ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
En Ru

Использование искусственного интеллекта на занятиях по иностранному языку в вузе

Использование искусственного интеллекта на занятиях по иностранному языку в вузе

Поступила: 08.01.2025

Принята к публикации: 01.02.2025

Дата публикации в журнале: 17.03.2025

Ключевые слова: искусственный интеллект; преподавание английского языка; иностранный язык; автоматизированная проверка; персонализированное обучение; адаптивное обучение; ИКТ

DOI: 10.55959/LPEJ-25-07

Доступно в on-line версии с: 18.03.2025

Для цитирования статьи

Валькова Ю.Е. Использование искусственного интеллекта на занятиях по иностранному языку в вузе // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2025. № 1. С. 137-151

Номер 1, 2025

Аннотация

Актуальность. В статье рассматривается возможность использования технологий искусственного интеллекта (далее — ИИ) при обучении иностранному (английскому) языку в высших учебных заведениях. Актуальность обусловлена происходящим со значительной скоростью обновлением технологий искусственного интеллекта, возможности которых для обучения недостаточно изучены.

Цель. Проанализировать и описать возможности ИИ для обучения иностранному языку в вузе с учетом функций доступных средств информационно-коммуникационных технологий. Теоретическая значимость работы заключается в описании средств ИИ для аудиторного и самостоятельного изучения языка.

Методы. В качестве методов использовался библиографический анализ публикаций по теме исследования, теоретической основной являлся деятельностный подход к внедрению средств ИИ. В течение 2022–2024 гг. проводился системный анализ существующих бесплатных средств ИИ, которые доступны в России и не требуют специальных технических навыков.

Результаты. Исходя из опыта практической работы со студентами и анализа возможностей разных типов средств описаны средства ИИ, которые могут быть востребованы педагогами на занятиях по иностранному языку в вузе.

Выводы. Сделаны выводы о ключевых вариантах применения ИИ на занятиях. ИИ позволяет 1) проводить адаптированное и персонализированное обучение; 2) автоматизирует проверку; 3) генерировать и проверять учебные материалы; 4) развивать лингвокультурологические навыки, речевую компетенцию и креативное письмо; 5) а также является составной частью цифровых и метанавыков как преподавателя, так и студента.

Литература

Гаджиева, Л.А. (2023). Использование систем искусственного интеллекта при обучении иностранному языку студентов бакалавриата. Балтийский гуманитарный журнал, 12(3(44)), 26–30. https://doi.org/10.57145/27129780_2023_12_03_05
Газизулина, Л.Р. (2023). Учебные тексты, сгенерированные нейросетью: отбор, анализ, использование. Глобальный научный потенциал, 11(152), 314–317.
Еремина, В.М. (2024). Возможности нейросетей в процессе подготовки преподавателя к занятиям по иностранному языку и создании учебного контента. Ученые записки Забайкальского государственного университета, 19(3), 102–112. https://doi.org/10.21209/2658-7114-2024-19-3-102-112
Кондрахина, Н.Г., Петрова, О.Н. (2024). Использование возможностей искусственного интеллекта для преподавания иностранных языков: новая реальность. Мир науки, культуры, образования, 1(104), 360–363. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-1104-360-363
Копылова, Н.А. (2024). Возможности искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка в техническом вузе. В кн.: Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам. Сб. науч. статей по итогам XII Междунар. науч.-практич. конф. (17–19 октября, 2024 г.). (С. 138–143). Брянск: Изд-во БГИТА.
Мигачева, О.А. (2023). Методологические подходы к разработке и организации межфакультетских курсов по направлению «искусственный интеллект» для студентов непрофильных факультетов. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование, 21(4), 141–160. https://doi.org/10.55959/MSU2073-2635-2023-21-4-141-160
Солкина, С.С. (2024). Использование электронного ресурса TWEE на базе искусственного интеллекта при подготовке к практическим занятиям по иностранному языку в неязыковом вузе. В кн.: Непрерывное языковое образование на современном этапе: традиции и инновации. Сб. материалов Всеросс. науч.-практич. конф. с междунар. участием (07–08 ноября, 2024 г.). (С. 154–161). Самара: Изд-во Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева.
Сысоев, П.В. (2024). Использование технологий искусственного интеллекта в обучении иностранному языку: тематика методических работ за 2023 год и перспективы дальнейших исследований. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 29(2), 294–308. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-294-308
Щербанева, А.В. (2022). Особенности преподавания английского языка с использованием возможностей современных технологий. Мир науки, культуры, образования, 2(93), 81–84. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-293-81-84
Alhusaiyan, E. (2024). A systematic review of current trends in artificial intelligence in foreign language learning. Saudi Journal of Language Studies, 4(4), 1–16.
Crompton, H., Edmett, A., Ichaporia, N. (2024). Artificial intelligence and English language teaching: A systematic literature review. London: British Council Publ.
Dinh, H., Tran, T. (2023). EduChat: An AI-Based Chatbot for University-Related Information Using a Hybrid Approach. Applied Sciences, 13, 12446. https://doi.org/10.3390/app132212446
Jebaselvi, A.E., Mohanraj, K., Amitha, T. (2024). The Rise of AI in English Language and Literature. Shanlax International Journal of English, 12(2), 53–58. https://doi.org/10.34293/english.v12i2.7216
Loor, M.A.M., Solorzano, D.M.A., Moreira, A.K.V. (2024). Integration of Artificial Intelligence in English Teaching. Mexico: Centro de Investigación y Desarrollo. https://doi.org/10.37811/cli_w1046
Nur Fitria, T. (2021). The Use Technology Based on Artificial Intelligence in English Teaching and Learning. The Journal of English Language Teaching in Foreign Language Context, 6, 213–223. https://doi.org/10.24235/eltecho.v6i2.9299