ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
En Ru

Трансформация высшего образования в России с позиций мир-системного анализа: современные тенденции

Трансформация высшего образования в России с позиций мир-системного анализа: современные тенденции

Поступила: 28.11.2024

Принята к публикации: 27.12.2024

Дата публикации в журнале: 17.03.2025

Ключевые слова: высшее образование; трансформация образования; социология образования; мир-системный анализ; И. Валлерстайн

DOI: 10.55959/LPEJ-25-05

Доступно в on-line версии с: 18.03.2025

Для цитирования статьи

Бермус А.Г. Трансформация высшего образования в России с позиций мир-системного анализа: современные тенденции // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2025. № 1. С. 102-120

Номер 1, 2025

Аннотация

Актуальность. В статье с позиций социологического подхода осмысливаются проблемы трансформации высшего образования в России в первой четверти ХХI в. Оцениваются тенденции модернизации системы вузовского обучения в период, предшествовавший выходу России из Болонского процесса, а также потенциальные возможности реформирования высшей школы в постболонской перспективе (2022–2026 гг.).

Цель. Исследование направлено на концептуализацию понятия «трансформация образования» в проблемном поле социологии образования. Основная задача — выявить наиболее актуальные проблемы в сфере трансформации высшего образования в России, в исследовании которых возможно применение метода мир-системного анализа.

Методы. Ведущей методологией исследования является мир-системный анализ И. Валлерстайна как социологический подход и инструмент оценки механизмов модернизации высшего образования. Используется контент-анализ текстов научной литературы и элементы библиометрического анализа.

Результаты. Реализация принципов мир-системного анализа позволяет анализировать различные аспекты современной трансформации высшего образования в России с позиций макросоциологической теории И. Валлерстайна (отношения «ядро — периферия»), включая вопросы глобального образования, развития интернационализации высшего образования, распределения академического капитала, вопросы образовательной миграции, переход к новой форме специалитета и т.д.

Выводы. Выявляется взаимосвязь трансформации высшего образования в России с изменениями глобальной мир-системы, перераспределением основных капиталов, сфер и видов образовательной деятельности. Применение мир-системного анализа позволяет осмыслить уникальный путь развития отечественного высшего образования с целью достижения им стабильного положения на мировой арене и высоких показателей качества подготовки специалистов.

Литература

Александрова, О.А. (2023). Проблемы высшей школы: внутри и вне системы образования. Уровень жизни населения регионов России, 19(2), 157–168. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_2_1_157_168

Арутюнова, Г.И. (2021). Мир-системный подход: что такое и что нового? В кн.: Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты: монография. (C. 21–31). Пенза: Изд-во «Наука и просвещение».

Бакаев, С.Д. (2008). Мир-системный анализ Иммануила Валлерстайна. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, (1), 168–174.

Барсук, И.А. (2019). Методологический потенциал мир-системной парадигмы в решении экономических проблем современности. В: Философия и социальные науки в современном мире: сб. трудов Межд. науч. конф. к 30-летию факультета философии и соц. наук Белорусского гос. университета (26–27 сентября, 2019 г.). Под ред. В.Ф. Гигина. (С. 151–154). Минск: Изд-во БГУ.

Бермус, А.Г. (2022). Цифровая трансформация высшего образования с позиций междисциплинарного подхода: обзор гуманитарных исследований. Kant, 1(42), 6–16.

Богуславский, М.В. (2022). Динамика либеральных и патриотических ценностей идеологии Российской образовательной политики в 1991–2022 годы: инновационные циклы и ретроинновационные волны. Историко-педагогический журнал, (3), 31–44.

Богуславский, М.В. (2023). Стратегия развития современного российского образования: от системных ретроинноваций к ретроинновационной системе. Наука. Управление. Образование, (2), 7–16.

Гретченко, А.И., Одегов, Ю.Г. (2023). Болонизация образования: идти ли модернизации по этому пути дальше? Уровень жизни населения регионов России, 19(1), 61–69. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_1_5_61_69

Дрондин, А.А. (2024). Отечественное высшее образование в свете выхода России из Болонского процесса. Вестник Марийского государственного университета, 18(2), 175–180. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-2-175-180

Зуйков, Р.С. (2012). Исторические трансформации порядка: от гегемонии и империи к миру-системе. Международные процессы, 10(1(28)), 28–39.

Изгарская, А.А., Черных, С.И. (2019). Интернационализация науки и образования как глобальный процесс: миросистемный подход. Дискурс, 5(6), 42–56. http://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-6-42-56

Ключарев, Г.А., Тюрина, И.О. (2023). Болонский процесс: успехи и сомнения. Социологические исследования, 4, 84–93. http://doi.org/10.31857/S013216250025450-8

Козлов, В.А., Коробкова, Н.П. (2014). Миросистемная теория И. Валлерстайна: позиционирование, корни, генезис. Известия Алтайского государственного университета, 2(4-84), 279–283.

Леонов, В.Е. (2017). Мир-системный анализ как теоретическое основание критики неолиберального глобализма. Наука. Общество. Оборона, 3(12). URL: https://www.noo-journal.ru/vak/2017-3-12/article-0121/ (дата обращения: 19.12.2024).

Линник, А.А. (2024). Мир-системный анализ: актуальность методологического аппарата в эпоху цифровых преобразований. Полилог/Polylogos, 8(1), 1–12. http://doi.org/10.18254/S258770110029908-0

Макеев, А.А. (2022). Отношения «центр-периферия» в мир-системном анализе: политические аспекты. Журнал политических исследований, 6(4), 69–82. http://doi.org/10.12737/2587-6295-2022-6-4-69-82

Пучковская, А.А. (2015). Мир-системный подход И. Валлерстайна и его применение в культурологии: дисс. канд. культурологии. Санкт-Петербург.

Равочкин, Н.Н. (2020). Возможности мир-системного анализа И. Валлерстайна в социально-философских исследованиях идей. Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования, (2), 87–91.

Сорина, Г.В., Гуров, Ф.Н. (2022). Гуманитарное импортозамещение: что стоит за исключением России из Болонского процесса? Сибирский философский журнал, 20(2), 57–67. https://doi.org/10.25205/2541-7517-2022-20-2-57-6

Царев, Р.Ю. (2020). Концепция миросистемного анализа в контексте постнеклассической науки. Вестник Томского государственного университета, (454), 97–108. https://doi.org/10.17223/15617793/454/11

Demeter, M. (2019). The World-Systematic Dynamics of Knowledge Production: The Distribution of Transnational Academic capital in the Social Sciences. Journal of world-system research, 25(1), 111–144. https://doi.org/10.5195/jwsr.2019.887

Griffiths, T.G. (2022). World-Systems Critical Education. In: A. Maisuria, (ed.). Encyclopaedia of Marxism and Education. (pp. 661–672). London: Brill Academic Publishers.

Li, M. (2021). China: Imperialism or Semi-Periphery? Monthly Review, July 01, 2021. URL: https://monthlyreview.org/2021/07/01/china-imperialism-or-semiperiphery/ (accessed: 19.12.2024).

Osorio, A.M., Úsuga, L.F., Restrepo-Carmona, J.A., Rendón, I., Sierra-Pérez, J., Vásquez, R.E. (2024). Methodology for Stakeholder Prioritization in the Context of Digital Transformation and Society 5.0. Sustainability, 16(13), 5317. https://www.mdpi.com/2071-1050/16/13/5317 (accessed: 19.12.2024).

Starnawski, M., Griffiths, T.G. (2023). World-systems analysis and curriculum theory. In: R.J. Tierney, F. Rizvi, K. Erkican, (eds.). International Encyclopedia of Education. (pp. 96–104). Amsterdam, Oxfords, Cambridge: Elsevier.

Wallerstein, I. (1974). The Modern World-System. Vol. I: Capitalist agriculture and the origins of the European world-economy in the sixteenth century. New York: Academic Press.

Wallerstein, I. (2001). Unthinking Social Science: The Limits of Nineteenth-Century Paradigms. Philadelphia: Temple University Press.

Wallerstein, I. (2006). European Universalism: The Rhetoric of Power. New York: The New Press.