ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
En Ru

Проблема формирования ценностно-смыслового отношения студентов к социокультурному наследию религии в научно-педагогическом дискурсе

Проблема формирования ценностно-смыслового отношения студентов к социокультурному наследию религии в научно-педагогическом дискурсе

Поступила: 24.09.2024

Принята к публикации: 28.10.2024

Дата публикации в журнале: 02.11.2024

Ключевые слова: ценностно-смысловое отношение; студенты; социокультурное наследие религии; педагогические подходы; культурные ценности

DOI: 10.55959/LPEJ-24-25

Доступно в on-line версии с: 25.01.2025

Для цитирования статьи

Лукашина Е.В. Проблема формирования ценностно-смыслового отношения студентов к социокультурному наследию религии в научно-педагогическом дискурсе // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2024. № 4. С. 29-47

Номер 4, 2024

Аннотация

Актуальность. В настоящее время вопросы религии и отношения общества к ней занимают важное место в научном дискурсе. Принципы реализации аксиологического подхода в современном образовательном процессе основаны на межкультурном взаимодействии, диалоговых формах коммуникации, наделении смыслом различных ценностных аспектов. В условиях глобализации высшего образования встает вопрос сохранения и развития национальных образовательных систем. В этой связи актуальность приобретает процесс формирования ценностно-смыслового отношения студентов к проблемам изучения национальной культуры и сохранения культурно-религиозного наследия страны.  

Цель. Рассмотреть научно-педагогический опыт по изучению проблемы формирования ценностно-смыслового отношения студентов к социокультурному наследию религии в образовательном процессе и общественной жизни.

Методы. Методологической основой является анализ нормативных документов в сфере образования, научно-педагогических и историко-философских трудов российских и зарубежных авторов. Помимо общенаучных методов применяется компаративный анализ с целью сопоставления подходов по изучению представленной проблематики.

Результаты. Выявлены и определены ключевые концепты понятия «ценностно-смысловое отношение студентов к социокультурному наследию религии». На основе рассмотренных научно-педагогических работ и материалов автором предложена собственная трактовка данного понятия.

Выводы. Ценностно-смысловое отношение студенческой молодежи к социокультурному наследию религии выражается в активной позиции обучающегося, проявляющейся в потребности приобщения к культуре, познании и понимании религии, положительно окрашенном эмоциональном отклике на религиозные и культурные ценности, способности к постижению и реализации духовных потребностей.

Литература

Андреева, Г.М. (2006). Социальная психология. Москва: Изд-во «Аспект Пресс».

Багишаев, З.А., Быков, А.К. (Ред.). (2006). Воспитание: современные парадигмы. Москва: Изд-во «Московский Север».

Баева, Л.В. (2012). Сохранение культурного наследия как воплощение ценности традиции. Философия и общество, 1(65), 109–118.

Близнецова, О.И., Шапенкова, И.П. (2009). Ценностно-смысловая сфера личности студентов как цель воспитания. Вестник Нижневартовского государственного университета, (3), 68–75.

Бондаревская, Е.В. (1999). Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория. Школа Духовности, (5), 41–66.

Веденева, Н.В. (2014). Социальное взросление студентов как проблема педагогической науки. Современные проблемы науки и образования, (6). URL: http://www.emissia.org/offline/2014/2138.htm (дата обращения: 23.09.2024).

Дерябо, С.Д. (2002). Феномен субъектификации природных объектов: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. Москва.

Иконникова, С.Н. (1987). Диалог о культуре. Ленинград: Лениздат.

Коротаева, Е.В. (2000). Педагогика взаимодействий в современном образовательном процессе: дисс. д-ра. пед. наук. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ.

Коротаева, Е.В. (2015). Педагогика взаимодействий: теория и практика. Монография. Москва: Изд-во «Директ-Медиа».

Кошелева, А.О. (2009). Концепция становления личностной зрелости будущих специалистов в инновационных условиях ВПО: Автореф. дисс. д-ра. пед. наук. Елец.

Лукашина, Е.В. (2021). Ценностно-смысловое отношение студентов к новым условиям образования в современном глобальном мире. Профессиональная ориентация, (1), 34–37.

Матаев, В.В. (2008). Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования: Автореф. Дисс. канд. пед. наук. Волгоград.

Новожилова, Т.Н. (2021). Формирование ценностных ориентаций студентов ВУЗа в контексте их профессиональной подготовки. Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств, 1(40), 122–132.

Пазухина, С.В. (2012). Исследование типов отношения будущих педагогов к личности учащегося. Психологическая наука и образование, 17(3), 62–69.

Ракитов, А.И. (1994). Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России. Вопросы философии, (4), 14–34.

Сахарчук, Е.С. (2023). Факторы формирования социокультурной идентичности студентов в условиях поликонфессиональности: теологический и психолого-педагогический подходы: коллективная монография. Под ред. Е.С. Сахарчук. Москва: Изд-во МГГЭУ.

Сенько, Ю.В. (2000). Гуманитарные основы педагогического образования. Москва: Изд-во МПСУ.

Сериков, В.В. (1998). Личностно-ориентированное образование: поиск новой парадигмы. Москва: Изд-во «Логос».

Серый, А.В. (2011). Ценностно-смысловая парадигма как основа построения обобщенной теории психологического консультирования. Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки, (2), 132–142.

Серых, А.Б. (2005). Психологические основания подготовки педагогов к работе с виктимными детьми: Автореф. дисс. д-ра. психол. наук. Москва.

Старченко, С.А. (2023). Модель ценностно-смыслового отношения студентов к педагогической деятельности при личностно-личностном взаимодействии. Инновационное развитие профессионального образования, 3(39), 45–52.

Суйкова, О.А. (2020). Формирование у студентов системы СПО ценностно-смыслового отношения к саморазвитию Инновационное развитие профессионального образования, 4(28), 98–102.

Тропникова, Н.П. (2023). Использование технологий как педагогического инструментария содействия становлению ценностно-смыслового отношения студентов педагогического колледжа к профессионально-педагогической деятельности. Инновационное развитие профессионального образования, 1(37), 59–68.

Шамшин, Л.Б. (2020). Ценностно-смысловые ориентиры современного образования в культурологическом контексте. Человеческий капитал, 1(133), 64–71.

Шевченко, Н.Н. (2017). Формирование ценностно-смыслового отношения студентов к поликультурному диалогу в образовательной среде вуза. Казанский педагогический журнал, 2(121), 35–39.

Якиманская, И.С. (1995). Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. Вопросы психологии, (2), 31–41.

Rokeach, M. (1968). Beliefs, Attitudes and Values. A Theory of Organization and Change. Sun-Francisco: Jossey-Bass.

Smart, N. (1992). The World’s Religions. Cambridge: Cambridge University Press.