Актуальность. Возрождение лучших отечественных традиций детского чтения осознается педагогической общественностью как важнейший способ противостоять кризисным явлениям в сфере интеллектуального развития детей на уровнях дошкольного, начального и общего образования. В основе такой постановки вопроса — глобальные социокультурные сдвиги, по влекшие за собой быстрые и значительные изменения в общем кругозоре ребенка, круге его чтения, наборе ключевых читательских навыков. Высокий художественный уровень и огромный воспитательный потенциал русской литературы является предпосылкой для возрождения отечественных традиций детского чтения. Путь к постижению литературы лежит через обучение чтению, и именно это умение рассматривается как фундаментальное и безальтернативное условие развития всех других разнообразных аспектов образованности и духовности.
Методы. В статье на обширном историческом материале представлено развитие идей воспитания художественным словом, отраженных в трудах Н.И. Новикова, И.Ф. Тимковского, И.И. Срезневского, И.А. Бодуэна де Куртенэ, Ф.И. Буслаева, П.Г. Редкина, К.Д. Ушинского, Л.Н. Модзалевского, Л.Н. Толстого, Каюма Насыри, Н.А. Рубакина, Г.Г. Шпета, Л.С. Выготского, А.В. Луначарского, М. Горького, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, Е.Н. Ильина.
Результаты. Показано, что отечественная педагогическая традиция с момента своего зарождения базируется на прочном фундаменте единства обучения и воспитания подрастающего поколения на национальных ценностях и традициях русской словесности, с уважением к личности ребенка и его особенностям. Особое внимание уделено роли детской литературы в духовном и нравственном становлении человека, воспитании преданного гражданина своего Отечества.
Ключевые слова:
российские традиции обучения и воспитания; преподавание русской словесности; духовное и нравственное становление ребенка; национальные ценности; любовь к Отечеству
Актуальность. Развитие психологической науки в контексте образовательной практики стимулирует исследователей к поиску научного объяснения явлений, которые часто используются без должного обоснования. Статья посвящена анализу «математической тревожности» в междисциплинарном контексте.
В 2000 году в г. Дубне состоялась Всероссийская конференция «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков», организованная по инициативе академиков В.И. Арнольда и В.А. Садовничего, где было убедительно обосновано возрастание роли математики в XXI веке и важность ее результатов и приложений не только для специалистов, но и во всех сферах жизни общества — от теоретической физики и вычислительной техники до гуманитарных дисциплин и искусствоведения. В связи с этим В.А. Садовничий указал на опасность и недопустимость околонаучных изысков и псевдопедагогических спекуляций по поводу значения и трудности математики как предмета преподавания и связанных с этим проблем. Одну из таких лженаучных концепций, так называемую математическую тревожность, мы и рассмотрим в этой статье.
Цель. Целью данной статьи является критическое осмысление, систематизация и анализ данных о математической тревожности.
Методы. Методологическую основу статьи составляют культурно-исторический, а также деятельностный подходы, развиваемые в русле отечественной психологии ведущими школами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина и др.
Результаты. В рамках развития идей культурно-исторической психологии и теории деятельности в контексте образования, отечественными психологами подчеркивалась особая важность исследований, ориентированных на практические проблемы, связанные с обучением. Вместе с тем, обращение к «математической тревожности» может отвлечь от реальных проблем в обучении математике и другим предметам. Совместное усилие психологов, педагогов, психиатров, неврологов и других специалистов важно для успешного решения образовательных задач. Разработка вопросов содержания и методов математического образования, психологический анализ тех трудностей, которые испытывают и дети, и педагоги, будет способствовать как развитию психологической науки, так и укреплению ее связей с образовательной практикой.
Ключевые слова:
математическая тревожность; математическое образование; культурно-исторический подход; общепсихологическая теория деятельности
Актуальность. В современных условиях обостряется необходимость совершенствования образовательной системы России с точки зрения реализации национальных целей и стратегических задач развития страны, создания суверенной национальной системы образования и укрепления единого образовательного пространства страны (включая новые регионы), а также соответствия подготовки обучающихся требованиям современного информационного общества и глобальным тенденциям развития образования, формирования компетенций, востребованных рынком труда как в ближайший период, так и на перспективу. В этой связи важно комплексно оценить проблемы, стоящие перед высшей школой Российской Федерации, и предложить возможные решения со стороны университетской корпорации, направленные на реализацию поставленных целей и задач, как в рамках существующих национальных проектов и программ, так и на среднесрочную перспективу.
Методы. Методологическую основу статьи составляют междисциплинарный подход и структурно-функциональный анализ проблем образования в разрезе национальных проектов и целей стратегического развития страны
Результаты. В статье обозначены приоритеты и основные задачи работы российской университетской корпорации. Обозначены направления реформирования математического, химического, физического, инженерного образования; выделены важность и значение фундаментальной подготовки в высшей школе; обоснованы возможности по укреплению региональной базы подготовки кадров; предложены рекомендации по построению суверенной национальной системы образования и формированию единого образовательного пространства страны, выделено значение воспитательной работы и патриотического воспитания в вузах. Направления работы университетской корпорации, предложенные в статье, являются по сути программным документом для высшей школы на текущий период и на перспективу.
Ключевые слова:
российская высшая школа; наука; «Приоритет-2030»; «Передовые инженерные школы»; стратегическое лидерство; математические и естественные науки; Российский союз ректоров; конкурентоспособность образования; консорциум «Вернадский»
30 октября 2023 г. ушла из жизни Ирина Викторовна Костикова, заслуженный преподаватель Московского университета, кандидат философских наук, доцент кафедры философии гуманитарных факультетов философского факультета МГУ, член ученого совета факультета педагогического образования (ФПО) МГУ имени М. В. Ломоносова.
Ключевые слова:
некролог; Ирина Викторовна Костикова
В настоящей статье рассматривается проблема, ставшая в последнее время весьма актуальной как для ученых-исследователей, являющихся научными работниками, так и для профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, обусловленная наличием вполне определенных индикаторов, с помощью которых выявляется эффективность и продуктивность профессиональной деятельности современного российского ученого и преподавателя высшей школы. Актуальность проблемы обусловлена противоречием между имеющимися, вполне определенными, формальными требованиями к публикационной активности научно-педагогических работников, с одной стороны, и отсутствием четкого и ясного понимания, относительно наличия необходимых условий для их качественного выполнения научно-педагогическими работниками
Представлен анализ ситуации, сложившейся в современной научно-образовательной практике, обусловленной неправомерностью и необоснованностью требований, предъявляемых к оценке оригинальности научных работ и исследований, проведенных отечественными учеными, представляемыми к опубликованию. Особый акцент сделан на недопустимости подмены имеющихся в реалиях отечественного «правового поля» четко обозначенных дефиниций, их вольной интерпретации и толкования, нередко ущемляющего законные права и интересы научно-педагогических работников.
Авторы статьи исходят из того, что религиозное сознание является одной из категорий сознания, способом переживания и осмысления человеком мира и себя, которое выполняет инструментальную функцию — создает систему ценностей, иерархизирует их. Религиозное сознание формируется и укрепляется через образовательные практики, воспитание в школе, овнешняется в коллективном сознании — религиозной культуре общества. Учебный предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» решает ряд задач, связанных с духовно-нравственным становлением школьника младших классов, способствует формированию общечеловеческих ценностей, которые отмечены в Указе Президента РФ № 809 от 9 ноября 2022 г. «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Проведенное исследование среди школьников начальных классов Смоленской православной гимназии, в учебном плане которых был курс «Основы религиозной культуры и светской этики», показало, что к 5-му классу школьники демонстрируют уверенные знания основных религиозных конфессий, представленных на территории Российской Федерации, понимание религиозных традиций и норм этносов России. Сравнительно-сопоставительный анализ планируемых образовательных результатов курса ОРКСЭ, выраженный в приобретённых и развитых духовно-нравственных ценностях школьников, позволил выявить интерференцию с ценностями, перечисленными в Указе Президента РФ № 809 от 9 ноября 2022 г., которые выступают основой стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, ключевыми из которых являются: жизнь, достоинство, права и свобода человека, гуманизм, милосердие, служение Отечеству, патриотизм, преемственность поколений и историческая память.
Ключевые слова:
религиозное сознание; религиозная культура; основы православной культуры; ОРКСЭ; духовно-нравственные ценности; патриотизм; категорический императив; педагогическая аксиология; трансгуманизм; естественная религия
Необходимость участия в межкультурном диалоге с представителями разных стран актуализирует вопрос подготовки к межкультурной коммуникации, а именно изучение иной культуры, но непременно на основе знаний родной культуры обучающихся. В связи с этим готовность будущего преподавателя к реализации культурологического подхода в обучении иностранным языкам имеет важное социальное и практическое значение. В статье показано, что в России с начала 90-х гг. XX в. произошли значительные изменения в контексте изучения иностранных языков, которые стали рассматриваться как реальное средство общения с представителями иных культур, именно поэтому в процессе изучения иностранного языка непременно должна изучаться культура народа. Продемонстрирована актуальность культурологического подхода к преподаванию иностранных языков, раскрыта роль преподавателя в его реализации. Конкретизируются требования к изучению иностранных языков, которые обозначены в ФГОС, а также требования к подготовке преподавателя иностранных языков, которые отражены в образовательных программах высшего образования направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». Представлены дисциплины, благодаря которым будущие преподаватели получают сведения о культуре страны изучаемого языка. Приведены конкретные примеры того, как в процессе изучения дисциплин культурологической направленности студенты знакомятся с иной культурой, с жизнью народа страны изучаемого языка, что способствует формированию их общекультурной и профессиональной компетенции. Сделан вывод о том, что, благодаря культурологическим знаниям, полученным в процессе обучения в высшем учебном заведении, преподаватель сможет формировать у своих учеников не только языковые умения и навыки, но и знания культуры народа, язык которого изучается.
Ключевые слова:
культура страны; культурологический подход; культурологические дисциплины; культурологические знания; преподаватель; иностранные языки; формирование культуры личности; общекультурные компетенции; профессиональная подготовка; лингвострановедческий подход
В статье представлены промежуточные результаты исследования «Центра совершенствования методик преподавания дисциплин» Российской академии образования по анализу, систематизации и созданию реестра эффективных методик преподавания дисциплин, предметов, курсов (модулей) на различных уровнях образования в рамках исследования актуальных и эффективных методик для их апробации и масштабирования. Выражена позиция авторов о том, что значимость поиска идеальных методов и методик обучения и преподавания, который ведется на протяжении столетий, сравнима по сложности и важности с исследованиями и разработками в сфере высокотехнологичных наук и производств. С точки зрения авторов при разработке реестра эффективных методик обучения должны быть учтены современные методологические принципы дидактических исследований, комплекс дидактических объектов, совокупность применяемых междисциплинарных подходов. Описаны объективные трудности формирования тезауруса понятия «методика обучения» для разработки реестра эффективных методик. Представлена гипотеза исследования, которая формулирует возможные варианты решения задачи по разработке реестра эффективных методик.
В данной статье рассматривается вопрос о реализации межфакультетских курсов по искусственному интеллекту в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова: от этапа исследовательской и аналитической работы, проведения интервью, опросов, изучения образовательных процессов в различных учебных заведениях до практической реализации программы.
В статье представлена информация о реализации межфакультетских курсов «Введение в программирование», «Основы программирования и анализа данных на Python», «Машинное обучение для решения прикладных задач», «Введение в глубокое обучение» и дополнительного факультатива «Математика для анализа данных».
Автор анализирует основные темы каждого курса и список умений и навыков, которые обучающиеся получат после прохождения программы: студенты, завершившие курсы, приобретут ценные практические навыки работы с данными, овладеют инструментами машинного обучения, освоят язык программирования Python, научатся работать с библиотеками NumPy, Pandas, Matplotlib, Scikit-learn, PyTorch, смогут анализировать и визуализировать данные и, наконец, углубятся в мир машинного обучения, изучая различные алгоритмы и способы их применения для решения задач из разных областей
Специфика организации междисциплинарных курсов заключается в тщательном отборе содержания и методических приемов, позволяющих студентам непрофильных специализаций успешно овладеть инструментами искусственного интеллекта. В статье отображены особенности организации курсов, приемы использования инструментов коммуникации между участниками образовательного процесса, в том числе для поддержания психологического комфорта в учебной деятельности.
Межфакультетские курсы по искусственному интеллекту — это актуальные образовательные ресурсы, позволяющие студентам приобрести современные компетенции в области искусственного интеллекта. Они предоставляют учащимся возможность ознакомиться с теоретическими основами программирования и машинного обучения, а также получить практические навыки работы с разнообразными инструментами и технологиями.
Ключевые слова:
искусственный интеллект; анализ данных; программирование; алгоритмы; машинное обучение; нейронные сети; Python; межфакультетские курсы; междисциплинарное обучение; обучение студентов непрофильных факультетов
Обращение к анализу институциональной специфики детского движения обосновано авторами современными задачами воспитания детей и молодежи с использованием возможностей и условий общественного детского объединения. Для выявления специфики детского движения как института воспитания использованы методы, с одной стороны, анализа понятийно-категориального аппарата специфической области педагогического знания — социокинетики, созданной исследователями детского движения на рубеже XX и XXI веков, и, с другой стороны, методы экстраполяции на детское движение как воспитательное пространство логики полисубъектной стратегии воспитания, которая отражает современное состояние российского воспитательного пространства, отличающегося высоким уровнем сформированности горизонтальных связей между всеми активными субъектами воспитательной деятельности. Характеристика институциональной специфики детского движения представлена в статье по пяти направлениям на основе экстраполяции модели описания воспитательного потенциала, включающая пять компонентов: аксиологический, телеологический, концептуальный, методический и интерактивный. Последовательно в статье дается описание ценностного наполнения детского движения, целей воспитательной работы, концептуальных основ, организационного-методического аспекта и взаимодействия с другими институтами воспитания. Анализ методического аспекта воспитательного пространства детского движения представлен через его специфику, которая ярко проявляется в инструментальном оформлении организации деятельности детского движения. Среди разнообразных форм организации детского движения авторами выделены и проанализированы следующие четыре формы: сбор, романтика, первичный коллектив, шефство, сложившиеся в пионерской организации, правопреемницей которой является современное движение детей и молодежи, и отличающиеся уникальной структурой и характером взаимодействий. Приведены основные отличия на концептуальном и методическом уровнях основ воспитания в детском движении от других институтов.
В статье исследованы результаты реализации инициативы «Один пояс — один путь» (далее «Пояс и путь») в системе образования КНР и стран ареала Инициативы. Приведены результаты анализа развития образовательного сотрудничества со странами, разделенными по территориальному принципу по критериям «численность студентов из стран ареала», «численность институтов и кабинетов Конфуция» (в контексте развития мягкой силы внешнего влияния Китая). Выявлены перспективы координации в области образовательной политики, проведен анализ нормативно-правовых актов, определяющих ключевые направления развития инициативы «Пояс и путь» на разных уровнях системы образования. Проведен анализ публикационной активности и текущей ситуации по управлению конвергенцией иностранных студентов из стран, расположенных вдоль ареала проекта «Пояс и путь». Авторами отмечено, что необходимость организации технического обслуживания проекта в странах, расположенных вдоль маршрута, уже сейчас актуализирует задачу унификации качества профессиональной подготовки принимающего участие в проекте зарубежного персонала. Авторами доказано, что страны, расположенные в ареале проекта «Пояс и путь», обладают колоссальным человеческим, интеллектуальным, природным, культурно-историческим потенциалом в том числе и в контексте реализации образовательной стратегии на примере стран ареала морского Шелкового пути проекта «Пояс и путь» в сфере высшего образования. Рассматривается кейс Харбинского политехнического университета в рамках темы заявленного исследования.
Ключевые слова:
высшее образование; интернационализация образования; популяризация китайской культуры; мягкая сила; ареал морского Шелкового пути; унификация и синхронизация стандартов; Харбинский Политехнический университет; проект «Пояс и путь»; стандарты профессиональной подготовки; лидирующие позиции; стратегическое планирование
В статье рассматриваются вопросы ценностно-смысловых оснований педагогической профессии в контексте профессионального выбора. Миссия педагога в современном обществе состоит в развитии личности, обладающей духовно-нравственными ценностями, позволяющими противостоять глобальным вызовам. При этом формирование педагогом у ребенка системы ценностей возможно через ценностную систему самого педагога, которая включает в себя ценности профессиональной педагогической деятельности. Подчеркивается осознание на государственном уровне необходимости реализации ценностно-смыслового подхода в подготовке учителей. На основе анализа отечественных и зарубежных психологических и педагогических исследований определяются основные функции ценностей как регулятора активности личности и источника жизненных и профессиональных целей человека. Рассматривается влияние ценностей на профессиональное самоопределение будущего педагога. Приводятся различные классификации ценностей педагогической профессии.
Представлены результаты интервью 90 студентов 1 курса бакалавриата ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Анализ ответов показывает, что большинство респондентов отмечают высокую значимость профессии учителя в современном обществе; среди важнейших характеристик педагогов, оказавших на них положительное влияние, называют профессионализм и морально-нравственные качества; среди мотивов выбора направления профессиональной подготовки выбирают мотивы внутренней ценности (желание работать с детьми и интерес к предмету) и альтруистические. Более половины студентов заявили о желании работать учителем, что свидетельствует о принятии данных ценностей. В выводах отмечены как положительные стороны, так и риски осознания и принятия студентами профессионально значимых ценностей педагогической профессии.
Ключевые слова:
педагогическая профессия; педагогическое образование; ценности педагогической профессии; студенты; профессиональный выбор; внутренние мотивы; ценности личной полезности; ценности социальной полезности; профессиональная идентичность учителя; идеальная модель учителя
В статье представлены основные положения авторской концепции воспроизведения учебного текста, проанализированные с позиций теории управления процессом усвоения знаний Н. Ф. Талызиной. Цель статьи заключается в стремлении авторов показать родство методологических основ теории управления процессом усвоения знаний Н. Ф. Талызиной и концепции произвольного воспроизведения учебного материала, реализующих деятельностный подход к формированию умственных действий, в частности, мнемических, обеспечивающих актуализацию учебного материала. Близость методологических основ теории управления процессом учения Н. Ф. Талызиной и концепции произвольного воспроизведения как реконструктивно-репродуктивной деятельности представлена через анализ основных положений данных подходов. Результаты исследований авторов доказывают значимость управления процессами воспроизведения учебного материала с помощью мнемических действий, которые представляют собой совокупность ассоциативно-ориентировочных, аналитико-синтетических и контрольно-оценочных действий, выполняющих функцию инструментов актуализации необходимой информации. Показано, что произвольное воспроизведение демонстрирует особенности интеллекта субъекта учебной деятельности в широком диапазоне: от уровня развития метарегуляции до специфики его репрезентационной картины. Отсутствие ориентировочной основы произвольного воспроизведения препятствует запуску и развертыванию разноуровневых интеллектуальных операций, регуляции припоминания, проявляющейся в планировании, контроле и антиципации необходимых результатов. Понимание умственных действий как инструментов актуализации и организации учебного материала, составляющее основу концепции воспроизведения, значительно расширяет возможности теории управления процессом усвоения знаний Н. Ф. Талызиной и должно стать теоретической и методической основой конструирования новых школьных учебников. Показано, что концепция произвольного воспроизведения учебного материала, реализующая, как и теория поэтапного формирования умственных действий, деятельностный подход к учению и обучению, может выступать методологически и экспериментально обоснованным продолжением классической теории П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной.
Ключевые слова:
теория управления процессом усвоения знаний Н.Ф. Талызиной; память; мнемические действия; концепция воспроизведения; учебный материал; репродукция; реконструкция; структура учебного действия; ориентировочная основа действия; управление воспроизведением
В статье описана деятельностная теория учения Н. Ф. Талызиной с точки зрения ее применения в наиболее эффективной подготовке современного педагога к профессиональной деятельности. Актуальная задача построения национально ориентированной системы образования в России будет решаться с опорой на опыт и традиции отечественной педагогики. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина и развитие этой теории в работах Н. Ф. Талызиной дают будущим педагогам не только теоретические знания в области педагогической психологии, но обеспечивают готовность к обучению школьников и студентов, так как это направление отечественного деятельностного подхода наиболее полно разработано в практическом аспекте. В статье описаны преимущества изучения педагогами деятельностной теории учения по сравнению с традиционными курсами педагогической психологии. Деятельностная теория учения Н. Ф. Талызиной дает будущим педагогам необходимые для проектирования учебного занятия знания и ориентиры, среди которых главными являются форма, обобщенность, развернутость и освоенность учебного действия; общие и специальные познавательные действия; характеристики основных этапов процесса усвоения умственных действий и понятий; формирование приемов познавательной деятельности обучающихся.
Ключевые слова:
деятельностная теория учения Н. Ф. Талызиной; управление процессом усвоения понятий; общие и специальные познавательные действия; подготовка педагога
В настоящей статье рассматриваются особенности эволюции отечественной системы подготовки научных и научно-педагогических кадров на советском и российском этапе истории нашей страны. Вопрос изучения организации и управления системой подготовки научно-педагогических кадров находится сегодня в центре внимания как российского научного сообщества, так и органов государственного управления, реализующих научно-образовательную политику в стране. Целью данной статьи является выявление и характеристика особенностей системы подготовки научно-педагогических и научных кадров в СССР и современной России. Авторы на основе системного подхода в сочетании с принципом историзма выделяют три крупных этапа развития отечественной аспирантуры на базе основных нормативных правовых документов, а также дают оценку результатам принятых решений в области подготовки научно- педагогических и научных кадров.
Ключевые слова:
аспирантура; подготовка научно-педагогических кадров; научно-исследовательская деятельность; история развития института аспирантуры; качество подготовки аспирантов; Концепция подготовки педагогических кадров; Концепция технологического развития; федеральные проекты; СССР; Россия