Актуальность. Статья посвящена актуальной для современного школьного образования проблеме — проблеме воспитания учащихся, рассматриваемой в контексте роли в этом воспитании взаимодействия психологии и педагогики. Система образования нуждается в научных психологических знаниях, поскольку уже в образовательных стандартах уделяется большое внимание вопросам психического развития растущего человека. Цель. В статье сделана попытка вернуть первоначальный смысл феномену «психологическая служба системы образования», который в настоящее время понимается по-разному. Методы. В статье использованы теоретические методы анализа и синтеза научной литературы по вопросам взаимодействия психологии и педагогики в контексте воспитания учащихся Результаты. Психологическая служба должна пониматься как психологическое обеспечение системы непрерывного образования, как интегральный феномен, представляющий собой единство научного, прикладного и практического аспектов. Это достигается на основе научного и ориентированного на практику сотрудничества психологии и педагогики, педагога-психолога и учителя. Выводы. Деятельность педагога-психолога является ключевой в психологическом обеспечении системы непрерывного образования, поскольку именно педагог-психолог конструирует во взаимодействии с педагогами социальную ситуацию культурного развития детей (Л.С. Выготский). Заявленный подход означает повышение требований как к уровню профессиональной подготовки педагогов-психологов, так и к уровню их личностного и культурного развития.
Ключевые слова:
психологическая служба; образование; школа; воспитание; культура; психология; педагогика
Актуальность. В настоящее время вопросы религии и отношения общества к ней занимают важное место в научном дискурсе. Принципы реализации аксиологического подхода в современном образовательном процессе основаны на межкультурном взаимодействии, диалоговых формах коммуникации, наделении смыслом различных ценностных аспектов. В условиях глобализации высшего образования встает вопрос сохранения и развития национальных образовательных систем. В этой связи актуальность приобретает процесс формирования ценностно-смыслового отношения студентов к проблемам изучения национальной культуры и сохранения культурно-религиозного наследия страны.
Цель. Рассмотреть научно-педагогический опыт по изучению проблемы формирования ценностно-смыслового отношения студентов к социокультурному наследию религии в образовательном процессе и общественной жизни.
Методы. Методологической основой является анализ нормативных документов в сфере образования, научно-педагогических и историко-философских трудов российских и зарубежных авторов. Помимо общенаучных методов применяется компаративный анализ с целью сопоставления подходов по изучению представленной проблематики.
Результаты. Выявлены и определены ключевые концепты понятия «ценностно-смысловое отношение студентов к социокультурному наследию религии». На основе рассмотренных научно-педагогических работ и материалов автором предложена собственная трактовка данного понятия.
Выводы. Ценностно-смысловое отношение студенческой молодежи к социокультурному наследию религии выражается в активной позиции обучающегося, проявляющейся в потребности приобщения к культуре, познании и понимании религии, положительно окрашенном эмоциональном отклике на религиозные и культурные ценности, способности к постижению и реализации духовных потребностей.
Актуальность. Психологическое благополучие выступает критерием оценки типа социализационных процессов в подростковом возрасте. В модели EPOCH психологическое благополучие включает в себя вовлеченность подростка в деятельность, его упорство и настойчивость, оптимизм, взаимосвязь с другими людьми, ощущение счастья. Соотношения психологического благополучия и просоциальности поведения образуют четыре типа социализационных процессов — позитивную, девиантную, травматичную и негативную социализацию подростка.
Цель. Целью данного исследования является изучение выраженности компонентов психологического благополучия у подростков с разным типом социализации.
Методы. Диагностический комплекс исследования включал 20-пунктовую версию опросника EPOCH (Kern et al., 2016) и шкалу просоциального поведения из опросника успехов и трудностей для детей 11–17 лет (SDQ) (Goodman et al., 2005), адаптированные для русскоязычной выборки.
Выборка. 312 подростков 13–16 лет (М = 14,50, SD = 1,01), учащиеся общеобразовательных школ, мальчики — 141 человек (45,2%), девочки — 171 человек (54,8%).
Результаты. Исследование показало, что у подростков с разным типом направленности поведения — просоциальным или асоциальным — общий уровень психологического благополучия и выраженность основных его доменов различаются. Подростки с позитивной социализацией (46,8%) отличаются высоким уровнем развития всех доменов психологического благополучия и просоциальным поведением. Подростки с девиантной социализацией (15,7%) имеют также высокий уровень всех доменов психологического благополучия, но асоциальную направленность поведения. Для подростков с травматичной социализацией (19,2%) характерен низкий уровень развития психологического благополучия, особенно характеристик вовлеченности в деятельность и упорства. Подростки с негативной социализацией (18,2%), также имеют низкий уровень психологического благополучия, особенно характеристик взаимосвязи с другими людьми, и склонны к социальному нигилизму.
Выводы. Ключевым фактором психологического благополучия подростков с разным типом социализации является качество взаимодействия и отношений подростка с другими людьми, особенно со сверстниками. Конструктивные взаимоотношения и в случае позитивной социализации, и в случае травматичной и даже девиантной социализации определяют успешность социализационных процессов или возможности успешной социализации, в то время как нарушение отношений и взаимодействия блокирует позитивное развитие и социальности, и отношения к себе.
Актуальность. Представленное исследование посвящено анализу современных подходов к преподаванию истории в системе высшего образования. Научный поиск обусловлен запросом государства и общества на повышение качества исторического образования, выступающего ресурсом решения задач формирования патриотического и гражданского сознания у молодого поколения.
Цель. Анализируется дидактический потенциал применения принципа историзма в процессе конструирования содержания исторического материала и в ходе преподавания исторических знаний. В прикладном аспекте исследование предполагало разработку и экспериментальное внедрение карт конструирования содержания исторического материала на основе ведущих императивов историзма, а также анализ результатов их внедрения.
Выборка. Эмпирическим исследованием было охвачено 207 студентов бакалавриата первого курса очной и заочной форм обучения в возрасте от 17 до 43 лет.
Методы. Исследование проводилось в условиях введения обновленной учебной дисциплины «История России» в соответствии с «Концепцией преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки». Исследовательская деятельность осуществлялась с опорой на системный, деятельностный и личностный подходы. Применялись методы теоретического анализа, наблюдения, педагогического эксперимента, измерения, сравнения, аналитического описания полученных данных.
Результаты. Полученные результаты позволили установить дидактический потенциал карт конструирования содержания исторического материала, разработанных при учете ведущих императивов историзма. Применение разработанных карт положительно повлияло на результаты освоения обучающимися исторического материала, показало динамический прирост уровня качества знаний респондентов на 4,7%. Установлено существенное повышение показателей таких характеристик сформированности исторических знаний испытуемых, как оперативность, прочность, конкретность.
Выводы. Результаты исследования подтвердили эффективность карт конструирования содержания исторического материала, их положительное влияние на качество усвоения студентами исторических знаний, что достигнуто посредством системной реализации принципа историзма как при конструировании учебного материала, так и в процессе преподавания исторических знаний. Основные научные положения исследования и дидактические наработки могут быть использованы в практике преподавания истории.
Ключевые слова:
историческое образование; высшее образование; принцип историзма; содержание образования; качество образования
Актуальность. Преподавание общего курса физики в техническом вузе направлено на формирование у студентов целостной системы знаний и умений будущих инженеров. Мониторинг качества образовательного процесса и проверка усвоения физических знаний у студентов являются важными составляющими учебного процесса. Дистанционное тестирование как часть дистанционных образовательных технологий имеет значительный потенциал для контроля знаний по физико-математическим дисциплинам, для совершенствования полученных умений и навыков.
Цель. Цель исследования состоит в разработке тестов для эффективной и качественной оценки остаточных знаний по курсу физики у студентов и апробации этих тестов. Основное внимание уделяется описанию профессионального подхода к разработке тестов для мониторинга усвоения студентами основных знаний курса общей физики после изучения материала. Апробация тестов проведена с целью корректировок материалов, необходимых для полного и систематического контроля уровня остаточных знаний.
Методы. Обобщается опыт разработки тестов для проверки остаточных знаний у студентов по разделам общего курса физики на основе подробного анализа и отбора предметного материала. Тестирование как метод контроля усвоенных знаний применяется для диагностики знаний, умений и навыков, для контроля характеристик процесса усвоения знаний. Эффективность применения итоговых тестов для диагностики уровня знаний студентов второго курса определяется методами сравнения и анализа полученных данных.
Результаты. Дан обзор предметного материала, разработана структура тестов для оценки остаточных знаний по оптике и квантовой физике. Проведен анализ уровня тестовых заданий и предложены варианты их реализации в Национальном исследовательском университете «МЭИ» с использованием внутривузовской системы дистанционного тестирования. Тестирование прошли более 500 студентов второго курса бакалавриата, обучающихся по разным направлениям. Показано, что разработанные тесты позволяют определить уровень знания основных физических понятий, явлений, законов и могут применяться для мониторинга формирования физических знаний у студентов технических университетов.
Выводы. Обсуждается общая структура итоговых тестов для проверки остаточных знаний по курсу физики, по результатам тестирования делается вывод об эффективности использования выбранного проверочного материала и компьютерной формы тестирования с автоматизированной оценкой знаний. Полученную статистику уровня освоения учебного материала можно использовать при разработке тестовых заданий по общему курсу физики в технических вузах.
Ключевые слова:
обучение физике; дистанционное оценивание; остаточные знания; студенты технических специальностей
Актуальность. Статья посвящена исследованию роли образования в обеспечении национальной и экономической безопасности государства в современном обществе. Актуальность исследования образования как фундамента национальной безопасности обусловлена тем, что оно является ключевым фактором формирования человеческого капитала страны, который, в свою очередь, определяет ее конкурентоспособность и устойчивость к внешним угрозам. В условиях глобализации и цифровизации общества образование становится важнейшим инструментом защиты национальных интересов, способствуя развитию инновационной экономики, укреплению обороноспособности и обеспечению социальной стабильности.
Цель. Определить научно-практические пути усиления основы будущего процветания нации и безопасности государства, основываясь на анализе их взаимосвязей. Основные задачи заключаются в выявлении влияния качества образования на формирование национальной безопасности и определения направлений повышения научно-образовательного потенциала страны.
Методы. При проведении исследования использовались методы: логический, дедукции, индукции, анализа, синтеза, формализации, абстрагирования, наблюдения, монографический и др.
Результаты. Сформирован ряд положений, которые указывают на приоритетное место сферы образования в обеспечении национальной и экономической безопасности Российской Федерации в условиях инновационного развития. Даны рациональные предложения в части совершенствования образования и формирования технологического суверенитета страны.
Выводы. Образование играет ключевую роль в укреплении национальной безопасности государства. Оно формирует квалифицированные кадры, способные обеспечить технологический прогресс, экономическую стабильность и защиту от внешних угроз. Развитие системы образования должно стать приоритетной задачей государственной политики, так как именно через воспитание грамотных, ответственных и патриотичных граждан возможно достижение долгосрочного благополучия и устойчивого развития страны.