ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Поступила: 16.08.2024
Принята к публикации: 26.08.2024
Дата публикации в журнале: 24.09.2024
Ключевые слова: учитель; история образования; классический университет; педагогический университет; педагогическое образование
DOI: 10.55959/LPEJ-24-19
Доступно в on-line версии с: 16.11.2024
Калимуллин А.М., Валеева Р.А., Баклашова Т.А. Подготовка учителей в классических университетах России: исторический контекст и современное состояние // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2024. № 3. С. 9-28
Абдуллина, О.А. (1984). Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Москва: Изд-во «Просвещение».
Баггер, Х. (1985). Реформы Петра Великого. Москва: Изд-во «Прогресс».
Бермус, А.Г. (2015). Концептуальные проблемы современного этапа модернизации педагогического образования в России. Непрерывное образование: XXI век, 2(10), 1–12.
Блинов, В.И., Сергеев, И.С. (2019). Модернизация педагогического образования: диалектика результатов. Педагогика, (11), 5–24.
Болотов, В.А. (2012). Размышления о реформе педагогического образования. Образовательная политика, (5), 8–14.
Бордовский, Г.А. (2018). Что же было лучшим в советской системе образования? Высшее образование сегодня, (1), 2–6. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.18.01.P.02
Васильев, К.И. (1966). Очерки истории высшего педагогического образования в РСФСР (1918-1932). Воронеж: Центральное черноземное книжное издательство.
Глущенко, И.В. (2015). Советский просветительский проект: ликвидация неграмотности среди взрослых в 1920–1930-е годы. Вопросы образования, (3), 246–282.
Джуринский, А.Н. (2022). Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы. Санкт Петербург: Изд-во «Прометей».
Дроботенко, Ю.Б. (2014). Вузовская профессиональная подготовка учителей: 1917–1941 гг. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2(3), 62–67.
Загвязинский, В.И., Плотников, Л.Д., Волосникова, Л.М. (2013). Педагогическое образование в России и стратегия его возможного развития. Образование и наука, 1(4), 3–18.
Илалтдинова, Е.Ю., Аксенов, С.И. (2016). Исторический контекст модернизации педагогического образования. Вестник Мининского университета, 2(15), 15.
Калимуллин, А.М. (2012). Казанский императорский — Казанский федеральный: 200-летний опыт подготовки учителей в университете. Образование и саморазвитие, 5(33), 4–9.
Калимуллин, А.М., Жигалова, М.П., Ибрашева, А.Х., Кобылянская, Л.И., Лодатко, Е.А., Нурланов, Е.А. (2020). Постсоветская идентичность в педагогическом образовании: прошлое, настоящее, будущее. Образование и саморазвитие, 15(3), 145–163. https://doi.org/10.26907/esd15.3.13
Катасонова, Т.Б. (2009). Подготовка научно-педагогических кадров в высших учебных заведениях России: историко-педагогический анализ. Мир образования — образование в мире, 33(1), 259–264.
Лубский, А.А. (2022). Историко-педагогический контекст инновационной реализации концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. Инновационные проекты и программы в образовании, 5(83), 11–19.
Марголис, А.А., Сафронова, М.А. (2018). Проект модернизации педагогического образования в Российской Федерации: итоги 2014–2017 гг. Психологическая наука и образование, 23(1), 5–24.
Паначин, Ф.Г. (1975). Педагогическое образование в СССР: Важнейшие этапы истории и современное состояние. Москва: Изд-во «Педагогика».
Плохова, М.Г., Гончаров, М.А. (2013). Правовые основы учительской профессии в российском государстве в XI-XVIII вв. Наука и школа, (2), 173–177.
Слепенкова, Е.А., Аксенов, С.И. (2021). Становление и развитие педагогического образования в России: XVIII-XX вв. Вестник Мининского университета, 9(1), 7. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-7
Чирскова, И.М. (2014). Два века имперской России: смена образовательных парадигм. Родина, (3), 41–43.
Aydarova, E. (2019). Teacher education reform as political theater: Russian policy dramas. New York: SUNY Press.
Kalimullin, A.M., Valeeva, R.A. (2022). Teacher Education in Post-Soviet States: Transformation Trends. In: I. Menter, (ed.). The Palgrave Handbook of Teacher Education Research. (pp. 1293–1312). Cham: Palgrave Macmillan Publ.
Kowalczuk-Walędziak, M., Valeeva, R.A., Sablić, M., Menter, I. (Eds.). (2023). The Palgrave Handbook of Teacher Education in Central and Eastern Europe. London: Palgrave Macmillan Publ.
Menter, I. (Ed.). (2021). Teacher education in Russia. Past, present and future. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780429325281
Menter, I. (Ed.). (2024). The Reform of Teacher Education in the Post-Soviet Space: A Comparative Analysis of Fifteen Independent Countries. London: Routledge Publ.
Menter, I., Valeeva, R.A., Kalimullin, A.A. (2017). A tale of two countries — forty years on: politics and teacher education in Russia and England. European Journal of Teacher Education, 40(5), 616–629. https://doi.org/10.1080/02619768.2017.1385060
Revyakina, E., Galvin, C. (2018). Values, imaginaries and policy-making for teacher education: Insights from researching the Russian federation context of reform, 2000-17. Education and Self Development, 13(3), 25–39. https://doi.org/10.26907/ESD13.3.04
Valeeva, R.A., Gafurov, I.R. (2017). Initial teacher education in Russia: connecting theory, practice and research. European Journal of Teacher Education, 40(3), 342–360. https://doi.org/10.1080/02619768.2017.1326480
Valeeva, R.A., Kalimullin, A.A. (2019a). Learning to teach in Russia: a review of policy and empirical research. In: M.T. Tatto, I. Menter, (eds.). Knowledge, policy and practice in teacher education: a cross-national study. (pp. 193–212). London: Bloomsbury Publ. https://doi.org/10.5040/9781350068711.0020
Valeeva, R.A., Kalimullin, A.A. (2019b). Teacher education in Russia. In: Oxford Research Encyclopedia of Education. Oxford: Oxford University Press. http://dx.doi.org/10.1093/acrefore/9780190264093.013.446
Valeeva, R.A., Kalimullin, A.A. (2023). Continuous teacher education in Russia: history, current practices and future directions. Bradford: Emerald Publ.
Valeeva, R.A., Kalimullin, A.A. (2024). Teacher education in Russia: the current state and development prospects. In: M. Kowalczuk-Walędziak, R.A. Valeeva, M. Sablić, I. Menter, (eds.). The Palgrave Handbook of Teacher Education in Central and Eastern Europe. (pp. 455–480). London: Palgrave Macmillan Publ.