ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Поступила: 05.12.2024
Принята к публикации: 22.01.2025
Дата публикации в журнале: 17.03.2025
Ключевые слова: модель высшего образования Китая; технологии искусственного интеллекта; генеративный искусственный интеллект; индикаторы роста; качество образования; управление образованием; цифровая трансформация образования; цифровые решения; цифровые образовательные ресурсы
DOI: 10.55959/LPEJ-25-06
Доступно в on-line версии с: 18.03.2025
Сяо Ц., Аринушкина А.А., Машкина О.А. Актуальные вопросы внедрения технологий искусственного интеллекта в систему высшего образования Китая // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2025. № 1. С. 121-136
Актуальность. Вопросы системного внедрения технологий искусственного интеллекта на различных уровнях образовательной системы, включая систему высшего образования, в рамках региональных, локальных, национальных образовательных проектов актуализируют необходимость разработки и апробации методик внедрения технологий искусственного интеллекта, выбора релевантной методологии апробации, исследования лучших практик реализации и ресурсного сопровождения.
Цель. Исследовать ключевые аспекты и лучшие практики организации образовательных проектов в КНР, связанных с внедрением технологий искусственного интеллекта, с целью возможного использования полученных результатов в системе высшего образования РФ.
Методы. Основные источники — программные документы, планы развития «интеллектуального образования» (образования, основанного на применении технологий искусственного интеллекта), а также результаты исследований по вопросам внедрения инноваций в области искусственного интеллекта в высших учебных заведениях КНР.
Результаты. В статье представлен анализ подходов к цифровой трансформации системы высшего образования Китая в условиях применения технологий искусственного интеллекта, отражена динамика нормотворческой деятельности: 1) рассмотрена эволюция нормативных и правовых актов в области применения технологий искусственного интеллекта в системе высшего образования КНР на региональном и национальном уровне; 2) проанализированы вопросы профессиональной подготовки в области применения генеративного искусственного интеллекта.
Выводы. Анализ внедрения технологий искусственного интеллекта в систему высшего образования КНР на уровне формирования нормативно-правовой среды и реализации региональных программ развития дал возможность выделить критически значимые индикаторы внедрения технологий искусственного интеллекта в условиях реализации различных национальных образовательных проектов.
Выпущена «Синяя книга по развитию интеллектуального образования 2024 года — образовательное приложение для генеративного искусственного интеллекта». (2024). НПКСК, 23 сентября 2024 г. URL: https://www.rmzxb.com.cn/c/2024-09-23/3609055.shtml (дата обращения 25.09.2024).
Гаджиева, З.Р., Степанова, И.В. (2023). Применение искусственного интеллекта при расследовании преступлений в Китае. Вестник науки, 4(10(67)), 255–261.
Каримов, К.С. (2024). Искусственный интеллект в транспортной политике Китая: от политической стратегии к реализации. Постсоветский материк, 4(44), 26–39.
Лукичев, П.М., Чекмарев, О.П. (2024). Риски применения искусственного интеллекта в системе высшего образования. Вопросы инновационной экономики, 14(2), 463–482.
Министерство образования выпустило уведомление «План действий по внедрению инноваций в области искусственного интеллекта в высших учебных заведениях» от 03.04.2018. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A16/s7062/201804/t20180410_332722.html (дата обращения: 07.11.2024).
Раевская, Е.Г. (2024). Применение искусственного интеллекта в сельском хозяйстве Китая (обзор). Аграрная наука Евро-Северо-Востока, 25(50), 739–753.
Столяров, А.Д., Абрамов, В.И., Абрамов, А.В. (2024). Генеративный искусственный интеллект для инноваций бизнес-моделей: возможности и ограничения. Beneficium, 3(52), 43–51.
Уведомление Государственного совета об издании Плана развития искусственного интеллекта нового поколения № 35 от 20.07.2017. URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/2017-07/20/content_5211996.htm (дата обращения: 07.11.2024).
Уведомление Министерства науки и технологий о выпуске «Руководства по созданию Национальной пилотной зоны инноваций и развития искусственного интеллекта нового поколения» от 06.09.2019. URL: https://www.gov.cn/xinwen/2019-09/06/content_5427767.htm (дата обращения: 11.10.2024).
Филипова, И.А. (2024). Правовое регулирование искусственного интеллекта: опыт Китая. Journal of Digital Technologies and Law, 2(1), 46–73.
Шаосюе, Ц. (2024). Обзор правового регулирования сервисов генеративного искусственного интеллекта в Китае. Юридическая наука и практика, 19(4), 53–62.
Arinushkina, A.A. (ed.). (2025). Integration Strategies of Generative AI in Higher Education. Hershey: IGI Global.
Bearman, M., Ryan, J., Ajjawi, R. (2023). Discourses of artificial intelligence in higher education: A critical literature review. Higher Education, 86(2), 369–385.
Beijing city government announces plan to support AI development. (2023). Technode, 14 февраля 2023 г. https://technode.com/2023/02/14/beijing-city-government-announces-plan-to-support-ai-development/ (дата обращения: 11.10.2024).
Bond, M., Khosravi, H., Laat, M., Bergdahl, N., Negrea, V., Oxley, E., Pham, P., Chong, S.W., Siemens, G. (2024). A meta systematic review of Artificial Intelligence in Higher Education: A call for increased ethics, collaboration, and rigour. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 21(1), 1–41.
Cotton, D.R.E., Cotton, P.A., Shipway, J.R. (2024). Chatting and cheating: Ensuring academic integrity in the era of ChatGPT. Innovations in education and teaching international, 61(2), 228–239.
George, B., Wooden, O. (2023). Managing the strategic transformation of higher education through artificial intelligence. Administrative Sciences, 13(9), 196. https://doi.org/10.3390/admsci13090196
iFlytek: Синяя книга по развитию интеллектуального образования 2024 года — Образовательные приложения для генеративного искусственного интеллекта. (2024). URL: https://www.sgpjbg.com/baogao/175876.html (дата обращения: 11.10.2024).
Khanal, S., Zhang, H., Taeihagh, A. (2024). Development of New Generation of Artificial Intelligence in China: When Beijing’s Global Ambitions Meet Local Realities. Journal of Contemporary China, 34(151), 19–42.
Kuznetsova, V.V., Mashkina, O.A. (2020). Globalization of Chinese higher education as a factor of geopolitical influence. Comparative Politics Russia, 11(2), 139–150.
Liu, Y. (2023). China’s Nationwide Undergraduate CS Education Reforming Initiatives: the “101 plan”. Proceedings of the ACM Turing Award Celebration Conference China 2023. New York: Association for Computing Machinery.
MOE press conference presents China’s educational achievements in 2023. (2024). URL: http://en.moe.gov.cn/news/press_releases/202403/t20240311_1119782.html (дата обращения: 15.10.2024).
Plata, S., De Guzman, M.A., Quesada, A. (2023). Emerging research and policy themes on academic integrity in the age of chat GPT and generative AI. Asian Journal of University Education, 19(4), 743–758.
Rane, N.L., Paramesha, M., Desai, P. (2024). Artificial intelligence, ChatGPT, and the new cheating dilemma: Strategies for academic integrity. In: N.L. Rane, (ed.). Artificial Intelligence and Industry in Society 5.0. (pp. 1–23). Mumbai: Deep Science Publishing.
Several Opinions on the Construction of “Double First-Class” Universities to Promote the Integration of Disciplines and Accelerate the Cultivation of Postgraduates in the Field of Artificial Intelligence fr om 24.02.2020. (2020). URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A22/moe_826/202003/t20200303_426801.html (дата обращения: 07.11.2024).
Todaro, D. (2024). Artificial Intelligence in the Public Sector in Shanghai: Conceptualization, Context, and Capacity. The Use of Artificial Intelligence in the Public Sector in Shanghai: Ambition, Capacity and Reality. Singapore: Springer Nature Singapore.
Zawacki-Richter, O., Marín, V.I., Bond, M., Gouverneur, F. (2019). Systematic review of research on artificial intelligence applications in higher education — wh ere are the educators? International Journal of Educational Technology in Higher Education, 16(1), 1–27.