ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Статья посвящена проблеме обеспечения конкурентоспособности отечественного образования в условиях цифровой среды. В рамках проблематизации феномена конкурентоспособности, применительно к системе образования, дается обзор различных рейтинговых шкал, позволяющих оценить различные аспекты конкурентоспособности и качества российского образования. По совокупности критериев Россия демонстрирует неплохие показатели в части общей результативности образования, внутреннего единства, эффективности использования ресурсов; в то же время, очень низкие результаты связаны с показателями экономической эффективности образования, развития научно-образовательных сетей и кооперации, практической направленности образования. В этих условиях цифровая трансформация является одним из важнейших факторов системного решения всех перечисленных проблем, чья значимость особенно возрастает в связи с пандемией. Основным результатом статьи являются аннотации шести крупных проектов модернизации и повышения конкурентоспособности российской системы профессионального образования в контексте цифровой трансформации образовательной среды.
Актуальность. В статье обсуждаются проблемы дидактического познания в актуальных условиях трансформации отечественной системы образования первой четверти XXI в.
Цель. Рассматриваются три круга проблем, в числе которых: место и роль дидактического знания в системе наук об образовании; источники и сущность трансформаций дидактических представлений в современном мире; перспективные направления развития дидактического знания.
Методы. Ведущей логикой исследования является сопоставление парадигмального и традиционного исторического подходов к анализу дидактических явлений, результатом синтеза которых оказываются понятия «современность» как установка и «режимы историчности» знания.
Результаты. В заключении статьи приводятся два типовых «режима историчности», характерные для дидактических исследований и реконструкций, а также система «сфер», каждая из которых включает совокупность проблем, интерпретаций и стратегий развития дидактического знания.
Выводы. Дидактика многомерна и многофункциональна, она объединяет в единое целое три временных плана — прошлое, настоящее и будущее, отвечая актуальным вызовам современной ей реальности.