ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
En Ru

Демографические и структурные особенности состава иностранных обучающихся основных образовательных программ МГУ имени М.В. Ломоносова

Демографические и структурные особенности состава иностранных обучающихся основных образовательных программ МГУ имени М.В. Ломоносова

Поступила: 06.09.2024

Принята к публикации: 02.10.2024

Дата публикации в журнале: 11.10.2024

Ключевые слова: экспорт образования; МГУ; иностранные студенты; интернационализация образования; студенческая миграция; академическая мобильность

DOI: 10.55959/LPEJ-24-20

Доступно в on-line версии с: 16.11.2024

Для цитирования статьи

Черевко Т.С., Пуцева М.Д. Демографические и структурные особенности состава иностранных обучающихся основных образовательных программ МГУ имени М.В. Ломоносова // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2024. № 3. С. 29-53

Номер 3, 2024

Аннотация

Актуальность. Существенной проблемой текущей ситуации с предоставлением академических услуг иностранным студентам в России является недоступность подробных сведений о составе иностранных обучающихся в отдельных образовательных организациях. Министерство науки и высшего образования РФ ежегодно публикует открытые данные о количестве зарубежных студентов, их гражданстве и предпочтениях в выборе специальностей. Однако спектр российских образовательных программ разнообразен, и усредненные показатели по стране не в полной мере отражают реалии как ведущих столичных вузов с высокой стоимостью обучения, так и региональных университетов с более доступными ценами.

Цель. Основной целью данного исследования является анализ состава иностранных студентов МГУ, в первую очередь с точки зрения географии студенческой иммиграции и выбора доступных в Московском университете образовательных траекторий. Дополнительную цель авторы видят в выявлении сходств и различий в плане обозначенных выше аспектов между общероссийскими тенденциями входящей академической мобильности межгосударственного уровня и тенденциями, существующими в МГУ.

Выборка. В настоящей статье приводятся и анализируются результаты исследования совокупности иностранных студентов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, проходивших обучение по программам бакалавриата и магистратуры на территории РФ в 2023 г. (5184 чел.).

Методы. В качестве методов работы с эмпирическим материалом были применены количественный и компаративный анализы, сравнительная аналитика использовалась как на этапе работы с первичными данными — массивом сведений об иностранных учащихся Московского университета, так и на этапе работы со вторичными данными — различными источниками, содержащими информацию о статистике приема студентов из-за рубежа отечественными вузами.

Результаты. Среди наиболее значимых результатов исследования следует отметить выявление фактов существенного доминирования в МГУ китайских студентов (82,2%) и практически полного отсутствия студентов из Индии (0,06%), что разительно отличается от медианных показателей российских высших учебных заведений в целом. Также следует отметить устойчивую тенденцию высокого интереса среди зарубежных бакалавров и магистров МГУ к гуманитарным специальностям: с точки зрения масштабов приема иностранных учащихся, подразделениями-лидерами являются высшая школа перевода, факультет журналистики и факультет иностранных языков и регионоведения.

Выводы. Анализ данных о количестве иностранных граждан за период с 2019 по 2022 г. позволяет говорить о том, что спрос на образовательные программы МГУ практически не подвержен глобальным или локальным социокультурным и геополитическим событиям, в первую очередь за счет стабильного интереса к образовательным программам Московского университета со стороны граждан КНР, устойчивого развития международного сотрудничества в сфере получения академических квалификаций между Москвой и Пекином.

Литература

Воробьева, Г.В., Батурина, Л.А. (2018). Перспективные направления социальной и языковой адаптации иностранных студентов (из опыта работы ассоциации иностранных студентов Волгограда). Вестник Тульского государственного университета. Серия: современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин, 1(17), 18–21.

Егорова, С.Н., Воронина, Е.А., Кошпаева, Е.С., Воробьева, Н.В. (2022). Исследование удовлетворенности иностранных студентов выбором профессии и обучением по специальности «фармация». Вопросы обеспечения качества лекарственных средств, 3(37), 47–54.

Зимова, Н.С. (2022). Особенности адаптации учебных мигрантов в условиях пандемии: опыт МГУ имени М.В. Ломоносова. Научный результат. Социология и управление, 8(2), 112–130.

Логачева, Е.А., Шутеева, Т.В. (2018). К вопросу о специфике преподавания неврологии иностранным студентам в Курском государственном медицинском университете. Коллекция гуманитарных исследований, 1(10), 18–21.

Полянская, Е.Н., Эрназарова, Д.Д. (2019). Сравнительный анализ карьерных ориентаций российских и китайских студентов. Казанский педагогический журнал, 5(136), 189–196.

Рязанцев, В.В. (2008). Представления иностранных студентов факультета ВМИК МГУ им. М.В. Ломоносова о значимости русского языка. Вестник Московского государственного университета. Серия 18: Социология и политология, (4), 128–131.

Фофанова, К.В., Сычев, А.А. (2018). К проблеме привлечения иностранных студентов в российские регионы. Гуманитарные и политико-правовые исследования, 3(3), 1–8.

Черевко, Т.С., Пуцева, М.Д. (2023). Предпосылки и мотивы получения гражданами КНР журналистского образования в России (на примере студентов факультета журналистики МГУ). Весник Московского государственного университета. Серия 10. Журналистика, (6), 168–191.

Brisset, C., Safdar, S., Lewis, J.R., Sabatier, C. (2010). Psychological and sociocultural adaptation of university students in France: The case of Vietnamese international students. International journal of intercultural relations, 34(4), 413–426. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2010.02.009

Ge, L., Brown, D., Durst, D. (2019). Chinese international students’ experiences in a Canadian university: Ethnographic inquiry with gender comparison. Journal of International Students, 9(2), 582–612. https://doi.org/10.32674/jis.v0i0.272

Kieu, H. (2021). International Students in the UK and a Sketch of their Englishscapes. In: T. Mammadova, (ed.). Cultural Diversity in Cross-Cultural Settings: A Global Approach. (pp. 135–150). Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publ.

Lanati, M., Thiele, R. (2020). International Student Flows from Developing Countries: Do Donors Have an Impact? Economics of Education Review, 77(5). https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2020.101997

Larbi, F.O., Fu, W. (2017). Practices and challenges of internationalization of higher education in China; international students’ perspective: A case study of Beijing Normal University. International Journal of Comparative Education and Development, 19(3), 78–96. http://dx.doi.org/10.1108/IJCED-12-2016-0025

Taylor, G., Ali, N. (2017). Learning and living overseas: Exploring factors that influence meaningful learning and assimilation: How international students adjust to studying in the UK from a socio-cultural perspective. Education Sciences, 7(1). https://doi.org/10.3390/educsci7010035