ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
En Ru

Повышение качества преподавания истории на неисторических специальностях и направлениях подготовки посредством системной реализации принципа историзма

Повышение качества преподавания истории на неисторических специальностях и направлениях подготовки посредством системной реализации принципа историзма

Поступила: 22.09.2024

Принята к публикации: 16.12.2024

Дата публикации в журнале: 24.12.2024

Ключевые слова: историческое образование; высшее образование; принцип историзма; содержание образования; качество образования

DOI: 10.55959/LPEJ-24-27

Доступно в on-line версии с: 25.01.2025

Для цитирования статьи

Дятлова Е.Н. Повышение качества преподавания истории на неисторических специальностях и направлениях подготовки посредством системной реализации принципа историзма // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2024. № 4. С. 74-102

Номер 4, 2024

Аннотация

Актуальность. Представленное исследование посвящено анализу современных подходов к преподаванию истории в системе высшего образования. Научный поиск обусловлен запросом государства и общества на повышение качества исторического образования, выступающего ресурсом решения задач формирования патриотического и гражданского сознания у молодого поколения.

Цель. Анализируется дидактический потенциал применения принципа историзма в процессе конструирования содержания исторического материала и в ходе преподавания исторических знаний. В прикладном аспекте исследование предполагало разработку и экспериментальное внедрение карт конструирования содержания исторического материала на основе ведущих императивов историзма, а также анализ результатов их внедрения.

Выборка. Эмпирическим исследованием было охвачено 207 студентов бакалавриата первого курса очной и заочной форм обучения в возрасте от 17 до 43 лет.

Методы. Исследование проводилось в условиях введения обновленной учебной дисциплины «История России» в соответствии с «Концепцией преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки». Исследовательская деятельность осуществлялась с опорой на системный, деятельностный и личностный подходы. Применялись методы теоретического анализа, наблюдения, педагогического эксперимента, измерения, сравнения, аналитического описания полученных данных.

Результаты. Полученные результаты позволили установить дидактический потенциал карт конструирования содержания исторического материала, разработанных при учете ведущих императивов историзма. Применение разработанных карт положительно повлияло на результаты освоения обучающимися исторического материала, показало динамический прирост уровня качества знаний респондентов на 4,7%. Установлено существенное повышение показателей таких характеристик сформированности исторических знаний испытуемых, как оперативность, прочность, конкретность.

Выводы. Результаты исследования подтвердили эффективность карт конструирования содержания исторического материала, их положительное влияние на качество усвоения студентами исторических знаний, что достигнуто посредством системной реализации принципа историзма как при конструировании учебного материала, так и в процессе преподавания исторических знаний. Основные научные положения исследования и дидактические наработки могут быть использованы в практике преподавания истории.

Литература

Барг, М.А. (1987). Эпохи и идеи: становление историзма. Москва: Изд-во «Мысль».

Власова, О.А. (2022). Дискуссии об историзме в педагогике и трансформация образовательных моделей. Science for Education Today, 12(5), 57–70.

Демин, И.В. (2017). Принцип историзма в контексте классической философии истории. Философская мысль, 4, 84–98.

Деркач, В.В. (2016). Роль принципа историзма в прогнозировании социальных процессов. Вестник УГНТУ. Наука. Образование. Экономика, 3(17), 163–168.

Дорохова, Т.С. (2014). О значимости принципа историзма в методологии истории социальной педагогики. Концепт, 25, 1–5.

Журавлева, О.Н. (2007). Принцип историзма как феномен современного математического образования. Интеграция образования, 1(46), 24–29.

Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования. (2023). Москва. URL: https://minobrnauki.gov.ru/Концепция1 (дата обращения: 20.02.2024).

Костин, А.Б. (2005). Принцип историзма и его роль в философии истории: дисс. канд. философ. наук. Воронеж.

Левада, Ю.А. (2016). Время перемен: предмет и позиция исследователя. Москва: Изд-во «Новое литературное обозрение».

Мартынов, В.А. (2021). Историзм как метод. Вестник Омского университета, 26(1), 50–67.

Михайлова, И.А. (2005). Технология историзации математического образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону.

Оспенникова, Е.В., Шестакова, Е.С. (2010). Принцип историзма в обучении физике: содержание и модели реализации в средней общеобразовательной школе. Педагогическое образование в России, 4, 67–75.

Панасюк, В.П. (2018). Качество образования: инновационные тенденции и управление. Екатеринбург: Изд-во РГППУ.

Письмо Минобрнауки России № МН-5/34660 (2022). «О применении приказа Минобрнауки России от 19 июля 2022 г. № 662». URL: www.garant.ru (дата обращения: 21.03.2024).

Плотникова, Е.Г. (2011). Система принципов дидактики в концепции профильного подхода к обучению математике в вузе. Высшее образование сегодня, 6, 35–38.

Приказ Минобрнауки России № 662 (2022). «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования». URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202210070025?index=0&rangeSize1 (дата обращения: 21.03.2024).

Росина, Н.Л., Росина, М.А. (2023). Концепция преподавания истории России в вузе: от проекта к реализации. Высшее образование в России, 3(5), 138–148. 

Теория и методология исторической науки. (2016). Под ред. А.О. Чубарьян, Л.П. Репиной. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Изд-во «Аквилон».

Фивейская, Л.В. (2019). Историзм как концептуальная основа философии культуры. Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, 8(6А), 81–89.

Шестакова, Е.С. (2010). Обучение студентов педагогического вуза реализации принципа историзма в учебном процессе по физике в условиях информатизации системы среднего образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск.

Шестова, Т.Л. (2012). Глобальный историзм и его роль в развитии знаний об обществе: дисс. доктора философ. наук. Москва.