ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
En Ru

Съемка сериала как перформативный метод обучения немецкому языку

Съемка сериала как перформативный метод обучения немецкому языку

Поступила: 03.10.2024

Принята к публикации: 20.10.2024

Дата публикации в журнале: 03.11.2024

Ключевые слова: перформативный подход; перформативные методики; проектная работа; немецкий как иностранный; преподавание иностранных языков; сериал

DOI: 10.55959/LPEJ-24-22

Доступно в on-line версии с: 16.11.2024

Для цитирования статьи

Петрова М.В. Съемка сериала как перформативный метод обучения немецкому языку // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2024. № 3. С. 80-99

Номер 3, 2024

Аннотация

Актуальность. Актуальность исследования обусловлена активным развитием в отечественной и зарубежной педагогической науке перформативной дидактики иностранного языка, предлагающей комплексный подход к обучению, интегрирующий коммуникативные, эстетические и творческие аспекты игровой учебной деятельности и реализации творческого потенциала обучающихся.

Цель. Охарактеризовать сериал как большую перформативную форму с точки зрения перформативной дидактики иностранного языка и исследовать потенциал съемки сериала как перформативного метода обучения иностранному языку, анализируя его возможности в преодолении языкового барьера и развитии коммуникативной и межкультурной компетенций студентов.

Выборка. Исследование основано на анализе студенческого проекта — шестисерийного сериала на немецком языке «Leben mit Akzent» («Жизнь с акцентом»). Сериал был создан студентами факультета журналистики МГУ имени Ломоносова в 2016–2018 гг. в рамках внеучебного проекта по немецкому языку. Проект реализовывался под руководством преподавателя и с привлечением профильных технических специалистов и носителей языка.

Методы. Исследование использует комплексный подход, сочетающий элементы исторического, описательного и дидактического видов анализа. Методология исследования основана на ключевых принципах перформативной дидактики: активное вовлечение обучающихся, перформативность как фокус на физическом действии с эстетическим компонентом, контекстуальность, диалогичность, непредсказуемость и рефлексия.

Результаты. Результаты исследования показывают, что перформативный подход в обучении иностранным языкам, сформировавшийся как в русскоязычной, так и в зарубежной педагогике, тесно связан с коммуникативным подходом. Он интегрирует в учебный процесс эстетическое начало и телесность. Выявлено, что перформативный и проектно-ориентированный подходы имеют много общего, так как оба они основаны на активном вовлечении учащихся в учебный процесс. В этом процессе ключевую роль играет непроизвольное запоминание. В исследовании подробно рассмотрена структура работы над студенческим сериалом «Leben mit Akzent», выделены этапы процесса и обоснован вклад каждого этапа в изучение немецкого языка.

Выводы. Сериал представляет собой большую перформативную форму, реализация которой возможна лишь в рамках внеучебной проектной деятельности. Создание сериала на немецком языке — это многоступенчатый процесс, который не только задействует, но и способствует развитию различных языковых навыков у обучающихся. Для успешной реализации проекта студентам необходим высокий уровень языковой компетенции, а также важно привлекать команду опытных технических специалистов.

Литература

Балакина, Л.Л. (2012). Педагогические принципы реализации коммуникативного подхода в образовании: дисс. д-ра педагогич. наук. Горно-Алтайск.

Зимняя, И.А. (1989). Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). Москва: Изд-во «Русский язык».

Зинченко, П.И. (1945). Непроизвольное запоминание. Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР.

Китайгородская, Г.А. (1986). Методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Изд-во «Высшая школа».

Лашук, А. (2020). Логлайн и синопсис: характеристики, особенности, требования. В: Фестагент — Журнал о кинопроизводстве и фестивалях. URL: https://festagent.com/ru/articles/longline (дата обращения: 01.10.2024).

Леонтьев, А.А. (1970). Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психолингвистические очерки). Москва: Изд-во Моск. ун-та.

Марьина, Л.П. (2019). Перформативность медиаобразовательных технологий: теория и практика. Современные проблемы науки и образования, (6), 72–72.

Пассов, Е.И. (1991). Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностранных языков. Москва: Изд-во «Просвещение».

Смолкин, А.М. (1991). Методы активного обучения: научно-методическое пособие. Москва: Изд-во «Высшая школа».

Спасская, М.А. (2019). Новые подходы к зрительскому соучастию в театре после перформативного поворота. Ярославский педагогический вестник, (1), 171–179.

Abendroth-Timmer, D., Gerlach, D. (2021). Handlungsorientierung im Fremdsprachenunterricht. Eine Einführung. Siegen: J.B. Metzler Publ. https://doi.org/10.1007/978-3-476-05826-3

Bolton, G.M. (1979). Towards a theory of drama in education. London: Longman Publ.

Bryant, D., Zepter, A.L. (2022). Performative Zugänge zu Deutsch als Zweitsprache (DaZ). Ein Lehr- und Praxisbuch. Tübingen: Narr Francke Attempto Publ. https://doi.org/10.24053/9783823395133

Heathcote, D. (1991). Training teachers to use drama as education. In: L. Johnson, C. O'Neill, (eds.). Dorothy Heathcote. Collected writings on education and drama. (pp. 26–40). Evanston, Illinois: Northwestern University Press.

Hille, A., Schiedermair, S. (2021). Literaturdidaktik Deutsch als Fremd- und Zweitsprache. Eine Einführung für Studium und Unterricht. Tübingen: Narr Francke Attempto.

Kolb, D.A. (1984). Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development. Englewood Cliffs: Prentice Hall.

McKinney, K. (2010). Active Learning. Illinois: Center for Teaching, Learning & Technology Publ.

Schewe, M. (2013). Taking stock and looking ahead: Drama pedagogy as a gateway to a performative teaching and learning culture. Scenario: Journal for Drama and Theatre in Foreign and Second Language Education, 7(1), 5–27.

Schewe, M. (2015). Fokus Fachgeschichte: Die Dramapädagogik als Wegbereiterin einer performativen Fremdsprachendidaktik. In: W. Hallet, C. Surkamp, (eds.). Dramendidaktik und Dramapädagogik im Fremdsprachenunterricht. (pp. 21–36). Trier: WVT.

Surkamp, C., Wirag, A. (2023). Die Künste und ihr Einsatz im Fremdsprachen-unterricht. Potenziale für das fremdsprachliche Lehren und Lernen. Fremdsprachen Lehren und Lernen, 52(1), 3–10. https://doi.org/10.24053/FLuL-2023-0001

Wagner, B.J. (1976). Dorothy Heathcote: Drama as a learning medium. Washington: National. Education Association.

Walter, M. (ed.). (2020). Performative Didaktik. Fremdsprache Deutsch, (62). https://doi.org/10.37307/j.2194-1823.2020.62