ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
En Ru

В.П. Кащенко и рождение высшего дефектологического образования в России

В.П. Кащенко и рождение высшего дефектологического образования в России

Поступила: 08.02.2025

Принята к публикации: 03.03.2025

Дата публикации в журнале: 17.03.2025

Ключевые слова: дефектология; коррекционная педагогика; история педагогики; высшее дефектологическое образование; В.П. Кащенко

DOI: 10.55959/LPEJ-25-03

Доступно в on-line версии с: 18.03.2025

Для цитирования статьи

Степанова М.А. В.П. Кащенко и рождение высшего дефектологического образования в России // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2025. № 1. С. 54-74

Номер 1, 2025

Аннотация

Актуальность. Статья приурочена к 155-летию со дня рождения Всеволода Петровича Кащенко (1870–1943) — российского и советского педагога, дефектолога, общественного деятеля, специалиста в области воспитания и обучения детей с нарушениями развития, создателя уникального лечебно-педагогического учреждения — санатория-школы для дефективных детей (1908), которое способствовало появлению и широкому распространению в последующие годы сети специальных коррекционных заведений для детей с нарушениями развития.
Цель. Восстановление научно-биографических данных, касающихся вклада В.П. Кащенко в создание высшего дефектологического образования в России.
Методы. В статье использованы теоретические методы анализа научной литературы по дефектологии (коррекционной педагогике) и родственным дисциплинам. Источниками данного историко-педагогического исследования выступили биографические материалы, а также оригинальные работы В.П. Кащенко, в которых получили отражение основные события, касающиеся подготовки педагогов-дефектологов.
Результаты. Представлены предпринятые В.П. Кащенко в досоветский период и в советское время шаги по организации высшего дефектологического образования в нашей стране. Особое внимание уделено анализу учебных планов по подготовке будущих специалистов для работы с детьми с нарушениями развития. Также приведена оценка вклада В.П. Кащенко в становление дефектологического образования с опорой на работы известных специалистов в области аномального детства.
Выводы. В историю педагогической науки В.П. Кащенко вошел как один из организаторов высшего дефектологического образования в России. Представления В.П. Кащенко об объективной необходимости создания сети учреждений, занятых подготовкой специалистов по обучению-воспитанию детей с нарушениями развития, получили свое дальнейшее развитие, что привело к появлению центров высшего дефектологического образования по всей стране. Обращение к наследию В.П. Кащенко приобретает особую актуальность в связи с распространением инклюзивного образования и, как следствие, ростом потребности в квалифицированных педагогических кадрах.

Литература

Азбукин, Д.И. (1939). 20 лет подготовки педагогов-дефектологов. Советская педагогика, (8–9), 185–188.
Азбукин, Д.И. (1947). Общественно-педагогическая деятельность В.П. Кащенко. Ученые записки МГПИ имени В.И. Ленина, 49(3), 101–109.
Азбукин, Д.И. (1950). Исторический очерк подготовки педагогов-дефектологов. Ученые записки МГПИ имени В.И. Ленина, 61(4), 143–149.
Алмазова, А.А., Васильева, Д.Е., Вовненко, К.Б., Кроткова, А.В., Кулакова, Е.В. и др. (2023а). Научные школы дефектологического факультета МПГУ: имена, направления, перспективы (Часть 1). Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии, (7), 21–27.
Алмазова, А.А., Васильева, Д.Е., Вовненко, К.Б., Кроткова, А.В., Кулакова, Е.В. и др. (2023б). Научные школы дефектологического факультета МПГУ: имена, направления, перспективы (Часть 2). Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии, (8), 62–74.
Власова, Т.А., Певзнер, М.С. (1967). Учителю о детях с отклонениями в развитии. Москва: Изд-во «Просвещение».
Живина, А.И. (1974). Основные этапы развития системы подготовки учителей-дефектологов СССР. Дефектология, (2), 68–74.
Замский, Х.С. (1959). Врачебно-педагогическая деятельность профессора Всеволода Петровича Кащенко и ее роль в развитии вспомогательной школы СССР. Ученые записки МГПИ имени В.И. Ленина, 131(7), 95–108.
Замский, Х.С. (1980). История олигофренопедагогики. Москва: Изд-во «Просвещение».
Калиниченко, А.В. (2014). Становление высшего дефектологического образования в России в XX веке — первом десятилетии XXI века: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Чита.
Кащенко, В.П. (1921). Неотложные задачи в деле борьбы с детской дефективностью. Социальное воспитание, (3–4), 77–85.
Кащенко, В.П. (1926). Очерк деятельности Педагогического Института Детской Дефективности с 1920 по 1920 г. по 1924 г. В кн.: Проблемы изучения и воспитания ребенка. Под ред. В.П. Кащенко. (С. 175–194). Москва: Типография МОНО при 1-м Московском Институте Глухонемых.
Кащенко, В.П. (1992). Педагогическая коррекция. Москва: Изд-во «Просвещение».
Кащенко, В.П. (ред.). (1912). Дефективные дети и школа. Москва: Книгоиздательство К.И. Тихомирова.
Лифанова, Т.М. (сост.), Степанова, М.А. (комм.). (1995). Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. Москва: Изд-во «Просвещение».
Новик, Ф.М. (1939). История воспитания и обучения умственно-отсталых детей. Москва: Учпедгиз.
Санаторий-школа для дефективных детей в заведывании доктора В.П. Кащенко. (1911). Москва: Городская типография.
Степанова, М.А. (2020). Психология трудного детства. К 150-летию со дня рождения В.П. Кащенко (1870–1943). Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (3), 239–261.
Тимофеев, М.А. (2023б). У истоков высшего дефектологического образования в России: курсы В.П. Кащенко, 1918–1920 гг. Историко-педагогический журнал, (1), 82–100.
Тимофеев, М.А. (сост.). (2023а). Всеволод Петрович Кащенко: жизнь и деятельность в документах и материалах: сборник документов. Москва: Изд-во «ИНФРА-М».