ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Поступила: 30.06.2024
Принята к публикации: 18.10.2024
Дата публикации в журнале: 31.10.2024
Ключевые слова: дистанционное взаимодействие; семейная реабилитация заикающихся; виды дистанционной работы; логотерапевт; наставничество
DOI: 10.55959/LPEJ-24-23
Доступно в on-line версии с: 16.11.2024
Беглова О.А., Авдеева Е.С. Организация дистанционного взаимодействия участников семейной реабилитации по коррекции заикания // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2024. № 3. С. 100-124
Актуальность. В отечественной логопедии традиционными являлись очные занятия с участниками коррекционного процесса. Однако в связи с усовершенствованием технических средств и цифровизацией коммуникативных процессов в целом в последние годы стало возможным дополнить очный коррекционный процесс дистанционной формой обучения. В настоящее время дистанционное взаимодействие пациентов, членов их семей и логотерапевтов как дополнительный вид работы активно реализуется в групповой форме на разных уровнях курса семейной реабилитации заикающихся разного возраста. В данной статье описан практический опыт работы в смешанном формате (очно/онлайн) с заикающимися. Приведены практические рекомендации по организации дистанционного взаимодействия участников коррекционного процесса, охарактеризованы различные его формы на каждом уровне курса семейной реабилитации лиц, страдающих заиканием.
Цель. Описать и систематизировать виды и формы дистанционного взаимодействия участников коррекционного процесса в соответствии с уровнями курса семейной реабилитации заикающихся. Методологическую основу исследования составляют научные теоретические положения об определении заикания как коммуникативно-значимом феномене; концепция сочетания и взаимопроникновения приемов логопедии и психокоррекции при устранении заикания; представления о семейной логопсихокоррекции в системе преодоления заикания.
Результаты. В данной статье описаны такие дистанционные мероприятия, как онлайн-консультации, сбор диагностического материала, консилиумы логотерапевтов, онлайн-встречи с участниками, прошедшими ранее курс семейной реабилитации, серия контрольных мероприятий с обратной связью от логотерапевтов, наставников, работа с чек-листами и создание собственной творческой аудиопродукции, онлайн-занятия на заключительном уровне курса семейной реабилитации заикающихся.
Выводы. Одной из первых в отечественной литературе представлена проблема организации дистанционного взаимодействия участников семейной реабилитации по коррекции заикания. Дистанционное взаимодействие органично вплетено в каждый уровень курса семейной реабилитации по методике Е.Ю. Рау, начиная с подготовительного (диагностического) и заканчивая дополнительной микроподдержкой. Практический опыт последних лет свидетельствует о том, что дистанционный формат является дополнительным эффективным инструментом в очной коррекционной работе с заикающимися разного возраста. Дистанционный формат позволяет снять ограничения, связанные с местом пребывания участников курса, а также оптимизировать функцию контроля выполнения рекомендаций логотерапевтами.
Авдеева, Е.С. (2021). Особенности коммуникативно-речевого поведения заикающихся подростков и взрослых. В: Логопедия: современный облик и контур будущего. Материалы 2-й всеросс. науч.-практич. конф. с междунар. участием (1–2 ноября, 2021 г.). Под ред. А.А. Алмазовой. (С. 10–16). Москва: Изд-во МПГУ.
Авдеева, Е.С., Беглова, О.А., Рау, Е.Ю. (2018). Модель поддерживающего микрокурса по закреплению навыков плавной речи у дошкольников. В кн.: МИР специальной педагогики и психологии: научно-практический альманах. Выпуск 9. Москва: Изд-во «Логомаг».
Беглова, О.А. (2009). Коррекция психофизических проявлений в структуре заикания подростков и взрослых средствами танцевально-двигательных техник: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Москва, 2009.
Беглова, О.А., Авдеева, Е.С. (2021). Поддержка навыков плавной речи в рамках авторского микрокурса, В: Логопедия: современный облик и контур будущего. Материалы Всеросс. Науч.-практич. Конф. с междунар. участием (24–25 октября, 2019 г.). Под ред. А.А. Алмазовой. (С. 19–23). Москва: Изд-во МПГУ.
Беглова, О.А., Авдеева, Е.С. (2022). Значение группового взаимодействия в системе устранения заикания. В: Общение в эпоху конвергенции технологий. Сб. тр. Международ. науч.-практич. конф. в онлайн-формате (9–11 декабря, 2021 г.). Под ред. Н.Л. Кароповой, Е.А. Пащуковой, В.В. Пчелиновой, З.И. Рябикиной, Т.П. Скрипкиной. (С. 598–602). Москва: Изд-во ПИ РАО.
Карпова, Н.Л. (1997). Основы личностно-направленной логопсихотерапии: учеб. пособие. Москва: Изд-во «Флинта»
Карпова, Н.Л. (2011). Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания. Санкт-Петербург: Изд-во «Нестор-История».
Карпова, Н.Л. (2015). Семейная групповая логопсихотерапия как модель системы социореабилитации. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, 4(4), 338–342.
Некрасова, Ю.Б. (1968). Применение комплексного (логопедического и психотерапевтического) воздействия при устранении заикания у взрослых: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва.
Некрасова, Ю.Б. (1985). Динамика психических состояний заикающихся при логопсихотерапии. Вопросы психологии, (2), 127–133.
Некрасова, Ю.Б. (1986). Основные принципы коррекции нарушения речевого общения. Вопросы психологии, (5), 90–95.
Некрасова, Ю.Б. (2006). Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения при заикании. Материалы науч.-практич. конф. памяти Ю.Б. Некрасовой. (14 октября, 2004 г.). Москва; Самара: Изд- во «НТЦ».
Общение в эпоху конвергенции технологий: сб. науч. трудов. (2022). Под ред. Н.Л. Карповой, Е.А. Петровой, О.В. Зотовой. Москва: Изд-во ПИ РАО.
Рау, Е.Ю. (1995). Психолого-педагогическая система адаптации взрослых заикающихся к проблемным речевым ситуациям: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва.
Рау, Е.Ю. (2000). Пути преодоления ситуационно-коммуникативных трудностей взрослых заикающихся. В: Психология общения 2000: проблемы и перспективы. (25–27 октября, 2000 г.). Под ред. А.А. Бодалева. (С. 246–247). Москва: Учебно-методический коллектор «Психология».
Рау, Е.Ю. (2005). Психологическая модель нарушения коммуникативного развития детей с заиканием. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. Москва: Изд-во «Прометей».
Рау, Е.Ю. (2006). Основные направления научных исследований Ю.Б. Некрасовой в период 60-90-х годов. В: Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения при заикании. Материалы науч.-практич. конф. памяти Ю.Б. Некрасовой. (14 октября, 2004 г.). Под ред. С.Н. Шаховской, В.И. Селиверстова, Н.Л. Карповой. (С. 178–182). Москва; Самара: Изд-во «НТЦ».
Рау, Е.Ю. (2021). Психолого-педагогическая модель семейной реабилитации заикающихся. В: Логопедия: современный облик и контур будущего. Материалы 2-й всеросс. науч.-практич. конф. с междунар. участием (1–2 ноября, 2021 г.). Под ред. А.А. Алмазовой. (С. 294–301). Москва: Изд-во МПГУ.
Рау, Е.Ю., Мерзлякова, В.П. (2011). Развитие мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции. Монография. Москва: Изд-во «Секачев».
Ситникова, Н.А., Янченко, И.В., Бальцер, А.Л. (2022). Дистанционная поддержка речи возможна. Первый опыт работы онлайн курса для заикающихся подростков и взрослых. В: Общение в эпоху конвергенции технологий. Москва: Изд-во ПИ РАО.