ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Поступила: 25.01.2025
Принята к публикации: 09.04.2025
Дата публикации в журнале: 11.07.2025
Ключевые слова: русский язык; обучение языку; КНР; идейно-политическое воспитание; коммуникативно-речевые умения; история Китая
DOI: 10.55959/LPEJ-25-09
Доступно в on-line версии с: 10.07.2025
Чжоу Шуцзюань, Ван Сяоян Формирование коммуникативно-речевых умений учащихся в системе обучения русскому языку в вузах КНР (на материале китайской истории) // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2025. № 2. С. 35-51

Актуальность. Суть идейно-политической работы в вузах КНР заключается в воспитании патриотизма учащихся, конкретным проявлением которого является развитие у них умений вести на иностранном языке обсуждение актуальных вопросов истории Китая. Формирование и развитие у китайских студентов-русистов навыков монологического и диалогического общения на материале истории родной страны соответствует не только требованиям времени и целям обучения предмету «Русский язык: продвинутый уровень», но и открывает новые возможности для идейно-политического воспитания молодежи.
Цель. Обоснование методов формирования коммуникативно-речевых умений учащихся продвинутого этапа обучения на основе материалов по истории Китая в контексте их идейно-политического воспитания.
Методы. Анализ материалов по коммуникативности в обучении студентов вузов КНР.
Результаты. Показано, что развитие у студентов умений рассказывать о китайской истории и обсуждать на изучаемом (русском) языке связанные с ней события исторического значения повышает значимость предмета «Русский язык» в китайском вузе и в целом отражает миссию преподавания иностранного языка. В соответствии с характером и направленностью получаемой специальности от студентов ожидается готовность к межкультурному диалогу в историческом контексте на материале как мировой истории, так и истории КНР.
Выводы. В процессе обучения русскому языку на продвинутом этапе преподаватель должен уделять особое внимание обсуждению различных аспектов китайской истории и культуры, в том числе таких как китайская политика, китайская мудрость и др., чтобы в будущем студенты могли уверенно использовать русский язык для представления Китая на международной арене и защиты его национальных интересов.
Гладкова, О.Д., Коннова, З.И. (2015). К вопросу об информатизации языкового образования как дидактической основы профессиональной иноязычной подготовки специалистов. Известия Тульского государственного университета. Педагогика, (1), 92–98.
CPC Central Committee. (2021). Resolution on the Major Achievements and Historical Experience of the Party over the Past Century. Beijing: People's Publishing House.
Liu, J., Xiao, Q. (2024). The influence of the era and the realistic way of university English teaching materials to help tell Chinese history. Higher Education in China, (4), 90–96.
Shi, T. (2024). Russian language 7 (Orient). Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press.
Shi, T., Huang, M. (2021). Russian language 5 (Orient). Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press.
Shi, T., Li, X. (2023). Russian language 6 (Orient). Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press.
Wang, Sh. (2024). Serving the national requirement of “Telling Chinese History” and cultivating first-class foreign language talents in the new era. Handbook of Foreign Languages, 47(1), 46–55.
Wen, Q. (2019). From English international education to Chinese international education: reflections and suggestions. Chinese Language Teaching in The World, 33(3), 291–299.
Xi, J. (2020a). On the propaganda and ideological work of the party. Beijing: Central Literature Publishing House.
Xi, J. (2020b). Xi Jinping emphasizes commitment to the Party leadership, inheriting the red gene and rooting in Chinese soil to take a new path of building a world-class university with Chinese characteristics during a visit to the People's University of China. People's Daily, 2022-04-26. URL: http://en.people.cn/102775/416940/417013/index10.html (дата обращения: 02.03.2025).
Xia, Q., Huang, G. (2020). Reflections on the construction of civic and political construction of foreign language courses. Foreign Languages in China, (5), 10–14.
Xinhua News Agency research team. (2022). Research on Xi Jinping's important statements on news and public opinion. Beijing: Xinhua Publishing House.
Zho, Sh. (2024). Constructing and realizing the systematization of citizenship education in Russian language courses from a constructivist perspective. Bulletin of Jilin University of Foreign Languages, (3), 15–20.