Ключевые слова:
государственный стандарт; преподавание русского языка как иностранного; китайская средняя школа; ключевые компетенции; система оценки; структура учебной программы; реформа преподавания русского языка; совмещение обучения и воспитания
DOI:
10.55959/ LPEJ-24-12
Доступно в on-line версии с: 24.04.2024
Для цитирования статьи
Лю Цзюань
Изменения и инновации в государственном стандарте нового поколения для старших классов средней школы КНР по предмету «Русский язык» // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование.
2024.
№ 1.
С. 244-269
Лю Цзюань (Научно-исследовательский центр изучения России Пекинского педагогического университета)
Аннотация
Актуальность. В 2018 г. в Китае был опубликован «Государственный стандарт по предмету “Русский язык” для старших классов средней школы», разработанный Министерством образования КНР. Рассмотрение концепции, лежащей в основе нового стандарта, и его всесторонний анализ в сопоставлении со стандартом предыдущего поколения имеет существенное значение для определения направлений совершенствования системы обучения русскому языку как иностранному в китайском школьном образовании. Проблемное поле исследования предполагало, что в настоящее время наблюдается заметный разрыв между новыми государственными требованиями к изучению русского языка как школьного предмета и традиционной системой его преподавания в китайской школе. Методы. Методологическая основа исследования определялась сложностью и многоаспектностью его объекта, что потребовало применения междисциплинарного подхода и использования возможностей педагогических, лингвистических и культурологических концепций и методик, а также сравнительного метода и совокупности методов анализа текста.
Результаты. Проведенный анализ показал, что по сравнению с нормативными требованиями предыдущего поколения новый государственный стандарт для старших классов средних школ КНР по предмету «Русский язык» отличается принципиально новой концептуальной основой, базирующейся на коммуникативно-деятельностном подходе к обучению иностранному (русскому) языку. Это нашло отражение в целях обучения; характеристике предмета обучения; структуре и содержании учебной программы; новой методической системе преподавания русского языка как иностранного; способах оценивания результатов обучения. В «Стандарте 2017» впервые определены четыре ключевые компетенции — «языковая компетенция», «культурная осведомленность», «мыслительные способности», «способность к обучению», развитие которых у учащихся происходит в рамках освоения ими предмета «Русский язык» в старших классах китайских школ; предложены соответствующие структурные компоненты учебной программы и инструменты комплексной оценки качества обучения. С учетом принципов новой образовательной политики Китая и требований государства к современному специалисту стандарт нацелен на обеспечение тесной связи коммуникативно ориентированного обучения русскому языку с формированием всесторонне развитой личности школьника, установление роли изучения русского языка как благоприятного фактора личностного роста учащегося.
Государственный стандарт учебной программы для старших классов средней школы по предмету «Русский язык» 2017 года издания. Министерство образования КНР. Пекин: Издательство народного образования, 2018.
Государственный стандарт учебной программы для старших классов средней школы по предмету «Русский язык» 2003 года издания. Министерство образования КНР. Пекин: Издательство народного образования, 2003.
Шэнь, Чжочэн, Лю, Цзюань (2023). Построение целевой системы развития культурной осведомленности в рамках изучения предмета «Русский язык» для старших классов средней школы и ее аналитическо-практическое исследование. Русский язык в Китае, (4).
Подготовка нового поколения людей с навыками межкультурной коммуникации. Интервью с руководителем группы по созданию Государственного стандарта учебной программы для старших классов средней школы по предмету «Русский язык». Предметы в системе начального и среднего образования, 2018, (1).
О государственном стандарте учебной программы для старших классов средней школы по предмету «Русский язык» 2017 года издания. Под ред. Лю Цзюань, Хуан Мэй. Пекин: Издательство высшего образования, 2018.
Тер-Минасова, С.Г. (2008). Язык и межкультурная коммуникация. Москва: Изд-во Московского университета.