Актуальность. Современное образование представляет собой сложноорганизованную систему, которая постоянно сталкивается с двумя противоборствующими силами — с одной стороны, вынужденной модернизацией (как результатом научно-технического прогресса) и, с другой — с сохранением базовых фундаментальных оснований педагогической мысли. Перед системой образования постоянно возникают новые вызовы, решение которых принято искать в современных инновациях, однако основополагающие принципы образования и воспитания, формирующие отечественную педагогику как самостоятельную науку и дисциплину, могут быть потенциальным ресурсом для решения в том числе современных проблем. Одной из таких областей является проблема нехватки квалифицированных педагогических кадров в общеобразовательных учебных заведениях. Трудности профессиональной адаптации, с которыми сталкиваются молодые педагоги в начале своего профессионального развития, являются одной из причин возникновения данной проблемы.
Цель. Целью данной работы является теоретический анализ педагогических идей К.Д. Ушинского в контексте поиска возможных путей преодоления проблем профессиональной адаптации молодых специалистов к педагогической деятельности.
Методы. Основными методами, используемыми в работе, являются теоретический анализ педагогических работ К.Д. Ушинского, а также построение на его основе модели профессионального самосознания педагога.
Результаты. В статье описаны такие структурные компоненты профессионального самосознания педагога, как профессиональные компетенции (знания в области дидактики и психологии) и система ценностных ориентаций (гуманизм, традиционализм и самообразование). Предложены принципы осуществления педагогического образования, способствующие интеграции молодого специалиста в процесс профессиональной педагогической деятельности.
Выводы. Педагогические идеи К.Д. Ушинского могут быть применены к разработке педагогической модели интегративного качества личности, определяющего готовность педагогов к осуществлению профессиональной деятельности в современных условиях образовательного процесса, и педагогической технологии, оказывающей положительное воздействие на процесс адаптации молодых специалистов к педагогической деятельности.
Актуальность. В центре внимания — потенциал отечественной научной школы формирования лингвистического мировоззрения учащихся в образовательных учреждениях России при обучении русскому языку. Ее создатель — доктор педагогических наук Михаил Трофимович Баранов. В настоящий момент высока необходимость рассматривать учебный предмет «русский язык» с мировоззренческих позиций социализации и идентичности личности, определения ценностных приоритетов в познании русской культуры, усиления воспитательной роли русского языка в развитии личности.
Цель. В ходе исследований важно произвести оценивание существующих идей и тенденций в методике преподавания русского языка, выявить их значение для получения качественных результатов в образовательном процессе, соотнести научные достижения ученых-методистов с возможностями их применения в практике.
Методы. Исследование выполнено на основе обзора трудов лидера научной школы М.Т. Баранова и материалов аналитического характера, посвященных ученому в разное время. Произведен отбор и анализ публикаций 2024 г., оценивающих его вклад в отечественную науку.
Результаты. Дана высокая оценка персонального вклада ученого, идеи которого преемственно и перспективно обогащаются его преемниками. Объективность оценки основана на базовых положениях научной школы М.Т. Баранова и пролонгированности и многоаспектности исследований в развитии идей учителя в науке.
Выводы. Исследование показало перспективность методического наследия ученого по ряду актуальных позиций: системного изучения русского языка в средней школе, активного внимания к детской речи, ее обогащению и содержательности, теоретического осмысления методики правописания, опоры на традиции когнитивно-эстетического обучения русскому языку и русской речи.
Ключевые слова:
историческое наследие; лингвистическое мировоззрение; детская речь; русский язык; методика обучения русскому языку; М.Т. Баранов
Актуальность. Необходимость в реконструкции (а не просто модификации, как это делалось ранее) школьного математического образования, обусловленная интенсивным развитием информационных технологий, требует восстановления оснований, исходя из которых это образование строится. Обсуждение вопросов о том, какую тему включить или исключить из курса математики на основании аргументов вроде «невозможно быть образованным человеком, не зная…» или «дети и так ничего не понимают в…» явно не имеет шансов на продуктивные решения.
Цель. В настоящей работе вводится система понятий и различений, дающая возможные основания для содержательного конструирования школьного курса математики.
Методы. Проблематизация (переход от проблемной ситуации к формулировке проблемы), методологический анализ проблемы, введение понятийных различений, построение системы отношений между понятиями.
Результаты. Введено различение содержимого и содержания математического образования — и как процесса, и как результата. Показано, что функционально (содержательно) математика существует в культуре как система мыслительных средств, необходимых для того, чтобы представлять отношения между мыслимыми сущностями в той или иной науке или сфере деятельности. Соответственно, содержанием процесса математического образования является освоение этих мыслительных средств и способов их использования, а содержанием математического образования как результата становится владение этим мыслительными средствами и способами для представления отношений между сущностями той или иной природы.
Выводы. Показано, что математика функционально выступает как система мыслительных средств и поэтому конструирование школьного математического образования должно осуществляться именно в логике освоения мыслительных средств, а не «тем», «объектов», «задач», «навыков», «знаний» и пр.
Во второй части статьи развитая система представлений будет применена для задания, с одной стороны, темпо-ритмической структуры образовательного процесса, а с другой — для логического обоснования начальной части математического образования (арифметики) как процесса освоения математических мыслительных средств.
Ключевые слова:
содержание школьного математического образования; категории формы, содержимого и содержания; мыслительные средства; знаковые и идеальные средства мышления; понятия; мыслительные операции и отношения; система; темпо-ритм; изменения и развитие
Актуальность. В современной педагогической практике существует большой выбор подходов и методов обучения, например, много говорят об эффективности имплицитного обучения — обучения, которое происходит на подсознательном уровне, без осознания того, что было изучено. Однако для более осознанного выбора того или иного подхода следует определить условия его применения и характеристики групп обучающихся, для которых подход будет эффективен.
Цель. Цель исследования — выявление характеристик, оказывающих значительное влияние на эффективность применения имплицитного и эксплицитного подходов при преподавании грамматического материала английского языка у русскоговорящих студентов нелингвистического факультета, а также определение педагогических техник, способствующих успешному применению указанных подходов.
Методы. В статье описан опыт обучения групп русскоговорящих студентов неязыкового факультета структурам «fronting» (синтаксическим структурам с нарушением обычного порядка следования членов предложения) с использованием двух подходов. Эффективность применения подходов определялась на основании двух контрольных тестов. Для решения задач определения характеристик, значимых для усвоения материала, презентуемого двумя подходами, и педагогических техник, способствовавших результативности использования подходов, применялся метод опроса, эксперимента, сравнения и анализа полученных данных.
Результаты. Рассмотрены принципы ведущих международных концепций, касающихся применения имплицитного и эксплицитного подходов при обучении второму языку. Разработаны учебные материалы, нацеленные на имплицитное усвоение обучающимися упомянутых грамматических структур (подобраны и адаптированы тексты, составлены упражнения на понимание содержания текстов), составлены учебные материалы для эксплицитного введения грамматики. Разработан и проведен опрос с целью выявления значимых для результативности учебных материалов факторов.
Выводы. В результате исследования было установлено, что эффективность имплицитного подхода сильно лимитирована такими характеристиками студентов, как высокая степень ожидания эксплицитного объяснения, доверия этому подходу, привычке полагаться на правило, сформулированное учителем. Высокую эффективность показало сочетание имплицитного подхода с последующими стратегиями направляемых открытий (Guided Discovery) и техниками «noticing».
Ключевые слова:
имплицитный подход; эксплицитный подход; обучение иностранному языку; синтаксические структуры «fronting»
Актуальность. В современных условиях построения суверенной национальной системы образования, развития отечественного высшего образования поставлена задача реализации пилотного проекта, участником которого является МПГУ, направленного на решение проблемы качества подготовки педагогов-психологов не только под текущие, но и перспективные запросы сферы труда.
Цель. На основе обобщения эффективного опыта разработки и реализации образовательных программ профессиональной подготовки педагогов-психологов кафедрами Института педагогики и психологии МПГУ определить новые подходы к проектированию образовательного стандарта базового высшего образования (ОС БВО) и 5-летних программ подготовки.
Методы. Методологическую основу исследования составили научные концепции личностно-профессионального развития педагога В.А. Сластенина, социализации личности А.В. Мудрика, применялись методы анализа нормативных, научных и методических источников и изучения потребностей сферы труда, моделирование и проектирование образовательных программ подготовки педагогов-психологов.
Результаты. Разработаны новые подходы к проектированию образовательных программ базового высшего образования (БВО) в соответствии с ОС БВО МПГУ по направлению «Психолого-педагогическое образование». Предложены модели совмещения квалификаций специалиста в рамках пятилетних образовательных программ. Обозначены условия эффективной их реализации.
Выводы. В статье показаны новые подходы к подготовке педагогов-психологов в рамках реализации пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования РФ, определены принципы разработки образовательных программ, ресурсы и эффективные педагогические технологии. Перспективы использования разработанных материалов будут определяться в ходе апробации предложенной модели.
Ключевые слова:
пилотный проект; подготовка педагога-психолога; базовое высшее образование; образовательная программа
Актуальность. Ключевым элементом качества образования, как и ключевым элементом его развития, является учитель. В мире идут все ускоряющиеся изменения, соответственно, меняется функция системы образования. Сегодня она состоит в подготовке ученика к жизни и работе в будущем мире, следовательно, возрастает важность роли учителя как организатора и мотиватора процесса учения. В настоящей работе рассматривается фигура учителя, готового к изменениям и реализующего их, — студентов-педагогов необходимо готовить именно к такой роли. Изменения в подготовке учителей равно необходимы как в системе подготовки учителей Российской Федерации, так и в Республике Казахстан.
Цель. В статье формулируются основания современного образования для будущих школьных учителей математики — основания, которые отвечают новым целям и задачам математического образования, продиктованным изменениями в самой математике за последний век, изменением ее роли в современном цифровом мире, изменениями самого мира. При этом важнейшим в подготовке учителей математики является преемственность такой подготовки, при которой необходимо учить будущего учителя не только основному объему содержания обучения, но в первую очередь тем формам деятельности, которым он будет учить ученика в школе.
Результаты. Необходимо так организовать обучение, чтобы с самого начала их подготовки будущие учителя приходили в школу и работали со школьниками. При этом ядром образования становится решение задач, которые «неизвестно как решать». Существенную роль при современном обучении математике играют цифровые технологии.
Выводы. Сегодня в любой системе образования важна установка учителя на изменения, готовность их принять, поддержать и инициировать. Долг современной системы подготовки учителей как в России, так и в Казахстане — самой быть готовой к изменениям и воспитывать такую готовность в студентах.
Ключевые слова:
математическая грамотность; фровые инструменты математического открытия; неожиданные задачи; задачи, которые «неизвестно как решать»; среднее математическое образование; повышение квалификации учителей математики; навыки XXI века
Актуальность. В 2018 г. в Китае был опубликован «Государственный стандарт по предмету “Русский язык” для старших классов средней школы», разработанный Министерством образования КНР. Рассмотрение концепции, лежащей в основе нового стандарта, и его всесторонний анализ в сопоставлении со стандартом предыдущего поколения имеет существенное значение для определения направлений совершенствования системы обучения русскому языку как иностранному в китайском школьном образовании. Проблемное поле исследования предполагало, что в настоящее время наблюдается заметный разрыв между новыми государственными требованиями к изучению русского языка как школьного предмета и традиционной системой его преподавания в китайской школе. Методы. Методологическая основа исследования определялась сложностью и многоаспектностью его объекта, что потребовало применения междисциплинарного подхода и использования возможностей педагогических, лингвистических и культурологических концепций и методик, а также сравнительного метода и совокупности методов анализа текста.
Результаты. Проведенный анализ показал, что по сравнению с нормативными требованиями предыдущего поколения новый государственный стандарт для старших классов средних школ КНР по предмету «Русский язык» отличается принципиально новой концептуальной основой, базирующейся на коммуникативно-деятельностном подходе к обучению иностранному (русскому) языку. Это нашло отражение в целях обучения; характеристике предмета обучения; структуре и содержании учебной программы; новой методической системе преподавания русского языка как иностранного; способах оценивания результатов обучения. В «Стандарте 2017» впервые определены четыре ключевые компетенции — «языковая компетенция», «культурная осведомленность», «мыслительные способности», «способность к обучению», развитие которых у учащихся происходит в рамках освоения ими предмета «Русский язык» в старших классах китайских школ; предложены соответствующие структурные компоненты учебной программы и инструменты комплексной оценки качества обучения. С учетом принципов новой образовательной политики Китая и требований государства к современному специалисту стандарт нацелен на обеспечение тесной связи коммуникативно ориентированного обучения русскому языку с формированием всесторонне развитой личности школьника, установление роли изучения русского языка как благоприятного фактора личностного роста учащегося.
Ключевые слова:
государственный стандарт; преподавание русского языка как иностранного; китайская средняя школа; ключевые компетенции; система оценки; структура учебной программы; реформа преподавания русского языка; совмещение обучения и воспитания
В статье представлен обзор истории развития обучения русскому языку в КНР, выделены основные этапы и их особенности. Отмечается, что преподавание русского языка в КНР всегда было сопряжено с национальной стратегией подготовки кадров для социально-экономического развития страны, то есть постановка образовательных задач и разработка учебных планов всегда осуществляется с учетом ближайшей перспективы и долгосрочных планов модернизации страны. Анализ изменений, происходивших в сфере русскоязычного образования в Китае на разных этапах, позволил переосмыслить и обобщить накопленный положительный опыт и одновременно высветить недостатки и узкие места в процессе организации преподавания русского языка, наметить шаги для их преодоления и совершенствования системы русскоязычного образования в целом. На примере Харбинского политехнического университета (ХПУ) выявлены основные характеристики комплексной модели обучения русскому языку студентов инженерно-технических специальностей.
Ключевые слова:
Китай; русский язык; методика; инновации; интегративные подходы
Актуальность. В современной ситуации в ракурсе приоритетов государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей возрастает необходимость повышения и реализации потенциала классического университета в формировании гражданско-патриотической идентичности будущих педагогов.
Цель. Выявить условия формирования гражданско-патриотической идентичности будущих педагогов, при которых в роли генератора ценностно-смыслового сознания студентов выступает среда классического университета.
Выборка. Исследование опирается на анализ опыта работы более двух десятков университетов за период с 2020 г. по настоящее время и анализ современных исследований в области патриотического воспитания (более 50 диссертационных работ) за последнее десятилетие.
Методы. Теоретическое моделирование, анализ педагогического опыта и современных исследований.
Результаты. На основе анализа педагогического опыта и современных исследований выявлены ресурсы университетского образования, способствующие гражданской и профессиональной социализации студентов. Результатом теоретического моделирования стала модель реализации ситуационно-событийного подхода к развитию гражданской активности и профессиональной направленности студентов педагогических специальностей. Выявлены условия формирования гражданско-патриотической идентичности будущих педагогов, при которых в роли генератора ценностно-смыслового сознания студентов выступает среда классического университета.
Выводы. Образовательная среда университета обладает значительным потенциалом для формирования личности будущего педагога, его гражданско-патриотической идентичности. Личностно-развивающие ресурсы университета связаны с реальной включенностью его научно-образовательного процесса в технологический прогресс страны, что позволяет студентам ощущать свою сопричастность к развитию научно-технологического и культурного потенциала Отечества. Среда университета актуализирует условия развития личности как субъекта социального и профессионального творчества. Усвоение значимых для российского общества ценностей, гражданско-патриотическая и профессиональная идентификации протекают в единстве, что представляет собой один из специфических образовательных ресурсов университета. Развитие личности будущего педагога, его гражданских и профессиональных качеств реализуется на основе ситуационно-событийного механизма, суть которого в насыщении студенческой жизни личностно-развивающими событиями
Актуальность. В современном обществе востребована подготовка педагогов, способных использовать в образовательном процессе возможности единого образовательного пространства России. Развитие педагогического образования в данном контексте требует в первую очередь разработки методологических основ подготовки педагогических кадров в условиях современности.
Цель. В ходе исследования поставлены задачи определения условий подготовки педагога, готового и способного использовать в своей профессиональной деятельности потенциал единого образовательного пространства страны, а также определения компонентов системы профессиональной подготовки педагогических кадров в современной России.
Методы. Методологической основой исследования выступают концептуальные идеи об образовательном пространстве, о значимости педагогического образования в трансформации жизни современного общества, а также подходы к пониманию качества образования. Эмпирическими источниками исследования послужили работы современных авторов о поликультурности, гуманистичности, системности образовательного пространства, его информатизации. Методами исследования являются анализ, синтез, контент-анализ, интерпретация, обобщение.
Результаты. Сформулированы концептуальные положения, касающиеся подготовки педагога к профессиональной деятельности в едином образовательном пространстве России. Показано, что эффективность и качество подготовки современного педагога обеспечиваются при условии нацеленности образовательного процесса на формирование у педагогических работников профессиональной компетентности и гражданско-профессиональной позиции, обеспечения единство предметной и метапредметной компетентности, учета в подготовке педагогов перспектив развития общества. Определены ключевые компоненты оптимизированной системы профессиональной подготовки педагогических кадров, способных к плодотворной работе в едином образовательном пространстве страны.
Выводы. Определены ключевые факторы и условия эффективного раз[1]вития системы педагогического образования в едином образовательном пространстве России.
Ключевые слова:
профессиональная подготовка педагогов; качество подготовки педагогов; образовательный процесс; профессиональное становление педагога; единое образовательное пространство; образовательная среда
Актуальность. В статье обсуждается проблема психологических оснований содержания и методов школьного обучения на примере курса математики начальной школы.
Цель. Педагогический и психологический анализ авторской программы по математике Я.И. Абрамсона, которая базируется на теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина.
Результаты. С опорой на представления Л.С. Выготского о соотношении обучения и умственного развития и теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, дается научно-психологическое обоснование авторской программы по математике Я.И. Абрамсона для младших школьников, приводится ее краткое описание с последующим психологическим анализом результатов апробации в школах Москвы. Показана высокая эффективность данной программы.
Выводы. Полученные данные выступают практическим подтверждением результативности обучения, построенного по третьему типу ориентировки и учения в теории П.Я. Гальперина. Кроме того, они наглядно демонстрируют верность положения П.Я. Гальперина о необходимости выделения предмета изучаемой области с первых шагов школьного обучения, что, в свою очередь, лишний раз иллюстрирует эвристический потенциал общепсихологической теории П.Я. Гальперина и возможности ее приложения к различным областям социальной практики, в первую очередь при решении образовательных проблем.
Ключевые слова:
деятельностная теория учения; действие; учение; формирование понятий; формирующий метод; умственное развитие; педагогическая психология; дидактика; образование; факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Актуальность. Актуальность исследования психологических аспектов введения старших дошкольников в математику обусловлена широким распространением раннего обучения начальным математическим представлениям, которое зачастую не только не помогает, но может даже вредить дальнейшему развитию ребенка, поскольку используемые для этого методики не учитывают специфику как возрастно-психологических особенностей дошкольника, так и результаты психологических исследований в области содержания, методов и средств формирования начальных математических представлений.
Цель. Целью исследования являлся анализ сравнительной эффективности разных типов знаково-символического опосредования при формировании начальных математических представлений у старших дошкольников с разным уровнем развития регуляторных функций. Выборка. Выборка исследования составила N = 133 старших дошкольника (6–7 лет). Методы. Для оценки уровня развития регуляторных функций использовались субтесты NEPSY-II, методика «Сортировка карточек по изменяемому признаку» («The Dimensional Change Card Sort») и методика «Схематизация» Л.А.Венгера. Для оценки уровня развития методических представлений использовался набор заданий на каждую из трех величин — длину, площадь и объем.
Результаты. Обнаружены значимые различия между приростом математических умений детей, обучавшимися с использованием как знаковых, так и символических средств с детьми из контрольной группы. Значимых отличий в приросте у детей, которые обучались с помощью средств-моделей, от контрольной группы обнаружено не было. В группах, где использовались средства-символы или средства-знаки, дети с разным уровнем регуляции обучились с равной степенью эффективности, однако уровень регуляции оказался критичным при обучении по наиболее сложной программе — с помощью средств-моделей.
Выводы. Эффективность усвоения начальных математических представлений у старших дошкольников обусловлена в первую очередь характером содержания обучения, которое должно обеспечивать разумность действий детей. Однако чем сложнее это содержание и чем более сложные знаково-символические средства используются при обучении, тем больше требований предъявляется к уровню развития регуляторных функций детей.
Ключевые слова:
начальные математические представления; старший дошкольный возраст; регуляторные функции; знаково-символические средства; величина
Актуальность. Современные геополитические вызовы обуславливают необходимость формирования национальной суверенной системы высшего образования, ориентированной на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить устойчивое экономическое развитие страны и ее технологический суверенитет. В этой связи изучение факторов формирования запросов студентов к получаемому образованию приобретает важное значение как для поиска новых форматов организации функционирования системы высшего образования, так и для актуализации содержания образовательных программ и механизмов формирования компетенций будущих специалистов.
Выборка исследования составила N = 52 919 человек. Применена поточная выборка. В опросе принимали участие студенты очных отделений государственных и частных вузов России. Выборка репрезентативна для генеральной совокупности, охватывающей всех студентов очных отделений вузов РФ, и составляет 2%. Использовались статистические корректировки, примененные по четырем критериям: федеральный округ, в котором расположен вуз, уровень обучения, курс, пол.
Методы. Методологическая основа исследования определялась сложностью и многоаспектностью объекта исследования, что потребовало применения междисциплинарного подхода и использования возможностей педагогических, общесоциологических, культурологических, статистических, демографических концепций и методик.
Результаты. Анализ мнения российского студенчества подтвердил, что наблюдается отставание в организации образовательного процесса от требований времени. Особенно это касается практико-ориентированной модели обучения, ориентации на запросы конкретных отраслей экономики, формирования специалистов со сбалансированными гибкими и жесткими навыками и компетенциями. На основе проведенного анализа и полученных результатов авторами предлагаются практические меры по изменению подходов к организации обучения.
Актуальность. Современные задачи, стоящие перед информатизацией образования, решаются в условиях цифровой трансформации значительной части направлений деятельности человека. Для решения этих задач необходима разработка комплекса теоретико-методологических оснований и методических решений в рамках системной конвергенции педагогического образования и цифровых технологий. В связи с этим приобретает важное значение осмысление проблем информатизации образования, связанных со все еще ограниченным доступом преподавателей, студентов и обучающихся школ к аппаратному и программному обеспечению, к сетевым образовательным ресурсам; с недостаточно высоким уровнем дидактических и потребительских характеристик цифровых образовательных ресурсов, используемых в сфере образования; с низким уровнем готовности педагогов к осуществлению педагогической деятельности в условиях информатизации образования.
Методы. Применяется метод анализа научно-методических источников и нормативных документов, связанных с проблемой подготовки педагогов в условиях цифровой трансформации системы образования. Используются методы сравнения и обобщения полученных результатов с целью выявления предпосылок возникновения указанных выше проблем информатизации образования.
Результаты. В ходе данного исследования авторы приходят к выводу о том, что истоки значительной части проблем информатизации образования связаны с недостаточным качеством подготовки педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации системы образования. На основе проведенного анализа авторами предлагаются пути решения данных проблем и перечисляются актуальные направления подготовки педагогов к оценке качества цифровых образовательных ресурсов, их раз работке и применению в образовательном процессе.
Актуальность. В статье обсуждаются проблемы дидактического познания в актуальных условиях трансформации отечественной системы образования первой четверти XXI в.
Цель. Рассматриваются три круга проблем, в числе которых: место и роль дидактического знания в системе наук об образовании; источники и сущность трансформаций дидактических представлений в современном мире; перспективные направления развития дидактического знания.
Методы. Ведущей логикой исследования является сопоставление парадигмального и традиционного исторического подходов к анализу дидактических явлений, результатом синтеза которых оказываются понятия «современность» как установка и «режимы историчности» знания.
Результаты. В заключении статьи приводятся два типовых «режима историчности», характерные для дидактических исследований и реконструкций, а также система «сфер», каждая из которых включает совокупность проблем, интерпретаций и стратегий развития дидактического знания.
Выводы. Дидактика многомерна и многофункциональна, она объединяет в единое целое три временных плана — прошлое, настоящее и будущее, отвечая актуальным вызовам современной ей реальности.
Ключевые слова:
дидактика высшего образования; педагогическое образование; дидактические исследования; современность; режимы историчности; сферы образования