ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
En Ru

Формирование гражданско-патриотической и культурной идентичности студентов в условиях расширения единого образовательного пространства Российской Федерации

Формирование гражданско-патриотической и культурной идентичности студентов в условиях расширения единого образовательного пространства Российской Федерации

Поступила: 23.09.2024

Принята к публикации: 10.02.2025

Дата публикации в журнале: 17.03.2025

Ключевые слова: гражданско-патриотическая идентичность; культурная идентичность; традиционные ценности; студенчество; единое образовательное пространство; социальная зрелость; патриотическое воспитание; духовно-нравственные ценности

DOI: 10.55959/LPEJ-25-04

Доступно в on-line версии с: 18.03.2025

Для цитирования статьи

Кочетова С.А., Зябрева С.Э. Формирование гражданско-патриотической и культурной идентичности студентов в условиях расширения единого образовательного пространства Российской Федерации // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2025. № 1. С. 75-101

Номер 1, 2025

Аннотация

Актуальность. Статья посвящена вопросу воспитания молодежи в духе любви к своей Родине как приоритетной государственной задаче, поскольку воспитание патриота, формирование российской гражданско-патриотической идентичности подрастающего поколения является сегодня вопросом национальной безопасности. Эта задача становится еще более востребованной, если речь идет о подготовке и воспитании будущих педагогов.

Цель. В рамках проведенного исследования в качестве основной цели выделяется разработка в педагогическом вузе программы подготовки социально зрелого, образованного, культурного гражданина своей страны, настоящего патриота России.

Выборка. В исследовании приняли участие 125 студентов 1-х и 5-х курсов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении.

Методы. В качестве основы для проведения исследования использован социокультурный подход, акцентирующий внимание на принятых в данном социуме нормах и правилах поведения, влияющих на формирование индивидами моделей поведения. Исследование гражданско-патриотической и культурной идентичности проводилось посредством разработанной авторами анкеты, позволяющей выявить отношение обучающейся молодежи к гражданственности и патриотизму. Для обработки полученных результатов использовались описательные статистики.

Результаты. Опыт Донецкого государственного педагогического университета демонстрирует широкие возможности института кураторства в вопросах профессионального воспитания будущих педагогов, воспитания гражданина и патриота. Подчеркивается, что наставничество в университете имени В. Шаталова — это действенный инструмент формирования единого образовательного пространства, что способствует активной интеграции новых регионов в общий контекст образовательной системы России.

Выводы. Рассмотренный материал позволяет сделать вывод о том, что работа по формированию гражданско-патриотической идентичности невозможна без внимания к духовно-нравственным ценностям и идеалам, укорененным в историческом прошлом поликультурного народа России, традиционным ценностям, которые мы воспринимаем как нравственные ориентиры. Перспективы дальнейшей работы по формированию гражданско-патриотической идентичности студенчества Донбасса авторы видят в разработке научно-исследовательской темы, посвященной изучению механизмов формирования гражданской позиции будущего учителя, включающих использование различных инструментов, в том числе образовательных ресурсов учреждения высшего образования педагогического профиля.

Литература

Алфимов, В.Н. (2024). Педагогические условия развития потребности в творческой самореализации студентов педагогического университета. В кн.: Проблемы современного педагогического образования: сб. науч. трудов. Под ред. А.В. Глузман. (С. 13–16). Ялта: Изд-во РИО ГПА.

Безгина, Н.В. (2013). Психологическая структура гражданской идентичности. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, (3), 241–248.

Бердяев, Н.А. (1918). Судьба России: опыты по психологии войны и национальности. Москва: Изд-во Г.А. Лемана, С.И. Сахарова.

Бондырева, С.К., Колесов, Д.В. (2007). Суверенитет, субъективность, свобода. Москва: Изд-во МПСИ.

Гадаборшева, З.И., Бехоева, А.А. (2023). Краткая характеристика гражданско-патриотического воспитания как педагогического феномена. Экономические и гуманитарные исследования регионов, 3, 24–30.

Гукаленко, О.В. (2016). Формирование гражданско-патриотической идентичности в условиях поликультурной России. В кн.: Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы. Сб. тр. междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 55-летию Института дошк. воспитания и 110-летию со дня рождения А.В. Запорожца (15 декабря, 2015 г.). Под ред. Т.В. Волосовца, И.Л. Кириллова, О.С. Ушаковой. (С. 122–130). Москва: Изд-во НИИ школьных технологий.

Гукаленко, О.В., Иванова, С.В., Селиванова, Н.Л., Пустовойтов, В.Н. (2020). Социально-воспитательное пространство педагогического образования: опыт становления и проектирование будущего. В кн.: Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития. Под науч. ред. Ю.П. Зинченко. (С. 231–259). Москва, Ростов-на-Дону, Таганрог: Изд-во ЮФУ.

Гукаленко, О.В., Сериков, В.В. (2024). Формирование гражданско-патриотической идентичности будущих педагогов в классическом университете. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование, 22(1), 205–221.

Гурьянчик, В.Н. (2022). Теоретическое обоснование воспитания этнокультурной личности в эпоху постглобализма. Проблемы современного педагогического образования, (77–1), 128–131.

Гурьянчик, В.Н. (2023). Социальная мобильность и этнокультурная идентичность молодого поколения. В кн.: Воспитание социально мобильной личности. (С. 8–24). Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени К.Д. Ушинского.

Дивакова, Р.Д. (2014). Методический бюллетень «Развитие гражданской идентичности обучающихся». Смоленск.

Ефименко, В.Н. (2013). Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность». Теория и практика общественного развития, (11), 250–254.

Зябрева, С.Э. (2023). Воспитание гражданина как вектор формирования личности. Векторы педагогического образования, (1). URL: https://goo.su/nSWLk (дата обращения: 14.02.2024).

Ивахненко, М.Н. (2023). Ориентиры и формы наставнической деятельности в ДГПУ. Векторы педагогического образования, (2). URL: https://goo.su/qRCF8 (дата обращения: 14.02.2024).

Ивахненко, М.Н. (2024). Гражданское и патриотическое воспитание студентов в условиях дистанционного обучения в ДГПУ им. В. Шаталова. Векторы педагогического образования, (4). URL: https://goo.su/ZsFa (дата обращения: 14.02.2024).

Кон, И.С. (1988). Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. Москва: Изд-во Наука.

Кондрашова, М.В. (2024). Духовно-нравственные ценности студенческой молодежи. International Journal of Medicine and Psychology, 7(6), 38–44.

Кочетова, С.А. (2021). Студент педагогического вуза Донбасса: культурная идентичность. Этнодиалоги, 2(64), 208–215.

Кочетова, С.А., Белоконь-Пожарицкая, Н.А., Ивахненко, М.Н., Жуков, Ю.Ю. (2024). К вопросу о реализации ФИП и разработке сетевой региональной модели формирования психолого-педагогической составляющей гражданско-патриотической идентичности. Векторы педагогического образования, (3). URL: https://goo.su/DcvaNzB (дата обращения: 14.02.2024).

Понеделков, А.В., Стеценко, В.В., Колимбет, П.С. (2020). Особенности формирования общественно-политического дискурса современной России в контексте осмысления факторов укрепления гражданско-патриотической идентичности молодежи. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 7(122), 137–139.

Путин В.В. призвал различать истинный патриотизм. (2018). РИА НОВОСТИ, 30 января 2018 г. URL: https://ria.ru/20180130/1513622095.html (дата обращения: 14.02.2024).

Путин: процесс наставничества в РФ объединяет поколения и позволяет обмениваться опытом. (2023). ТАСС, 1 сентября 2023 г. URL: https://tass.ru/obschestvo/18639581(дата обращения: 14.02.2024).

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502?ref=svtv.org (дата обращения: 14.02.2024).

Эриксон, Э.Г. (1996). Детство и общество. Под ред. А.А. Алексеевой. Санкт-Петербург: Изд-во Психол. центра «Ленато».

Эриксон, Э.Г. (2006). Идентичность: юность и кризис. Москва: Изд-во Флинта; МПСИ: Изд-во Прогресс.

Banks, J. (1977). Multiethnic Education: Practice and Promises. Bloomington: Phi Delta Kappa Educational Foundation Publ.

Gur’yanchik, V.N., Belkina, V.V., Makeeva, T.V. (2022). The Educational Aspect of Ensuring the Safety of Children from the Liberated Territories. Pedagogy and Education, 4, 72–81.

James, H. (ed.). (1920). The Letters of William James. Vol. 1. Boston: The Atlantic Monthly Press.

Touraine, A. (1973). Production de la societe. Paris: Seuil Publ.