Теоретический анализ классических и современных психологических и психофизиологических исследований в области образования. Результаты. Эффективность существующих исследований и разработок будет определяться совершенствованием конкретно-научной методологии в области психологии образования, отдельных методик, а также функциональными характеристиками необходимого для их проведения научного оборудования и приборов. Выводы. Результаты психологических и психофизиологических исследований по предлагаемым ключевым темам с теоретически обоснованной
методологией и высоким уровнем используемых методик представляют
интерес для построения общей теории и дидактики целостного образовательного процесса.
Актуальность. В изучении старшеклассниками русского языка как иностранного графические органайзеры (в частности, иерархическая диаграмма «Как?» и схема «Пирамида») играют значимую роль. Они не только способствуют формированию иноязычной коммуникативной компетентности, но и развивают творческий подход, умение работать в команде, логико-критическое, системное, креативное мышление, навыки самостоятельной работы. В научной литературе потенциал графических органайзеров рассмотрен недостаточно, поскольку они чаще всего описываются без заполненных образцов. Обучение русскому языку с помощью графических органайзеров в школах с узбекским и другими языками обучения позволяет упростить, систематизировать и интересно оформить учебный материал.
Цель. Проанализировать роль графических органайзеров (в частности, иерархической диаграммы «Как?» и схемы «Пирамида») в формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся и экспериментально проверить их эффективность.
Выборка. В исследовании приняли участие 448 респондентов, учащихся 9–10-х классов средних общеобразовательных школ с узбекским языком обучения Ташкентской, Наманганской и Сурхандарьинской областей Республики Узбекистан.
Методы. Использовались методы теоретического анализа научной литературы, а также методы количественного и качественного анализа.
Результаты. В практической педагогической работе графические органайзеры выполняют иллюстративную, когнитивную, коммуникативную и развивающую функции. В результате их использования учащиеся учатся преобразовывать информацию в план, алгоритм, таблицу, схему; умело представлять учебный материал в визуальной и словесной форме; использовать диалогическую форму общения; преобразовывать информацию в более доступную форму для дальнейшего использования в жизненных ситуациях.
Выводы. Проведенное исследование подтвердило, что в экспериментальных группах в сравнении с контрольными показатели успешности в выполнении заданий соответствуют более высокому и креативному уровню, что подтверждает эффективность внедрения технологий графических органайзеров. Уровень коммуникативной компетентности учащихся в экспериментальных группах в результате использования графических органайзеров повысился на 24%.
Ключевые слова:
графические органайзеры; русский язык как иностранный; обучение языку; коммуникативная компетентность
Актуальность. В эпоху искусственного интеллекта (ИИ) преподаватели русского языка сталкиваются с новыми вызовами: технологии меняют их профессиональную идентичность, но одновременно открывают возможности для роста. Исследование влияния ИИ на трансформацию роли педагогов и способов их адаптации к этому процессу приобретает особую значимость.
Цель. Определить, как ИИ может стать катализатором преобразования традиционных форм идентичности преподавателей, способствуя их профессиональному развитию в новых условиях.
Методы. Анализ трансформации профессиональных ролей преподавателей под влиянием ИИ, обобщение теоретических подходов к их адаптации.
Результаты. Выявлены новые формы идентичности: от «источника знаний» к «редактору учебных материалов» и «оптимизатору методики», от «научного работника» к «исследователю, использующему и разрабатывающему технологии». Эти изменения мотивируют педагогов осваивать новые навыки и переосмысливать свою роль.
Выводы. ИИ трансформирует профессиональную идентичность преподавателей, создавая основу для их дальнейшего развития. Однако требуются дополнительные исследования, включая количественный анализ и кейс-стади. Работа может служить ориентиром для педагогов, адаптирующихся к цифровой эпохе.
Ключевые слова:
искусственный интеллект; преподаватели; русский язык; высшие учебные заведения; профессиональная идентичность; преподавание русского языка; навыки
Актуальность. Суть идейно-политической работы в вузах КНР заключается в воспитании патриотизма учащихся, конкретным проявлением которого является развитие у них умений вести на иностранном языке обсуждение актуальных вопросов истории Китая. Формирование и развитие у китайских студентов-русистов навыков монологического и диалогического общения на материале истории родной страны соответствует не только требованиям времени и целям обучения предмету «Русский язык: продвинутый уровень», но и открывает новые возможности для идейно-политического воспитания молодежи.
Цель. Обоснование методов формирования коммуникативно-речевых умений учащихся продвинутого этапа обучения на основе материалов по истории Китая в контексте их идейно-политического воспитания.
Методы. Анализ материалов по коммуникативности в обучении студентов вузов КНР.
Результаты. Показано, что развитие у студентов умений рассказывать о китайской истории и обсуждать на изучаемом (русском) языке связанные с ней события исторического значения повышает значимость предмета «Русский язык» в китайском вузе и в целом отражает миссию преподавания иностранного языка. В соответствии с характером и направленностью получаемой специальности от студентов ожидается готовность к межкультурному диалогу в историческом контексте на материале как мировой истории, так и истории КНР.
Выводы. В процессе обучения русскому языку на продвинутом этапе преподаватель должен уделять особое внимание обсуждению различных аспектов китайской истории и культуры, в том числе таких как китайская политика, китайская мудрость и др., чтобы в будущем студенты могли уверенно использовать русский язык для представления Китая на международной арене и защиты его национальных интересов.
Ключевые слова:
русский язык; обучение языку; КНР; идейно-политическое воспитание; коммуникативно-речевые умения; история Китая
Актуальность.
В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне вопрос школьного преподавания литературы на военную тему становится предельно острым: обилие информации при не всегда качественной подаче может произвести эффект отторжения, выхолостить и сделать формальным воспитание патриотизма. Избежать этого можно при тщательном отборе материала и его глубоком анализе совместно с учащимися.
Цель. Целью работы является обоснование некоторых методических принципов, при соблюдении которых контакт учащихся с поэтическими текстами, посвященными военной тематике, приобретает воспитательный и развивающий характер. Речь идет о тщательном подборе текстов, необходимости их филологического анализа, недогматической подаче материала и проблемном обучении, а также о восприятии лирики в рамках гуманистического подхода.
Методы. Для анализа и интерпретации стихотворений применены несколько методов филологического анализа текста: лингвистический, структурный, сравнительный, анализ дискурса, феноменологический, контент-анализ.
Результаты.
Подобраны тексты для занятий со старшеклассниками, разработаны проблемные вопросы, сформулированы методические принципы подхода к теме военной лирики.
Выводы. Во-первых, при выборе текстов для изучения следует руководствоваться главным образом художественными достоинствами стихотворений о войне. Во-вторых, война в текстах должна быть показана с точки зрения человека, а не государства или абстрактной идеи. В-третьих, вопросы учащимся должны предлагаться преимущественно проблемные. В-четвертых, анализ текстов должен вести к доказательной интерпретации, и учащиеся в нем должны принимать активное участие.
Актуальность. В статье рассматривается возможность использования технологий искусственного интеллекта (далее — ИИ) при обучении иностранному (английскому) языку в высших учебных заведениях. Актуальность обусловлена происходящим со значительной скоростью обновлением технологий искусственного интеллекта, возможности которых для обучения недостаточно изучены.
Цель. Проанализировать и описать возможности ИИ для обучения иностранному языку в вузе с учетом функций доступных средств информационно-коммуникационных технологий. Теоретическая значимость работы заключается в описании средств ИИ для аудиторного и самостоятельного изучения языка.
Методы. В качестве методов использовался библиографический анализ публикаций по теме исследования, теоретической основной являлся деятельностный подход к внедрению средств ИИ. В течение 2022–2024 гг. проводился системный анализ существующих бесплатных средств ИИ, которые доступны в России и не требуют специальных технических навыков.
Результаты. Исходя из опыта практической работы со студентами и анализа возможностей разных типов средств описаны средства ИИ, которые могут быть востребованы педагогами на занятиях по иностранному языку в вузе.
Выводы. Сделаны выводы о ключевых вариантах применения ИИ на занятиях. ИИ позволяет 1) проводить адаптированное и персонализированное обучение; 2) автоматизирует проверку; 3) генерировать и проверять учебные материалы; 4) развивать лингвокультурологические навыки, речевую компетенцию и креативное письмо; 5) а также является составной частью цифровых и метанавыков как преподавателя, так и студента.
Актуальность. Вопросы системного внедрения технологий искусственного интеллекта на различных уровнях образовательной системы, включая систему высшего образования, в рамках региональных, локальных, национальных образовательных проектов актуализируют необходимость разработки и апробации методик внедрения технологий искусственного интеллекта, выбора релевантной методологии апробации, исследования лучших практик реализации и ресурсного сопровождения.
Цель. Исследовать ключевые аспекты и лучшие практики организации образовательных проектов в КНР, связанных с внедрением технологий искусственного интеллекта, с целью возможного использования полученных результатов в системе высшего образования РФ.
Методы. Основные источники — программные документы, планы развития «интеллектуального образования» (образования, основанного на применении технологий искусственного интеллекта), а также результаты исследований по вопросам внедрения инноваций в области искусственного интеллекта в высших учебных заведениях КНР.
Результаты. В статье представлен анализ подходов к цифровой трансформации системы высшего образования Китая в условиях применения технологий искусственного интеллекта, отражена динамика нормотворческой деятельности: 1) рассмотрена эволюция нормативных и правовых актов в области применения технологий искусственного интеллекта в системе высшего образования КНР на региональном и национальном уровне; 2) проанализированы вопросы профессиональной подготовки в области применения генеративного искусственного интеллекта.
Выводы. Анализ внедрения технологий искусственного интеллекта в систему высшего образования КНР на уровне формирования нормативно-правовой среды и реализации региональных программ развития дал возможность выделить критически значимые индикаторы внедрения технологий искусственного интеллекта в условиях реализации различных национальных образовательных проектов.
Ключевые слова:
модель высшего образования Китая; технологии искусственного интеллекта; генеративный искусственный интеллект; индикаторы роста; качество образования; управление образованием; цифровая трансформация образования; цифровые решения; цифровые образовательные ресурсы
Актуальность. В статье с позиций социологического подхода осмысливаются проблемы трансформации высшего образования в России в первой четверти ХХI в. Оцениваются тенденции модернизации системы вузовского обучения в период, предшествовавший выходу России из Болонского процесса, а также потенциальные возможности реформирования высшей школы в постболонской перспективе (2022–2026 гг.).
Цель. Исследование направлено на концептуализацию понятия «трансформация образования» в проблемном поле социологии образования. Основная задача — выявить наиболее актуальные проблемы в сфере трансформации высшего образования в России, в исследовании которых возможно применение метода мир-системного анализа.
Методы. Ведущей методологией исследования является мир-системный анализ И. Валлерстайна как социологический подход и инструмент оценки механизмов модернизации высшего образования. Используется контент-анализ текстов научной литературы и элементы библиометрического анализа.
Результаты. Реализация принципов мир-системного анализа позволяет анализировать различные аспекты современной трансформации высшего образования в России с позиций макросоциологической теории И. Валлерстайна (отношения «ядро — периферия»), включая вопросы глобального образования, развития интернационализации высшего образования, распределения академического капитала, вопросы образовательной миграции, переход к новой форме специалитета и т.д.
Выводы. Выявляется взаимосвязь трансформации высшего образования в России с изменениями глобальной мир-системы, перераспределением основных капиталов, сфер и видов образовательной деятельности. Применение мир-системного анализа позволяет осмыслить уникальный путь развития отечественного высшего образования с целью достижения им стабильного положения на мировой арене и высоких показателей качества подготовки специалистов.
Ключевые слова:
высшее образование; трансформация образования; социология образования; мир-системный анализ; И. Валлерстайн
Актуальность. Статья посвящена вопросу воспитания молодежи в духе любви к своей Родине как приоритетной государственной задаче, поскольку воспитание патриота, формирование российской гражданско-патриотической идентичности подрастающего поколения является сегодня вопросом национальной безопасности. Эта задача становится еще более востребованной, если речь идет о подготовке и воспитании будущих педагогов.
Цель. В рамках проведенного исследования в качестве основной цели выделяется разработка в педагогическом вузе программы подготовки социально зрелого, образованного, культурного гражданина своей страны, настоящего патриота России.
Выборка. В исследовании приняли участие 125 студентов 1-х и 5-х курсов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении.
Методы. В качестве основы для проведения исследования использован социокультурный подход, акцентирующий внимание на принятых в данном социуме нормах и правилах поведения, влияющих на формирование индивидами моделей поведения. Исследование гражданско-патриотической и культурной идентичности проводилось посредством разработанной авторами анкеты, позволяющей выявить отношение обучающейся молодежи к гражданственности и патриотизму. Для обработки полученных результатов использовались описательные статистики.
Результаты. Опыт Донецкого государственного педагогического университета демонстрирует широкие возможности института кураторства в вопросах профессионального воспитания будущих педагогов, воспитания гражданина и патриота. Подчеркивается, что наставничество в университете имени В. Шаталова — это действенный инструмент формирования единого образовательного пространства, что способствует активной интеграции новых регионов в общий контекст образовательной системы России.
Выводы. Рассмотренный материал позволяет сделать вывод о том, что работа по формированию гражданско-патриотической идентичности невозможна без внимания к духовно-нравственным ценностям и идеалам, укорененным в историческом прошлом поликультурного народа России, традиционным ценностям, которые мы воспринимаем как нравственные ориентиры. Перспективы дальнейшей работы по формированию гражданско-патриотической идентичности студенчества Донбасса авторы видят в разработке научно-исследовательской темы, посвященной изучению механизмов формирования гражданской позиции будущего учителя, включающих использование различных инструментов, в том числе образовательных ресурсов учреждения высшего образования педагогического профиля.