Ключевые слова:
психологическая служба; образование; школа; воспитание; культура; психология; педагогика
DOI:
10.55959/LPEJ-24-24
Доступно в on-line версии с: 25.01.2025
Для цитирования статьи
Дубровина И.В.
Психологическая служба системы образования как феномен // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование.
2024.
№ 4.
С. 9-28
Дубровина И.В. (Московский государственный психолого-педагогический университет)
Аннотация
Актуальность. Статья посвящена актуальной для современного школьного образования проблеме — проблеме воспитания учащихся, рассматриваемой в контексте роли в этом воспитании взаимодействия психологии и педагогики. Система образования нуждается в научных психологических знаниях, поскольку уже в образовательных стандартах уделяется большое внимание вопросам психического развития растущего человека. Цель. В статье сделана попытка вернуть первоначальный смысл феномену «психологическая служба системы образования», который в настоящее время понимается по-разному. Методы. В статье использованы теоретические методы анализа и синтеза научной литературы по вопросам взаимодействия психологии и педагогики в контексте воспитания учащихся Результаты. Психологическая служба должна пониматься как психологическое обеспечение системы непрерывного образования, как интегральный феномен, представляющий собой единство научного, прикладного и практического аспектов. Это достигается на основе научного и ориентированного на практику сотрудничества психологии и педагогики, педагога-психолога и учителя. Выводы. Деятельность педагога-психолога является ключевой в психологическом обеспечении системы непрерывного образования, поскольку именно педагог-психолог конструирует во взаимодействии с педагогами социальную ситуацию культурного развития детей (Л.С. Выготский). Заявленный подход означает повышение требований как к уровню профессиональной подготовки педагогов-психологов, так и к уровню их личностного и культурного развития.
Абакумова, И.В. (2003). Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета.
Выготский, Л.С. (1982). Собр. соч. В 6 т. Т. 5. Москва: Изд-во «Педагогика».
Выготский, Л.С. (1984). Собр. соч. В 6 т. Т. 4. Москва: Изд-во «Педагогика».
Выготский, Л.С. (1991). Педагогическая психология. Москва: Изд-во «Педагогика».
Давыдов, В.В. (1979). Личности надо «выделаться». В кн.: С чего начинается личность. Москва: Политиздат.
Долбилова, Ю., Пушнова, Ю., Шарова, И., Лазорева, Н. (2016). Все произведения школьной литературы в кратком изложении. 10 изд. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс».
Дубровина, И.В. (1991). Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. Москва: Изд-во «Педагогика».
Дубровина, И.В. (2014). Практическая психология в лабиринтах современного образования. Москва: Изд-во МПСУ.
Дубровина, И.В. (2022). Научное и практико-ориентированное сотрудничество педагога-психолога и учителя. В кн.: Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы. Под ред. Л.М. Митиной. Москва: Изд-во «Бахрай-М».
Запесоцкий, А.С. (2002). Образование: философия, культурология, политика. Москва: Изд-во «Наука».
Зинченко, В.П. (2003). Психологические основы педагогики. Москва: Изд-во «Гардарики».
Куда идет российская культура? (2010). Материалы круглого стола по актуальным проблемам современной российской культуры: сборник. Санкт-Петербург.
Лисина, М.И. (2009). Формирование личности ребенка в онтогенезе. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
Лотман, Ю.М. (2006). Воспитание души. Санкт-Петербург: Изд-во «Искусство».
Межуев, В.М. (2008). Современное знание о культуре. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУП.
Обухов, А.С., Федосеева, А.М., Байфорд, Э. (2018). Введение в профессию: психолог образования. Под ред. А.С. Обухова. Москва: Изд-во «Юрайт».
Пономаренко, В.А. (2012). Нравственное небо. Москва: Изд-во Института психологии РАН.
Старовойтенко, Е.Б. (1992). Жизненные отношения личности. Киев: Изд-во «Лыбедь».
Сухомлинский, В.А. (1971). Рождение гражданина. Москва: Изд-во «Молодая гвардия».
Теплов, Б.М. (1985). Избранные труды. В 2 т. Т.1. Москва: Изд-во «Педагогика».
Ушинский, К.Д. (1974). Теоретические проблемы педагогики. Собр. соч. В 2 т. Т.1. Москва: Изд-во «Педагогика».
Шадриков, В.Д. (1998). Духовные способности. Москва: Изд-во «Магистр».
Ямбург, Е.А. (1996). Школа для всех. Москва: Изд-во «Педагогика».