ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
En Ru

Аксиологический компонент подготовки педагогов-исследователей в классическом университете: педагогические и философские аспекты

Аксиологический компонент подготовки педагогов-исследователей в классическом университете: педагогические и философские аспекты

Поступила: 22.01.2025

Принята к публикации: 02.03.2025

Дата публикации в журнале: 17.03.2025

Ключевые слова: педагогическое образование; классический университет; подготовка педагогов-исследователей; педагогическая аксиология; философия образования; педагогическая деятельность; исследовательская деятельность; студенты

DOI: 10.55959/LPEJ-25-02

Доступно в on-line версии с: 18.03.2025

Для цитирования статьи

Тореева Т. А. Аксиологический компонент подготовки педагогов-исследователей в классическом университете: педагогические и философские аспекты // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2025. № 1. С. 28-53

Номер 1, 2025

Аннотация

Актуальность. В статье рассматривается проблема необходимости усиления аксиологической составляющей педагогического образования с целью сохранения и развития гуманистических и традиционных российских ценностей в процессе подготовки педагогов-исследователей в условиях классического университета в информационном обществе.
Цель. Исследование направлено на описание ключевых компонентов аксиологической сферы педагогического образования в условиях современности. Цель публикации — выявить и сопоставить педагогические и философские подходы к пониманию роли и значимости формирования ценностных ориентаций будущих педагогов в контексте их обучения основам исследовательской деятельности.
Методы. В качестве ведущей логики исследования выступает критический анализ процесса становления аксиологической сферы будущих педагогов в системе университетского образования, рассматриваемой с позиций педагогики и ряда философских дисциплин (философия образования, аксиология, этика). Ключевыми методами исследования являются междисциплинарный подход, методы сопоставления и систематизации, а также обзор и теоретический анализ тестов научных источников по проблеме исследования.
Результаты. Выявлена специфика и обоснована методология формирования ценностей будущих педагогов-исследователей в условиях классического университета с позиций педагогической науки и философских дисциплин.
Выводы. Исследование аксиосферы исследовательской деятельности будущих педагогов наиболее эффективно осуществляется на междисциплинарной основе в контексте приложения методов педагогики, этики, философии образования. Развитие ценностей и ценностных установок обучающихся в системе высшего педагогического образования является результативным средством для повышения мотивации студентов к совершенствованию в профессиональной сфере и вовлечению их в область научных исследований в рамках академической и университетской науки.

Литература

Андреева, О.С., Селиванова, О.А., Васильева, И.В. (2019). Комплексная диагностика компонентов исследовательской компетенции у студентов педагогических направлений подготовки. Образование и наука, 21(1), 37–58. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-37–58.

Арефьева, С.А., Арефьева, О.В. (2018). Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза. Вестник Марийского государственного университета, 12(4(32)), 9–13.

 Барабашкина, Е.В., Трифанова, А.А., Перяшкина, А.А., Чегулова, А.А., Бердникова, К.Э. (2022). Классификация ценностей в педагогической деятельности. Психология, социология и педагогика, (5). URL: https://psychology.snauka.ru/2022/11/8689 (дата обращения: 04.01.2025).

 Бермус, А.Г. (2020). Исследовательская магистратура в сфере образования как центр модернизации регионального университетского кластера. Ноосферные исследования, (4), 86–93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44429690 (дата обращения: 04.01.2025).

 Богданов, Н.А., Коржуев, А.В. (2019). Аксиология педагогического знания: палитра взглядов и логико-эпистемологический код. Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование, (4), 24–39.

 Борисенков, В.П., Гукаленко, О.В. (2024). Традиционные российские духовно-нравственные ценности как основа гармоничного развития личности и фактор укрепления национального суверенитета. В кн.: Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XVII межд. науч.-практич. конф. (21 марта, 2024 г.). Под ред. В.И. Казаренкова. (С. 3–16). Москва: Изд-во РУДН.

 Борисенков, В.П., Тореева, Т.А., Пустовойтов, В.Н. (2024). Развитие педагогического образования в едином образовательном пространстве России: от методологии к практике. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование, 22(1), 190–204.

 Бурнашев, Р.Ф., Махмуджонова, Н.М. (2024). Роль философии в формировании ценностных ориентиров в современном образовании. Universum: общественные науки, 3(106). URL: https://7universum.com/ru/social/archive/item/16966 (дата обращения: 25.12.2024).

 Глущенко, В.В., Глущенко, И.И. (2015). Функции философии ценностного образования. IN SITU, 3(3), 82–84.

 Гукаленко, О.В., Сериков, В.В. (2023). Формирование ценностных ориентаций у обучающихся как стратегическая цель российского образования. В кн.: Ценностные основы развития российского образования: теория и практика: монография. (С. 13–27). Москва: Изд-во «МАКС Пресс».

 Гукаленко, О.В., Тореева, Т.А., Мусина, С.К. (2024). Управление развитием университетов Казахстана в условиях трансформации высшего образования. Социальная педагогика в России, (6), 83–94.

 Гусева, М.А., Кондаурова, И.К. (2014). Организация исследовательской деятельности будущих педагогов-математиков в условиях национального исследовательского университета. Историческая и социально-образовательная мысль, 4(26), 101–106.

 Гущина, А.В. (2019). Аксиолого-педагогическая концепция и модель воспитания нравственности будущего учителя: дисс. докт. пед. наук. Самара.

 Дремова, О.В., Щеглова, И.А. (2022). Третья миссия университетов в России: тренд на (не)коммерциализацию? Университетское управление: практика и анализ, 26(2), 27–37. https://doi.org/10.15826/umpa.2022.02.010.

 Дроботенко, Ю.Б. (2023). Современные проблемы педагогической аксиологии. Вестник Оренбургского государственного университета, 4(240), 17–25. https://doi.org/10.25198/1814-6457-240-17

 Закирова, А.Ф. (2016). Формирование исследовательской деятельности педагога в контексте идей педагогической герменевтики. В кн.: Практико-ориентированная подготовка педагогов-исследователей в системе профессионального образования. (С. 23–30). Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета.

 Касаткин, П.И. (2018). Ценностная аксиоматика образовательного пространства: дисс. докт. филос. наук. Москва.

 Кирьякова, А.В. (2017). Аксиологические доминанты подготовки педагогов в университете. Педагогический журнал Башкортостана, 3(70), 11–19.

 Кирьякова, А.В., Ольховая, Т.А., Белоновская, И.Д. (2021). Аксиология образования: прикладные исследования в педагогике: монография. Москва: Изд-во «Флинта».

 Кузина, Г.П. (2020). Концепция цифровой трансформации классического университета в «Цифровой университет». E-Management, 3(2), 89–96. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2020-2-89-96

 Морозова, О.П. (2023). Учитель как исследователь: профессиональная подготовка в системе классического университетского образования. Сибирский педагогический журнал, (4), 64–73. http://dx.doi.org/10.15293/1813-4718.2304.07

 Николайчук, Д.Г., Федяй, Д.С., Шрамкова, О.В. (2017). Специфика формирования исследовательской культуры современного педагога. Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 5(50), 26–32.

 Сластенин, В.А., Чижакова, Г.И. (2003). Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Изд-во «Академия».

 Сухоруких, А.В. (2020). Аксиология инноваций в современной образовательной культуре: дисс. докт. филос. наук. Курск.

 Тенитилова, К.С., Беляева, В.Г., Абаева, С.М. (2023). Формирование профессиональных ценностей будущих учителей в педагогическом вузе. Международный научно-исследовательский журнал, 12(138). URL: https://research-journal.org/archive/12-138-2023-december/10.23670/IRJ.2023.138.112 (дата обращения: 20.12.2024).

 Титов, С.В. (2019). Основные положения и перспективы развития концепции «университет 4.0». Международный научно-исследовательский журнал, 6–2(84), 66–70.

 Тореева, Т.А. (2016). Человек как ценность в «трансцендентной аксиологии». Исторические, философские, политические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 1(63), 179–183.

 Тореева, Т.А., Романова, Е.А., Гасанова, Р.Р. (2023). Формирование ценностных ориентаций у обучающихся в условиях информатизации образования и общества. В кн.: Ценностные основы развития Российского образования: теория и практика: коллективная монография. (С. 100–112). Москва: Изд-во «МАКС Пресс».

 Шипилина, Л.А. (2022). Аксиологические ориентиры исследования проблем подготовки педагогов в вузе в диссертациях по педагогике. Вестник Мининского университета, 10(4). URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1350?locale=ru_RU (дата обращения: 04.01.2025).

 Яковлева, И.В. (2023). Аксиосистема современного российского образовательного пространства: социально-философский анализ изменений и перспектив развития: дисс. докт. филос. наук. Красноярск.

 Afdal, H.W., Spernes, K. (2018). Designing and redesigning research-based teacher education. Teaching and Teacher Education, 74(1), 215–228. https://doi.org/10.1016/j.tate.2018.05.011

 Aspfors, J., Eklund, G. (2017). Explicit and implicit perspectives on researchbased teacher education: newly qualified teachers’ experiences in Finland. Journal of Education for Teaching, 43(4), 400–413.

 Barni, D., Danioni, F., Benevene, P. (2019). Teachers’ Self-Efficacy: The Role of Personal Values and Motivations for Teaching. Frontiers in Psychology, (10), 1645. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01645

 Barr, S., Askell-Williams, H. (2020). Changes in teachers’ epistemic cognition about selferegulated learning as they engaged in a researcher-facilitated professional learning community. Asia-Pacific Journal of Teacher Education, 48(2), 187e212. https://doi.org/10.1080/1359866X.2019.1599098

 Hirt, C.N., Jud, J., Rosenthal, A., Karlen, Y. (2022). How motivated are teachers to promote self-regulated learning? A latent profile analysis in the context of expectancy value theory. Frontline Learning Research, 10(2), 45e63. https:// doi.org/10.14786/flr.v10i2.1113

 Johnston, B., MacNeill, S., Smyth, K. (2019). Conceptualising the Digital University. The Intersection of Policy, Pedagogy and Practice. Cham: Palgrave Macmillan Publ.

 Jones, Ch., Goodfellow, R. (2014). The “Digital University”: Discourse, Theory, and Evidence. International Journal of Learning and Media, 4(3–4), 59–63. https://doi.org/10.1162/IJLM_a_00103

 Simonsz, H., Leeman, Y., Veugelers, W. (2022). Beginning student teachers’ motivations for becoming teachers and their educational ideals. Journal of Education for Teaching, 49(3), 1–15. https://doi.org/10.1080/02607476.2022.2061841