Актуальность. 7–9 ноября 2024 г. в Московском университете состоялось значимое событие — Международный съезд учителей и преподавателей русской словесности, посвященный 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, в котором приняли участие ведущие отечественные и зарубежные пушкинисты, учителя и методисты, педагоги дополнительного образования, руководители образовательных учреждений, преподаватели русского языка и литературы высших учебных заведений, деятели культуры, сотрудники музеев и библиотек, представители общественных организаций и будущие филологи — аспиранты, магистранты, студенты российских и зарубежных вузов. Съезд стал профессиональной площадкой для обсуждения широкого круга проблем, связанных с осмыслением места и роли пушкинской традиции в российской культуре, сохранения основ национальной идентичности и ценностных ориентаций современной молодежи, воспитания молодого поколения в духе патриотизма и готовности к служению Отечеству. Цель. В статье освещаются основные направления дискуссий о путях раз вития отечественной и зарубежной пушкинистики и педагогических инноваций в области изучения наследия А.С. Пушкина в школе и вузе. Методы. Методологическую основу статьи составляют междисциплинарный подход и структурно-функциональный анализ комплекса проблем, связанных с изучением и преподаванием творчества А.С. Пушкина в современном культурно-историческом контексте. Источниками данных стали материалы, представленные в 378 докладах и выступлениях участников Международного съезда учителей и преподавателей русской словесности, посвященного 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Результаты. Анализ материалов состоявшихся на съезде обсуждений и дискуссий приводит к выводам о необходимости бережно относиться к пушкинскому наследию — национальному достоянию России, не допускать переосмысления пушкинского текста при его трансформации в новые книжные форматы, активизировать работу по переводу произведений А.С. Пушкина на языки народов Российской Федерации и на языки стран БРИКС, продолжить изучение переводов текстов А.С. Пушкина на мировые языки; признать эффективной методику комплексного изучения произведений А.С. Пушкина в школе и вузе, опирающуюся на синхронизацию общественно-исторического, литературного и культурно-образовательного аспектов его творчества, расширить использование медиаконтекста при изучении творчества А.С. Пушкина в школе и вузе с опорой на знание отечественной истории и культуры с привлечением произведений музыкального и изобразительного искусства, театра и кино, российских библиотечных и музейных фондов. Выводы. Масштаб обсуждений и широкий охват пушкинской проблематики в научных и методических исследованиях, представленных на съезде, выяви ли высокую потребность в объединении усилий научно-образовательного сообщества по укреплению общероссийских духовно-нравственных ценностей и гражданскому воспитанию подрастающего поколения, в регулярном проведении научных, образовательных и культурно-просветительских мероприятий по увековечиванию памяти великого поэта.
Ключевые слова:
А.С. Пушкин; пушкинистика; русская словесность; международный съезд; преподаватели русской словестности; 225 лет со дня рождения А.С. Пушкина
Актуальность. В статье рассматривается проблема необходимости усиления аксиологической составляющей педагогического образования с целью сохранения и развития гуманистических и традиционных российских ценностей в процессе подготовки педагогов-исследователей в условиях классического университета в информационном обществе. Цель. Исследование направлено на описание ключевых компонентов аксиологической сферы педагогического образования в условиях современности. Цель публикации — выявить и сопоставить педагогические и философские подходы к пониманию роли и значимости формирования ценностных ориентаций будущих педагогов в контексте их обучения основам исследовательской деятельности. Методы. В качестве ведущей логики исследования выступает критический анализ процесса становления аксиологической сферы будущих педагогов в системе университетского образования, рассматриваемой с позиций педагогики и ряда философских дисциплин (философия образования, аксиология, этика). Ключевыми методами исследования являются междисциплинарный подход, методы сопоставления и систематизации, а также обзор и теоретический анализ тестов научных источников по проблеме исследования. Результаты. Выявлена специфика и обоснована методология формирования ценностей будущих педагогов-исследователей в условиях классического университета с позиций педагогической науки и философских дисциплин. Выводы. Исследование аксиосферы исследовательской деятельности будущих педагогов наиболее эффективно осуществляется на междисциплинарной основе в контексте приложения методов педагогики, этики, философии образования. Развитие ценностей и ценностных установок обучающихся в системе высшего педагогического образования является результативным средством для повышения мотивации студентов к совершенствованию в профессиональной сфере и вовлечению их в область научных исследований в рамках академической и университетской науки.
Актуальность. Статья приурочена к 155-летию со дня рождения Всеволода Петровича Кащенко (1870–1943) — российского и советского педагога, дефектолога, общественного деятеля, специалиста в области воспитания и обучения детей с нарушениями развития, создателя уникального лечебно-педагогического учреждения — санатория-школы для дефективных детей (1908), которое способствовало появлению и широкому распространению в последующие годы сети специальных коррекционных заведений для детей с нарушениями развития. Цель. Восстановление научно-биографических данных, касающихся вклада В.П. Кащенко в создание высшего дефектологического образования в России. Методы. В статье использованы теоретические методы анализа научной литературы по дефектологии (коррекционной педагогике) и родственным дисциплинам. Источниками данного историко-педагогического исследования выступили биографические материалы, а также оригинальные работы В.П. Кащенко, в которых получили отражение основные события, касающиеся подготовки педагогов-дефектологов. Результаты. Представлены предпринятые В.П. Кащенко в досоветский период и в советское время шаги по организации высшего дефектологического образования в нашей стране. Особое внимание уделено анализу учебных планов по подготовке будущих специалистов для работы с детьми с нарушениями развития. Также приведена оценка вклада В.П. Кащенко в становление дефектологического образования с опорой на работы известных специалистов в области аномального детства. Выводы. В историю педагогической науки В.П. Кащенко вошел как один из организаторов высшего дефектологического образования в России. Представления В.П. Кащенко об объективной необходимости создания сети учреждений, занятых подготовкой специалистов по обучению-воспитанию детей с нарушениями развития, получили свое дальнейшее развитие, что привело к появлению центров высшего дефектологического образования по всей стране. Обращение к наследию В.П. Кащенко приобретает особую актуальность в связи с распространением инклюзивного образования и, как следствие, ростом потребности в квалифицированных педагогических кадрах.
Ключевые слова:
дефектология; коррекционная педагогика; история педагогики; высшее дефектологическое образование; В.П. Кащенко
Актуальность. Статья посвящена вопросу воспитания молодежи в духе любви к своей Родине как приоритетной государственной задаче, поскольку воспитание патриота, формирование российской гражданско-патриотической идентичности подрастающего поколения является сегодня вопросом национальной безопасности. Эта задача становится еще более востребованной, если речь идет о подготовке и воспитании будущих педагогов.
Цель. В рамках проведенного исследования в качестве основной цели выделяется разработка в педагогическом вузе программы подготовки социально зрелого, образованного, культурного гражданина своей страны, настоящего патриота России.
Выборка. В исследовании приняли участие 125 студентов 1-х и 5-х курсов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении.
Методы. В качестве основы для проведения исследования использован социокультурный подход, акцентирующий внимание на принятых в данном социуме нормах и правилах поведения, влияющих на формирование индивидами моделей поведения. Исследование гражданско-патриотической и культурной идентичности проводилось посредством разработанной авторами анкеты, позволяющей выявить отношение обучающейся молодежи к гражданственности и патриотизму. Для обработки полученных результатов использовались описательные статистики.
Результаты. Опыт Донецкого государственного педагогического университета демонстрирует широкие возможности института кураторства в вопросах профессионального воспитания будущих педагогов, воспитания гражданина и патриота. Подчеркивается, что наставничество в университете имени В. Шаталова — это действенный инструмент формирования единого образовательного пространства, что способствует активной интеграции новых регионов в общий контекст образовательной системы России.
Выводы. Рассмотренный материал позволяет сделать вывод о том, что работа по формированию гражданско-патриотической идентичности невозможна без внимания к духовно-нравственным ценностям и идеалам, укорененным в историческом прошлом поликультурного народа России, традиционным ценностям, которые мы воспринимаем как нравственные ориентиры. Перспективы дальнейшей работы по формированию гражданско-патриотической идентичности студенчества Донбасса авторы видят в разработке научно-исследовательской темы, посвященной изучению механизмов формирования гражданской позиции будущего учителя, включающих использование различных инструментов, в том числе образовательных ресурсов учреждения высшего образования педагогического профиля.
Актуальность. В статье с позиций социологического подхода осмысливаются проблемы трансформации высшего образования в России в первой четверти ХХI в. Оцениваются тенденции модернизации системы вузовского обучения в период, предшествовавший выходу России из Болонского процесса, а также потенциальные возможности реформирования высшей школы в постболонской перспективе (2022–2026 гг.).
Цель. Исследование направлено на концептуализацию понятия «трансформация образования» в проблемном поле социологии образования. Основная задача — выявить наиболее актуальные проблемы в сфере трансформации высшего образования в России, в исследовании которых возможно применение метода мир-системного анализа.
Методы. Ведущей методологией исследования является мир-системный анализ И. Валлерстайна как социологический подход и инструмент оценки механизмов модернизации высшего образования. Используется контент-анализ текстов научной литературы и элементы библиометрического анализа.
Результаты. Реализация принципов мир-системного анализа позволяет анализировать различные аспекты современной трансформации высшего образования в России с позиций макросоциологической теории И. Валлерстайна (отношения «ядро — периферия»), включая вопросы глобального образования, развития интернационализации высшего образования, распределения академического капитала, вопросы образовательной миграции, переход к новой форме специалитета и т.д.
Выводы. Выявляется взаимосвязь трансформации высшего образования в России с изменениями глобальной мир-системы, перераспределением основных капиталов, сфер и видов образовательной деятельности. Применение мир-системного анализа позволяет осмыслить уникальный путь развития отечественного высшего образования с целью достижения им стабильного положения на мировой арене и высоких показателей качества подготовки специалистов.
Ключевые слова:
высшее образование; трансформация образования; социология образования; мир-системный анализ; И. Валлерстайн
Актуальность. Вопросы системного внедрения технологий искусственного интеллекта на различных уровнях образовательной системы, включая систему высшего образования, в рамках региональных, локальных, национальных образовательных проектов актуализируют необходимость разработки и апробации методик внедрения технологий искусственного интеллекта, выбора релевантной методологии апробации, исследования лучших практик реализации и ресурсного сопровождения.
Цель. Исследовать ключевые аспекты и лучшие практики организации образовательных проектов в КНР, связанных с внедрением технологий искусственного интеллекта, с целью возможного использования полученных результатов в системе высшего образования РФ.
Методы. Основные источники — программные документы, планы развития «интеллектуального образования» (образования, основанного на применении технологий искусственного интеллекта), а также результаты исследований по вопросам внедрения инноваций в области искусственного интеллекта в высших учебных заведениях КНР.
Результаты. В статье представлен анализ подходов к цифровой трансформации системы высшего образования Китая в условиях применения технологий искусственного интеллекта, отражена динамика нормотворческой деятельности: 1) рассмотрена эволюция нормативных и правовых актов в области применения технологий искусственного интеллекта в системе высшего образования КНР на региональном и национальном уровне; 2) проанализированы вопросы профессиональной подготовки в области применения генеративного искусственного интеллекта.
Выводы. Анализ внедрения технологий искусственного интеллекта в систему высшего образования КНР на уровне формирования нормативно-правовой среды и реализации региональных программ развития дал возможность выделить критически значимые индикаторы внедрения технологий искусственного интеллекта в условиях реализации различных национальных образовательных проектов.
Ключевые слова:
модель высшего образования Китая; технологии искусственного интеллекта; генеративный искусственный интеллект; индикаторы роста; качество образования; управление образованием; цифровая трансформация образования; цифровые решения; цифровые образовательные ресурсы
Актуальность. В статье рассматривается возможность использования технологий искусственного интеллекта (далее — ИИ) при обучении иностранному (английскому) языку в высших учебных заведениях. Актуальность обусловлена происходящим со значительной скоростью обновлением технологий искусственного интеллекта, возможности которых для обучения недостаточно изучены.
Цель. Проанализировать и описать возможности ИИ для обучения иностранному языку в вузе с учетом функций доступных средств информационно-коммуникационных технологий. Теоретическая значимость работы заключается в описании средств ИИ для аудиторного и самостоятельного изучения языка.
Методы. В качестве методов использовался библиографический анализ публикаций по теме исследования, теоретической основной являлся деятельностный подход к внедрению средств ИИ. В течение 2022–2024 гг. проводился системный анализ существующих бесплатных средств ИИ, которые доступны в России и не требуют специальных технических навыков.
Результаты. Исходя из опыта практической работы со студентами и анализа возможностей разных типов средств описаны средства ИИ, которые могут быть востребованы педагогами на занятиях по иностранному языку в вузе.
Выводы. Сделаны выводы о ключевых вариантах применения ИИ на занятиях. ИИ позволяет 1) проводить адаптированное и персонализированное обучение; 2) автоматизирует проверку; 3) генерировать и проверять учебные материалы; 4) развивать лингвокультурологические навыки, речевую компетенцию и креативное письмо; 5) а также является составной частью цифровых и метанавыков как преподавателя, так и студента.