ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Поступила: 28.05.2025
Принята к публикации: 25.06.2025
Дата публикации в журнале: 11.07.2025
Ключевые слова: китайские студенты; РКИ; онлайн-форма; конкурс; учебная мотивация; аудирование
DOI: 10.55959/LPEJ-25-12
Доступно в on-line версии с: 10.07.2025
Цзян Тао Организация конкурса с использованием технологии онлайн-формы как средство повышения мотивации китайских студентов в обучении РКИ // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2025. № 2. С. 93-119

Актуальность. В статье рассматривается проблема необходимости совершенствования способа контроля над внеаудиторной деятельностью с целью повышения мотивации китайских студентов в условиях отсутствия естественной языковой среды.
Цель. Исследование направлено на разработку и апробацию ключевых принципов организации долгосрочного конкурса с использованием технологии онлайн-формы с учетом менталитета современных студентов китайских вузов для максимального повышения учебной мотивации обучающихся. Цель публикации — предложить инновационный подход к интеграционному обучению по нескольким дисциплинам и организации общей внеаудиторной деятельности для обеспечения повышения учебной мотивации студентов-участников.
Выборка. В проведенном в конце 2024 г. эксперименте приняли участие 116 китайских студентов, обучающихся в китайских или российских вузах, в том числе 14 второкурсников (год выпуска: 2027) профиля «Русский язык» Института иностранных языков и культуры Южно-китайского педагогического университета.
Методы. На этапе теоретического исследования использованы методы обзора литературы и сопоставительного анализа китайских и российских стандартов обучения РКИ. На этапе эмпирического исследования ключевыми методами являлись эксперимент, интервью с преподавателями и студентами — участниками эксперимента, а также наблюдение за обучением по предложенной методике.
Результаты. Описаны типичные трудности в обучении иностранным языкам, возрастающие с распространением цифровых технологий и интернет-ресурсов; отмечена непосредственная причина их возникновения — нехватка мотивации; рассмотрены следующие актуальные для обучения РКИ вопросы: преимущества и перспективы использования технологии онлайн-формы в тестировании и организации внеурочной деятельности студентов, применение теории ожиданий В. Врума в педагогической работе, предложены принципы организации долгосрочного конкурса для максимальной активизации китайских студентов. В рамках исследования описан эксперимент в онлайн-среде, представляющий собой 51-дневный конкурс по выполнению упражнений по аудированию с использованием технологии онлайн-формы под названием «Аудирование-марафон — 2024». Показана мотивирующая роль и высокая педагогическая эффективность выдвинутого в работе подхода, для чего использовано сравнение результатов экзаменов по дисциплине «Русский язык. Аудирование» двух семестров.
Выводы. Результаты позволяют утверждать, что основная значимость организации конкурса с использованием технологий онлайн-формы заключается в активизации внеаудиторной деятельности, увеличении времени работы студентов над изучаемым языком, а также сохранении времени на уроках для практики устной речи. Тестирование в онлайн-среде без прямого контроля со стороны преподавателя — продуктивный способ повышения мотивации обучающихся и достижения высокой эффективности обучения. Кроме того, при разработке инновационного средства мотивации студентов к изучению русского языка необходимо обратить внимание на современный менталитет целевой аудитории, ее традиции обучения и доступное техническое оснащение.
Азимов, Э.Г., Щукин, А.Н. (2018). Современный словарь методических понятий. Теория и практика обучения языкам. Москва: Изд-во «ИКАР».
Акатова, Н.Г. (2010). Теоретическая модель реализации компьютерного тестирования студентов неязыковых вузов по иностранному языку. Образование и общество, 5(64), 58–62.
Андрюшина, Н.П. (сост.). (2009). Требования по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. Санкт-Петербург: Изд-во «Златоуст»
Гизатулина, О.И. (2022). Формирование мотивации к изучению русского языка студентами вузов. Academic research in educational sciences, (4), 516–524.
Лавриненко, И.Ю. (2021). Опыт использования гугл-форм в образовательном процессе (на материале обучения иностранному языку). Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 4(33), 134–137.
Ларионова, А.А. (2016). Электронная лингводидактика: эвристические возможности онлайн-тестирования по русской грамматике. Образование, технологии и общество, 19(1), 544–557.
Путиловская, Т.С., Тучкова, И.Г., Зубарева, Е.В. (2023). Психолингвистические проблемы и риски языкового и речевого онлайн-тестирования. Вестник университета, (7), 248–256.
Соломатина, М.Н. (2015). Контроль знаний студентов: опыт китайских вузов. Сибирский педагогический журнал, (6), 168–172.
Chen, G., Hai, Sh. (2010). Step by Step. Russian language listening course. Elementary level. Book for students. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press.
Chen, G., Ma, J. (2018). Step by step. Russian language listening course. Intermediate level. Book for students. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press.
Cui, W, Zhang L. (2013). Audiovisual Russian language course. Elementary level. Book for students. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press.
Cui, W. (2014). Audiovisual Russian language course. Basic level. Book for students. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press.
Davkova, I.E., Zhou, H. (2017). Course in listening and speaking practice. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press.
Ermachenkova, V.S. (2013). Listening and hearing. А2. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press.
Gao, Y., Huang, Sh., Lian, X., Nei, Z., Xu, Y. (2020). Research on students' motivation to participate in competitions in their majors and the study of incentive mechanisms — a case study of Hubei Higher School of Law and Commerce. Taiyuan: Shanxi Agricultural, (6), 109–111.
Gonchar, I.A., Mi, Sh., Xiao, Ch. (2016a). Listen. 2. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press.
Gonchar, I.A., Ye, X., Pan, L. (2016b). Listen. 3. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press.
Gonchar, I.A., Ye, X., Zhou, Zh. (2016c). Listen. 1. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press.
Huang, D. (2020). Basic audio-visual Russian language course. 1. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press.
Huang, D. (2021). Basic audio-visual Russian language course. 2. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press.
Huang, D. (2022). Basic audio-visual Russian language course. 3. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press.
Li, K., Zhou, T., Cui, M. (2010). Auditioning. Intensive course. Listening manual for first- and second-year Russian language students. 1. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press.
Li, K., Zhou, T., Cui, M. (2011). Auditioning. Intensive course. Listening manual for first- and second-year Russian language students. 2. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press.
Li, Y., Tang, X., Lei, Yu., Hu, L. (2024). Construction and practice of comprehensive evaluation model of the quality of students' education and training under the reforms of education evaluation system in the new era. Bulletin of Higher Education, (12), 5–11.
Ma, L. (2022). Two worlds — two souls. 4. Beijing: Higher Education Press.
Ma, L., Demidova, T.A. (2021a). Two worlds — two souls. 2. Beijing: Higher Education Press.
Ma, L., Demidova, T.A. (2021b). Two worlds — two souls. 3. Beijing: Higher Education Press.
Ma, L., Pak, I.Y. (2021). Two worlds — two souls. 1. Beijing: Higher Education Press.
Pak, I.Y. (2018). I'm going to the cinema. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press.
Shao, N. (2023). Audiovisual course in Russian language. 1. Book for students. Shanghai: Shanghai Foreign Language Press.
Shao, N., Lutza, R.A. (2022). Audiovisual course in Russian language. 2. Book for students. Shanghai: Shanghai Foreign Language Press.
Shi, T., Huang, M., Li, Y. (2012). Vostok. Russian language. Oral speech. 1. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press.
Shi, T., Huang, M., Zheng, W. (2023). Vostok. Russian language. Audition. 2. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press.
Subcommittee on the Guidance of Russian Language Teaching of the National Steering Committee for the Professional Teaching of Foreign Languages of Higher Education Institutions. (2012). Curriculum of the Russian language profile for Chinese higher education institutions. Second version. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press.
Sun, Sh., Ren, X. (1999). On fostering interest in learning Russian language. Bulletin of Mudanjiang Pedagogical University (Philosophy and Social Sciences), (4), 75–76.
Sun, Yu. (2010). Basic audio-visual course of Russian language. 1. Beijing: Peking University Press.
Sun, Yu. (2011). Basic audio-visual course of Russian language. 2. Beijing: Peking University Press.
Sun, Yu. (2013). Basic audio-visual course of Russian language. 3. Beijing: Peking University Press.
Vroom, Vi. (1964). Work and motivation. New York: John Wiley S-Sons Publ.
Wu, K., Dai, Zh. (2016a). Course of Spoken Russian. 1. Shanghai: Shanghai Foreign Language Press.
Wu, K., Dai, Zh. (2016b). Course of Spoken Russian. 2. Shanghai: Shanghai Foreign Language Press.
Zhang, T., Wang, L., Tong, D. (2013). Listening and hearing. В1. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press.