ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
En Ru

Значимость педагогических идей К.Д. Ушинского для решения проблем адаптации молодых педагогов к профессиональной деятельности

Значимость педагогических идей К.Д. Ушинского для решения проблем адаптации молодых педагогов к профессиональной деятельности

Поступила: 18.07.2024

Принята к публикации: 18.08.2024

Дата публикации в журнале: 21.08.2024

Ключевые слова: профессиональное образование; педагогическое образование; педагогическая практика; трудности профессиональной адаптации; К.Д. Ушинский

DOI: 10.55959/ LPEJ-24-18

Доступно в on-line версии с: 29.08.2024

Для цитирования статьи

Шикина А.А. Значимость педагогических идей К.Д. Ушинского для решения проблем адаптации молодых педагогов к профессиональной деятельности // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2024. № 2. С. 97-113

Номер 2, 2024

Аннотация

Актуальность. Современное образование представляет собой сложноорганизованную систему, которая постоянно сталкивается с двумя противоборствующими силами — с одной стороны, вынужденной модернизацией (как результатом научно-технического прогресса) и, с другой — с сохранением базовых фундаментальных оснований педагогической мысли. Перед системой образования постоянно возникают новые вызовы, решение которых принято искать в современных инновациях, однако основополагающие принципы образования и воспитания, формирующие отечественную педагогику как самостоятельную науку и дисциплину, могут быть потенциальным ресурсом для решения в том числе современных проблем. Одной из таких областей является проблема нехватки квалифицированных педагогических кадров в общеобразовательных учебных заведениях. Трудности профессиональной адаптации, с которыми сталкиваются молодые педагоги в начале своего профессионального развития, являются одной из причин возникновения данной проблемы.

Цель. Целью данной работы является теоретический анализ педагогических идей К.Д. Ушинского в контексте поиска возможных путей преодоления проблем профессиональной адаптации молодых специалистов к педагогической деятельности.

Методы. Основными методами, используемыми в работе, являются теоретический анализ педагогических работ К.Д. Ушинского, а также построение на его основе модели профессионального самосознания педагога.

Результаты. В статье описаны такие структурные компоненты профессионального самосознания педагога, как профессиональные компетенции (знания в области дидактики и психологии) и система ценностных ориентаций (гуманизм, традиционализм и самообразование). Предложены принципы осуществления педагогического образования, способствующие интеграции молодого специалиста в процесс профессиональной педагогической деятельности.

Выводы. Педагогические идеи К.Д. Ушинского могут быть применены к разработке педагогической модели интегративного качества личности, определяющего готовность педагогов к осуществлению профессиональной деятельности в современных условиях образовательного процесса, и педагогической технологии, оказывающей положительное воздействие на процесс адаптации молодых специалистов к педагогической деятельности.

Литература

Афанасьева, Н.В. (2021). От идей К.Д. Ушинского до современных требований к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов. В кн.: Трансформация идей Константина Дмитриевича Ушинского в современном цифровом образовании: сборник статей по материалам XXI Педагогических чтений имени К.Д. Ушинского (с международным участием). Сост.: М.Ю. Воронцова, Е.Г. Кошевенко, Ю.В. Серянкина. (С. 191–197). Санкт-Петербург: Культурно-просветительское товарищество.

Бородавко, Л.Т., Устюжанин, В.Н. (2016). Нравственное и патриотическое воспитание в педагогической системе К.Д. Ушинского. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 1(69), 148–151.

Днепров, Э.Д. (2007). Ушинский и современность. Москва: Изд. дом ГУ ВШЭ.

Коробинцева, М.С., Лапшина, Л.М. (2023). Педагогическое наследие К.Д. Ушинского в формировании готовности педагога к работе с обучающимися с задержкой психического развития. В кн.: Наследие великого русского педагога К.Д. Ушинского: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 18 авг. 2023 г.). Под ред. Ж.В. Мурзиной. (С. 48–50). Чебоксары: ИД «Среда».

Криволапова, Н.А., Ячменев, В.Д., Кулешова, О.Т. (2019). Технология наставничества: опыт использования вариативных моделей наставничества: сборник методических рекомендаций для руководителей и педагогических работников образовательных организаций. Курган: Изд-во ГАОУ ДПО ИРОСТ.

Лапшина, Л.М., Коробинцева М.С. (2023). Реализация идей К.Д. Ушинского о наставничестве в профессии учителя как условие формирования готовности начинающего педагога к оказанию помощи обучающемуся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. В кн.: Наследие великого русского педагога К.Д. Ушинского: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 18 авг. 2023 г.). Под ред. Ж.В. Мурзиной. (С. 105–108). Чебоксары: ИД «Среда».

Николина, В.В. (2023). Гуманистическая направленность подготовки педагогов в условиях трансформации педагогического образования. Нижегородское образование, 2, 4–15.

Ушинский, К.Д. (1950). Программа педагогического курса для женских учебных заведений. Собрание сочинений. Т. 10: Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии». Ред. кол.: А.М. Еголин (гл. ред.), Е.Н. Медынский, В.Я. Струминский. Москва, Ленинград: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР.

Ушинский, К.Д. (1950). Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология. Собрание сочинений. Т. 8: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 1. Ред. кол.: А.М. Еголин (гл. ред.), Е.Н. Медынский, В.Я. Струминский. Москва, Ленинград: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР.

Ушинский, К.Д. (1984). О народности в общественном воспитании. Собрание сочинений. Т. 2: Педагогические статьи 1857–1861 гг. Ред. кол.: А.М. Еголин (гл. ред.), Е.Н. Медынский, В.Я. Струминский. Москва, Ленинград: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР.

Ушинский, К.Д. (1984). О нравственном элементе в русском воспитании. Собрание сочинений. Т. 2: Педагогические статьи 1857–1861 гг. Ред. кол.: А.М. Еголин (гл. ред.), Е.Н. Медынский, В.Я. Струминский. Москва, Ленинград: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР.

Ушинский, К.Д. (1984). Педагогические материалы Смольного института. Собрание сочинений. Т. 2: Педагогические статьи 1857–1861 гг. Ред. кол.: А.М. Еголин (гл. ред.), Е.Н. Медынский, В.Я. Струминский. Москва, Ленинград: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР.

Ушинский, К.Д. (1984). Проект учительской семинарии. Собрание сочинений. Т. 2: Педагогические статьи 1857–1861 гг. Ред. кол.: А.М. Еголин (гл. ред.), Е.Н. Медынский, В.Я. Струминский. Москва, Ленинград: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР.

Ушинский, К.Д. (1984). Три элемента школы. Собрание сочинений. Т. 2: Педагогические статьи 1857–1861 гг. Ред. кол.: А.М. Еголин (гл. ред.), Е.Н. Медынский, В.Я. Струминский. Москва, Ленинград: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР.

Шикина, А.А. (2024). Проблемы адаптации молодых педагогов к профессиональной деятельности и возможные пути их решения. Педагогический научный журнал, (5). (В печати).