ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
En Ru

Подготовка учителей в классических университетах России: исторический контекст и современное состояние

Подготовка учителей в классических университетах России: исторический контекст и современное состояние

Поступила: 16.08.2024

Принята к публикации: 26.08.2024

Дата публикации в журнале: 24.09.2024

Ключевые слова: учитель; история образования; классический университет; педагогический университет; педагогическое образование

DOI: 10.55959/LPEJ-24-19

Доступно в on-line версии с: 16.11.2024

Для цитирования статьи

Калимуллин А.М., Валеева Р.А., Баклашова Т.А. Подготовка учителей в классических университетах России: исторический контекст и современное состояние // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2024. № 3. С. 9-28

Номер 3, 2024

Аннотация

Актуальность настоящего исследования объясняется тем, что российская система высшего педагогического образования переживает очередной исторический перелом. Апробация пилотных проектов реформирования системы подготовки будущих педагогов в университетах разного типа (Московском педагогическом государственном и Балтийском федеральном университетах) актуализирует проблему поиска оптимального пути развития этой системы. В данном контексте исследование особенностей исторического развития педагогического образования необычайно важно для понимания современного состояния национальной системы педагогического образования.

Целью данной статьи является историческое обоснование дуальности национальной системы педагогического образования, влияющей на ее современное состояние и дальнейшие перспективы развития.

Выборка. Основными источниками данных стали обзоры, нормативные и программные документы по организации российского педагогического образования в дореволюционный, советский и современный периоды, а также научные работы по истории подготовки будущих педагогов. 

Результаты. Методологический дуализм был изначально заложен в методологию педагогического образования в России начиная с XVIII в. Он заключается в многолетнем сосуществовании компетентностного и фундаментального подходов в подготовке учителя. В результате мы имеем многочисленные примеры не только доминирования одного из них в образовательной практике, но и разумного консенсуса между ними в разные исторические периоды.

Выводы. В истории российского педагогического образования прослеживаются два ведущих направления при создании и реформировании образовательных учреждений, готовящих учителей: подготовка учителей в классических университетах и развитие профильных педагогических образовательных учреждений.

Литература

Абдуллина, О.А. (1984). Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Москва: Изд-во «Просвещение».

Баггер, Х. (1985). Реформы Петра Великого. Москва: Изд-во «Прогресс».

Бермус, А.Г. (2015). Концептуальные проблемы современного этапа модернизации педагогического образования в России. Непрерывное образование: XXI век, 2(10), 1–12.

Блинов, В.И., Сергеев, И.С. (2019). Модернизация педагогического образования: диалектика результатов. Педагогика, (11), 5–24.

Болотов, В.А. (2012). Размышления о реформе педагогического образования. Образовательная политика, (5), 8–14.

Бордовский, Г.А. (2018). Что же было лучшим в советской системе образования? Высшее образование сегодня, (1), 2–6. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.18.01.P.02

Васильев, К.И. (1966). Очерки истории высшего педагогического образования в РСФСР (1918-1932). Воронеж: Центральное черноземное книжное издательство.

Глущенко, И.В. (2015). Советский просветительский проект: ликвидация неграмотности среди взрослых в 1920–1930-е годы. Вопросы образования, (3), 246–282.

Джуринский, А.Н. (2022). Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы. Санкт Петербург: Изд-во «Прометей».

Дроботенко, Ю.Б. (2014). Вузовская профессиональная подготовка учителей: 1917–1941 гг. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2(3), 62–67.

Загвязинский, В.И., Плотников, Л.Д., Волосникова, Л.М. (2013). Педагогическое образование в России и стратегия его возможного развития. Образование и наука, 1(4), 3–18.

Илалтдинова, Е.Ю., Аксенов, С.И. (2016). Исторический контекст модернизации педагогического образования. Вестник Мининского университета, 2(15), 15.

Калимуллин, А.М. (2012). Казанский императорский — Казанский федеральный: 200-летний опыт подготовки учителей в университете. Образование и саморазвитие, 5(33), 4–9.

Калимуллин, А.М., Жигалова, М.П., Ибрашева, А.Х., Кобылянская, Л.И., Лодатко, Е.А., Нурланов, Е.А. (2020). Постсоветская идентичность в педагогическом образовании: прошлое, настоящее, будущее. Образование и саморазвитие, 15(3), 145–163. https://doi.org/10.26907/esd15.3.13

Катасонова, Т.Б. (2009). Подготовка научно-педагогических кадров в высших учебных заведениях России: историко-педагогический анализ. Мир образования — образование в мире, 33(1), 259–264.

Лубский, А.А. (2022). Историко-педагогический контекст инновационной реализации концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. Инновационные проекты и программы в образовании, 5(83), 11–19.

Марголис, А.А., Сафронова, М.А. (2018). Проект модернизации педагогического образования в Российской Федерации: итоги 2014–2017 гг. Психологическая наука и образование, 23(1), 5–24.

Паначин, Ф.Г. (1975). Педагогическое образование в СССР: Важнейшие этапы истории и современное состояние. Москва: Изд-во «Педагогика».

Плохова, М.Г., Гончаров, М.А. (2013). Правовые основы учительской профессии в российском государстве в XI-XVIII вв. Наука и школа, (2), 173–177.

Слепенкова, Е.А., Аксенов, С.И. (2021). Становление и развитие педагогического образования в России: XVIII-XX вв. Вестник Мининского университета, 9(1), 7. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-7

Чирскова, И.М. (2014). Два века имперской России: смена образовательных парадигм. Родина, (3), 41–43.

Aydarova, E. (2019). Teacher education reform as political theater: Russian policy dramas. New York: SUNY Press.

Kalimullin, A.M., Valeeva, R.A. (2022). Teacher Education in Post-Soviet States: Transformation Trends. In: I. Menter, (ed.). The Palgrave Handbook of Teacher Education Research. (pp. 1293–1312). Cham: Palgrave Macmillan Publ.

Kowalczuk-Walędziak, M., Valeeva, R.A., Sablić, M., Menter, I. (Eds.). (2023). The Palgrave Handbook of Teacher Education in Central and Eastern Europe. London: Palgrave Macmillan Publ.

Menter, I. (Ed.). (2021). Teacher education in Russia. Past, present and future. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780429325281

Menter, I. (Ed.). (2024). The Reform of Teacher Education in the Post-Soviet Space: A Comparative Analysis of Fifteen Independent Countries. London: Routledge Publ.

Menter, I., Valeeva, R.A., Kalimullin, A.A. (2017). A tale of two countries — forty years on: politics and teacher education in Russia and England. European Journal of Teacher Education, 40(5), 616–629. https://doi.org/10.1080/02619768.2017.1385060

Revyakina, E., Galvin, C. (2018). Values, imaginaries and policy-making for teacher education: Insights from researching the Russian federation context of reform, 2000-17. Education and Self Development, 13(3), 25–39. https://doi.org/10.26907/ESD13.3.04

Valeeva, R.A., Gafurov, I.R. (2017). Initial teacher education in Russia: connecting theory, practice and research. European Journal of Teacher Education, 40(3), 342–360. https://doi.org/10.1080/02619768.2017.1326480

Valeeva, R.A., Kalimullin, A.A. (2019a). Learning to teach in Russia: a review of policy and empirical research. In: M.T. Tatto, I. Menter, (eds.). Knowledge, policy and practice in teacher education: a cross-national study. (pp. 193–212). London: Bloomsbury Publ. https://doi.org/10.5040/9781350068711.0020

Valeeva, R.A., Kalimullin, A.A. (2019b). Teacher education in Russia. In: Oxford Research Encyclopedia of Education. Oxford: Oxford University Press. http://dx.doi.org/10.1093/acrefore/9780190264093.013.446

Valeeva, R.A., Kalimullin, A.A. (2023). Continuous teacher education in Russia: history, current practices and future directions. Bradford: Emerald Publ.

Valeeva, R.A., Kalimullin, A.A. (2024). Teacher education in Russia: the current state and development prospects. In: M. Kowalczuk-Walędziak, R.A. Valeeva, M. Sablić, I. Menter, (eds.). The Palgrave Handbook of Teacher Education in Central and Eastern Europe. (pp. 455–480). London: Palgrave Macmillan Publ.