ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
En Ru

Образование как фундаментальный элемент обеспечения национальной безопасности государства

Образование как фундаментальный элемент обеспечения национальной безопасности государства

Поступила: 02.12.2024

Принята к публикации: 20.12.2024

Дата публикации в журнале: 16.01.2025

Ключевые слова: национальная безопасность государства; экономическая безопасность государства; образование; инновационное развитие; подготовка кадров; предпринимательский университет; технологический суверенитет; человеческий капитал; экономика знаний; цифровая экономика

DOI: 10.55959/LPEJ-24-29

Доступно в on-line версии с: 25.01.2025

Для цитирования статьи

Дадалко В.А., Костанянц А.Г., Неустроев Г.А. Образование как фундаментальный элемент обеспечения национальной безопасности государства // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2024. № 4. С. 122-148

Номер 4, 2024

Аннотация

Актуальность. Статья посвящена исследованию роли образования в обеспечении национальной и экономической безопасности государства в современном обществе. Актуальность исследования образования как фундамента национальной безопасности обусловлена тем, что оно является ключевым фактором формирования человеческого капитала страны, который, в свою очередь, определяет ее конкурентоспособность и устойчивость к внешним угрозам. В условиях глобализации и цифровизации общества образование становится важнейшим инструментом защиты национальных интересов, способствуя развитию инновационной экономики, укреплению обороноспособности и обеспечению социальной стабильности.

Цель. Определить научно-практические пути усиления основы будущего процветания нации и безопасности государства, основываясь на анализе их взаимосвязей. Основные задачи заключаются в выявлении влияния качества образования на формирование национальной безопасности и определения направлений повышения научно-образовательного потенциала страны.

Методы. При проведении исследования использовались методы: логический, дедукции, индукции, анализа, синтеза, формализации, абстрагирования, наблюдения, монографический и др.

Результаты. Сформирован ряд положений, которые указывают на приоритетное место сферы образования в обеспечении национальной и экономической безопасности Российской Федерации в условиях инновационного развития. Даны рациональные предложения в части совершенствования образования и формирования технологического суверенитета страны.

Выводы. Образование играет ключевую роль в укреплении национальной безопасности государства. Оно формирует квалифицированные кадры, способные обеспечить технологический прогресс, экономическую стабильность и защиту от внешних угроз. Развитие системы образования должно стать приоритетной задачей государственной политики, так как именно через воспитание грамотных, ответственных и патриотичных граждан возможно достижение долгосрочного благополучия и устойчивого развития страны.

 

Литература

Бельков, О.А. (2009). Экономическое, социальное, региональное, внешнесредовое измерения государственного управления и национальной безопасности. В кн.: Проблемы современного государственного управления в России: Труды научного семинара. Под ред. В.И. Якунина. Москва: Научный эксперт.

Дадалко, В.А. (2017). Инновационные модели обучения в современном образовании: справочные материалы. Москва: Фонд «Совет».

Демченко, С.В. (2008). Национальная безопасность и образовательная политика в современной России. Москва, Орел: Изд-во ОРАГС.

Молодежь в Содружестве Независимых Государств: статистический портрет. (2021). Москва: Межгосударственный статистический комитет СНГ.

Национальный проект «Наука и Университеты» (2021). URL: https/ifz.ru/nauka/nac-project?ysclid=lzlkza5xwu873337938/ (дата обращения: 24.06.2024).

Нестеров, В.В. (2009). Образование и национальная безопасность. Армия и общество, 2, 31–35.

О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 24.06.2024).

О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87685/ (дата обращения: 24.06.2024).

О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/61a97f7ab0f2f3757fe034d11011c763bc2e593f/ (дата обращения 24.06.2024).

О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400. URL: https://base.garant.ru/401425792/?ysclid=lzlf2psxvi814747708 (дата обращения: 24.06.2024).

О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения: 24.06.2024).

Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 24.06.2024).

Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.06.2024). URL: https://base.garant.ru/71848426/?ysclid=lzlev3m2gm295818303 (дата обращения: 24.06.2024).

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 24.06.2024).

Развитие образования: государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3409 (дата обращения: 24.06.2024).

Россия пропустила пятый технологический уклад и должна перескочить на шестой. (2013). Ведомости, 15 ноября 2013 г. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/news/2013/11/15/rogozin-rossiya-profukala-pyatyj-tehnologicheski... (дата обращения: 24.06.2024).

Слепак, К.Б. (2014). Научно-образовательный потенциал как фактор национальной безопасности. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 1(85), 22–29.

Сулакшин, С.С. (2015). Национальная безопасность страны и качество образования. Родная Ладога. URL: https://rodnayaladoga.ru/index.php/istoriya-i-sovremennost/991-nesostoyavshijsya-imperator-tsesarevi... (дата обращения: 24.06.2024).

Щеглов, П.Е., Никитина, Н.Ш. (2003). Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов. Университетское управление: практика и анализ, 1(24), 46–59.