ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
En Ru

Психологическое благополучие подростков с разным типом социализации

Психологическое благополучие подростков с разным типом социализации

Поступила: 28.07.2024

Принята к публикации: 15.08.2024

Дата публикации в журнале: 06.11.2024

Ключевые слова: психологическое благополучие; подростки; типы социализации

DOI: 10.55959/LPEJ-24-26

Доступно в on-line версии с: 25.01.2025

Для цитирования статьи

Волкова Е.Н. Психологическое благополучие подростков с разным типом социализации // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2024. № 4. С. 48-73

Номер 4, 2024

Аннотация

Актуальность. Психологическое благополучие выступает критерием оценки типа социализационных процессов в подростковом возрасте. В модели EPOCH психологическое благополучие включает в себя вовлеченность подростка в деятельность, его упорство и настойчивость, оптимизм, взаимосвязь с другими людьми, ощущение счастья. Соотношения психологического благополучия и просоциальности поведения образуют четыре типа социализационных процессов — позитивную, девиантную, травматичную и негативную социализацию подростка.

Цель. Целью данного исследования является изучение выраженности компонентов психологического благополучия у подростков с разным типом социализации.

Методы. Диагностический комплекс исследования включал 20-пунктовую версию опросника EPOCH (Kern et al., 2016) и шкалу просоциального поведения из опросника успехов и трудностей для детей 11–17 лет (SDQ) (Goodman et al., 2005), адаптированные для русскоязычной выборки.

Выборка. 312 подростков 13–16 лет (М = 14,50, SD = 1,01), учащиеся общеобразовательных школ, мальчики — 141 человек (45,2%), девочки — 171 человек (54,8%).

Результаты. Исследование показало, что у подростков с разным типом направленности поведения — просоциальным или асоциальным — общий уровень психологического благополучия и выраженность основных его доменов различаются. Подростки с позитивной социализацией (46,8%) отличаются высоким уровнем развития всех доменов психологического благополучия и просоциальным поведением. Подростки с девиантной социализацией (15,7%) имеют также высокий уровень всех доменов психологического благополучия, но асоциальную направленность поведения. Для подростков с травматичной социализацией (19,2%) характерен низкий уровень развития психологического благополучия, особенно характеристик вовлеченности в деятельность и упорства. Подростки с негативной социализацией (18,2%), также имеют низкий уровень психологического благополучия, особенно характеристик взаимосвязи с другими людьми, и склонны к социальному нигилизму.

Выводы. Ключевым фактором психологического благополучия подростков с разным типом социализации является качество взаимодействия и отношений подростка с другими людьми, особенно со сверстниками. Конструктивные взаимоотношения и в случае позитивной социализации, и в случае травматичной и даже девиантной социализации определяют успешность социализационных процессов или возможности успешной социализации, в то время как нарушение отношений и взаимодействия блокирует позитивное развитие и социальности, и отношения к себе.

Литература

Белинская, Е.П. (2013). Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие. Психологические исследования, 6(30). URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/679 (дата обращения: 20.07.2024).

Бойкина, Е.Э. (2019). Агрессия сквозь призму социального остракизма. Современная зарубежная психология, 8(3), 60–67. https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080307

Веракса, А.Н., Корниенко, Д.С., Чурсина, А.В. (2021). Мотивы использования соцсетей, факторы онлайн-риска и психологическое благополучие подростков. Российский психологический журнал, 18(4), 30–46. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.4.3

Водяха, С.А. (2013). Особенности психологического благополучия старшеклассников. Психологическая наука и образование, 18(6), 114–119.

Волкова, Е.Н. (2019). Субъективное благополучие в системе критериев позитивной социализации детей, подростков и молодежи. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, (2), 805–812.

Волкова, Е.Н., Волкова, И.В. (2021). Психология подросткового буллинга: монография. Нижний Новгород: Изд-во Мининского университета.

Волкова, Е.Н., Микляева, А.В., Хороших, В.В. (2022). Субъективные предпосылки психологического благополучия одаренных подростков. Психологическая наука и образование, 27(1), 92—103. https://doi.org/10.17759/pse.2022270108

Воробьева, Е.В., Правдина, Л.Р., Шевченко, А.В. (2024). Особенности психологических защит и копинг-стратегий у педагогов дошкольных образовательных учреждений с разным уровнем психологического благополучия. Психологическая наука и образование, 29(2), 112–125. https://doi.org/10.17759/pse.2024290208

Выготский, Л.С. (1984). Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. Детская психология. Под ред. Д.Б. Эльконина. Москва: Изд-во Педагогика.

Галашева, О.С., Головей, Л.А. (2023). Повседневный стресс и психологическое благополучие мальчиков и девочек подросткового возраста. Психология человека в образовании, 5(4), 500–511. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-4-500-511

Галашева, О.С. (2023). Психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью в связи с социально-психологической адаптацией подростков. Мир науки. Педагогика и психология, 11(3). URL: https://mir-nauki.com/PDF/25PSMN323.pdf (дата обращения: 28.06.2024).

Дубровин, Д.Н. (2003). Психологические аспекты социализации. В кн.: Право на детство: профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков. (С. 214‒221). Нижний Новгород.

Дубровина, И.В. (2017). Психологическое благополучие школьников: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. Москва: Изд-во Юрайт.

Дубровина, И.В. (2020). Феномен «психологическое благополучие» в контексте социальной ситуации развития. Вестник практической психологии образования, 17(S3), 9–21.

Карабанова, О.А. (2020). Риски информационной социализации как проявление кризиса современного детства. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (3), 4–22. https://doi.org/10.11621/vsp.2020.03.01

Лактионова, Е.Б., Грецов, А.Г., Орлова, А.В., Тузова, А.С. (2021). Особенности психологического благополучия одаренных подростков с разным уровнем креативности. Психологическая наука и образование, 26(2), 28–39. https://doi.org/10.17759/pse.2021260203

Лункина, М.В. (2019). Основания самоуважения подростков и удовлетворенность базовых потребностей как источники психологического благополучия. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, (1), 214–229. https://doi.org/10.11621/vsp.2019.01.214

Павленко, Н.Г. (2012). Негативное самопредъявление и демонстративный нигилизм как отражение социальной ситуации развития личности. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/negativnoe-samopredyavlenie-i-demonstrativnyy-nigilizm-kak-otrazhe... (дата обращения: 20.07.2024).

Поливанова, К.Н. (2020). Новый образовательный дискурс: благополучие школьников. Культурно-историческая психология, 16(4), 26–34. https://doi.org/10.17759/chp.2020160403

Польская, Н.А. (2012). Роль социальных факторов в развитии самоповреждающего поведения. Клиническая и специальная психология, (2). URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2012_n2/52626 (дата обращения: 11.05.2024).

Прихожан, А.М. (1997). Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. Москва: Изд-во ТЦ «Сфера».

Реан, А.А., Ставцев, А.А., Кузьмин, Р.Г. (2022). Сильные стороны личности в модели VIA как медиатор психологического благополучия в профессиональной деятельности. Национальный психологический журнал, 2(46), 25–34. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0203

Сергиенко, Е.А., Хлевная, Е.А., Киселева, Т.С., Никитина, А.А., Осипенко, Е.И. (2021). Роль эмоционального интеллекта в психологическом благополучии человека и в совладании со стрессом. Вопросы психологии, (1), 71–81.

Шевеленкова, Т.Д., Фесенко, Т.П. (2005). Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методик исследования). Психологическая диагностика, (3), 95–121.

Bokhan, T.G., Galazhinsky, E.V., Leontiev, D.A., Rasskazova, E.I., Terekhina, O.V., Ulyanich, A.L., Shabalovskaya, M.V., Bogomaz, S.A., Vidyakina, T.A. (2021). Covid-19 and subjective well-being: perceived impact, positive psychological resources and protective behavior. Psychology. Journal of Higher School of Economics, 18(2), 259–275.

Bowers, E.P., Li, Y., Kiely, M.K., Brittian, A., Lerner, J.V., Lerner, R.M. (2010). The five Cs model of positive youth development: A longitudinal analysis of confirmatory factor structure and measurement invariance. Journal of youth and adolescence, 39(7), 720–735.

Goodman, R., Slobodskaya, H.R., Knyazev, G.G. (2005). Russian child mental health: a cross-sectional study of prevalence and risk factors. European Child & Adolescent Psychiatry, (14), 28–33.

Hall-Kenyon, K.M., Bullough, R.V., MacKay, K.L., Marshall, E.E. (2014). Preschool teacher well-being: A review of the literature. Early Childhood Education Journal, 42(3), 153–162. https://doi.org/10.1007/s10643-013-0595-4

Haschera, T., Waberb, J. (2000). Teacher well-being: A systematic review of the research literature from the year 2000–2019. Educational Research Review, 34(8), 100411. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2021.100411

Kern, M.L., Benson, L., Steinberg, E.A., Steinberg, L. (2016). The EPOCH measure of adolescent well-being. Psychological Assessment, 28, 586-597. http://dx.doi.org/10.1037/pas0000201

Kern, M.L., Waters, L., Adler, A., White, M.A. (2015). A multifaceted approach to measuring wellbeing in students: Application of the PERMA framework. The Journal of Positive Psychology, 10, 262–271. http://dx.doi.org/10.1080/17439760.2014.936962

Kern, M.L., Zeng, G., Hou, H., Peng, K. (2019). The Chinese Version of the EPOCH Measure of Adolescent Well-Being: Testing Cross-Cultural Measurement Invariance. Journal of Psychoeducational Assessment, 37(6), 757-769. https://doi.org/10.1177/0734282918789561

Lerner, R.M., Lerner, J.V. (2006). Toward a New Vision and Vocabulary About Adolescence: Theoretical, Empirical, and Applied Bases of a “Positive Youth Development” Perspective. In: L. Balter, C.S. Tamis-LeMonda, (eds.). Child psychology: A handbook of contemporary issues. (pp. 445–469). Psychology Press.