ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Поступила: 08.11.2024
Принята к публикации: 23.12.2024
Дата публикации в журнале: 26.12.2024
Ключевые слова: обучение физике; дистанционное оценивание; остаточные знания; студенты технических специальностей
DOI: 10.55959/LPEJ-24-28
Доступно в on-line версии с: 25.01.2025
Мурсенкова И.В., Лубенченко О.И., Лапицкий К.М. Разработка тестов для проверки остаточных знаний по общему курсу физики у студентов НИУ МЭИ // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2024. № 4. С. 103-121
Актуальность. Преподавание общего курса физики в техническом вузе направлено на формирование у студентов целостной системы знаний и умений будущих инженеров. Мониторинг качества образовательного процесса и проверка усвоения физических знаний у студентов являются важными составляющими учебного процесса. Дистанционное тестирование как часть дистанционных образовательных технологий имеет значительный потенциал для контроля знаний по физико-математическим дисциплинам, для совершенствования полученных умений и навыков.
Цель. Цель исследования состоит в разработке тестов для эффективной и качественной оценки остаточных знаний по курсу физики у студентов и апробации этих тестов. Основное внимание уделяется описанию профессионального подхода к разработке тестов для мониторинга усвоения студентами основных знаний курса общей физики после изучения материала. Апробация тестов проведена с целью корректировок материалов, необходимых для полного и систематического контроля уровня остаточных знаний.
Методы. Обобщается опыт разработки тестов для проверки остаточных знаний у студентов по разделам общего курса физики на основе подробного анализа и отбора предметного материала. Тестирование как метод контроля усвоенных знаний применяется для диагностики знаний, умений и навыков, для контроля характеристик процесса усвоения знаний. Эффективность применения итоговых тестов для диагностики уровня знаний студентов второго курса определяется методами сравнения и анализа полученных данных.
Результаты. Дан обзор предметного материала, разработана структура тестов для оценки остаточных знаний по оптике и квантовой физике. Проведен анализ уровня тестовых заданий и предложены варианты их реализации в Национальном исследовательском университете «МЭИ» с использованием внутривузовской системы дистанционного тестирования. Тестирование прошли более 500 студентов второго курса бакалавриата, обучающихся по разным направлениям. Показано, что разработанные тесты позволяют определить уровень знания основных физических понятий, явлений, законов и могут применяться для мониторинга формирования физических знаний у студентов технических университетов.
Выводы. Обсуждается общая структура итоговых тестов для проверки остаточных знаний по курсу физики, по результатам тестирования делается вывод об эффективности использования выбранного проверочного материала и компьютерной формы тестирования с автоматизированной оценкой знаний. Полученную статистику уровня освоения учебного материала можно использовать при разработке тестовых заданий по общему курсу физики в технических вузах.
Боков, П.Ю., Якута, А.А., Салецкий, А.М. (2017). Лекционный курс «Общие вопросы методики преподавания физико-математических дисциплин» для студентов магистратуры физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование, 2, 72–79.
Калашников, Н.П., Рубин, С.Г., Самарченко, Д.А. (2010). Тестовые технологии в учебном процессе НИЯУ «МИФИ». Машиностроение и инженерное образование, 2(23), 61–68.
Калинина, А.И. (2014). Дистанционное обучение как часть системы непрерывного образования и роль самообразования в дистанционном обучении. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование, 12(1), 100–105.
Клещева, Н.А., Плотников, В.С. (2019). Формы контрольных мероприятий по физике в условиях рейтингового обучения. Современные наукоемкие технологии, 1, 161–165.
Крук, Н.Н. (2018). Проблемы преподавания физики в техническом университете в контексте подготовки учебных планов нового поколения. Высшее техническое образование, 2(1), 68–74.
Лидер, А.М., Склярова, Е.А., Семкина, Л.И. (2015). Вопросы методики преподавания курса физики в техническом университете. Фундаментальные исследования, 2(4), 787–790.
Машиньян, А.А., Кочергина, Н.В., Бабаев, Д.Д., Пивнева, С.В. (2023). Факторы и механизмы усвоения физических знаний у студентов технического университета. Перспективы науки и образования, 5(65), 182–195.
Миронова, Г.В., Мурсенкова, И.В., Чугунова, И.С. (2007). Тестирование по физике студентов-иностранцев в процессе обучения на подготовительных факультетах. Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика, 5, 120–139.
Официальный сайт Кафедры физики им. В.А. Фабриканта. URL: https://mpei.ru/Structure/Universe/ire/structure/pnaf/Pages/courses.aspx (дата обращения: 08.11.2024).
Официальный сайт Система дистанционного обучения «Прометей». URL: https://mpei.ru/Structure/uchchast/icc/Pages/prometei.aspx (дата обращения: 08.11.2024).
Официальный сайт ФГОС высшего образования по направлениям подготовки бакалавриата. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 08.11.2024).
Садовничий, В.А. (2024). Университеты как ключевой фактор в системе подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета России. Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование, 22(1), 9–25.
Фабрикант, В.А. (1974). Новое в инженерном образовании. Физика и ее роль. Современная высшая школа, 1(5), 109–118.