Актуальность настоящего исследования объясняется тем, что российская система высшего педагогического образования переживает очередной исторический перелом. Апробация пилотных проектов реформирования системы подготовки будущих педагогов в университетах разного типа (Московском педагогическом государственном и Балтийском федеральном университетах) актуализирует проблему поиска оптимального пути развития этой системы. В данном контексте исследование особенностей исторического развития педагогического образования необычайно важно для понимания современного состояния национальной системы педагогического образования.
Целью данной статьи является историческое обоснование дуальности национальной системы педагогического образования, влияющей на ее современное состояние и дальнейшие перспективы развития.
Выборка. Основными источниками данных стали обзоры, нормативные и программные документы по организации российского педагогического образования в дореволюционный, советский и современный периоды, а также научные работы по истории подготовки будущих педагогов.
Результаты. Методологический дуализм был изначально заложен в методологию педагогического образования в России начиная с XVIII в. Он заключается в многолетнем сосуществовании компетентностного и фундаментального подходов в подготовке учителя. В результате мы имеем многочисленные примеры не только доминирования одного из них в образовательной практике, но и разумного консенсуса между ними в разные исторические периоды.
Выводы. В истории российского педагогического образования прослеживаются два ведущих направления при создании и реформировании образовательных учреждений, готовящих учителей: подготовка учителей в классических университетах и развитие профильных педагогических образовательных учреждений.
Ключевые слова:
учитель; история образования; классический университет; педагогический университет; педагогическое образование
Актуальность. Существенной проблемой текущей ситуации с предоставлением академических услуг иностранным студентам в России является недоступность подробных сведений о составе иностранных обучающихся в отдельных образовательных организациях. Министерство науки и высшего образования РФ ежегодно публикует открытые данные о количестве зарубежных студентов, их гражданстве и предпочтениях в выборе специальностей. Однако спектр российских образовательных программ разнообразен, и усредненные показатели по стране не в полной мере отражают реалии как ведущих столичных вузов с высокой стоимостью обучения, так и региональных университетов с более доступными ценами.
Цель. Основной целью данного исследования является анализ состава иностранных студентов МГУ, в первую очередь с точки зрения географии студенческой иммиграции и выбора доступных в Московском университете образовательных траекторий. Дополнительную цель авторы видят в выявлении сходств и различий в плане обозначенных выше аспектов между общероссийскими тенденциями входящей академической мобильности межгосударственного уровня и тенденциями, существующими в МГУ.
Выборка. В настоящей статье приводятся и анализируются результаты исследования совокупности иностранных студентов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, проходивших обучение по программам бакалавриата и магистратуры на территории РФ в 2023 г. (5184 чел.).
Методы. В качестве методов работы с эмпирическим материалом были применены количественный и компаративный анализы, сравнительная аналитика использовалась как на этапе работы с первичными данными — массивом сведений об иностранных учащихся Московского университета, так и на этапе работы со вторичными данными — различными источниками, содержащими информацию о статистике приема студентов из-за рубежа отечественными вузами.
Результаты. Среди наиболее значимых результатов исследования следует отметить выявление фактов существенного доминирования в МГУ китайских студентов (82,2%) и практически полного отсутствия студентов из Индии (0,06%), что разительно отличается от медианных показателей российских высших учебных заведений в целом. Также следует отметить устойчивую тенденцию высокого интереса среди зарубежных бакалавров и магистров МГУ к гуманитарным специальностям: с точки зрения масштабов приема иностранных учащихся, подразделениями-лидерами являются высшая школа перевода, факультет журналистики и факультет иностранных языков и регионоведения.
Выводы. Анализ данных о количестве иностранных граждан за период с 2019 по 2022 г. позволяет говорить о том, что спрос на образовательные программы МГУ практически не подвержен глобальным или локальным социокультурным и геополитическим событиям, в первую очередь за счет стабильного интереса к образовательным программам Московского университета со стороны граждан КНР, устойчивого развития международного сотрудничества в сфере получения академических квалификаций между Москвой и Пекином.
Актуальность. Всестороннее исследование характера и результатов педагогической деятельности профессора физики Н.А. Умова в Императорском Московском университете (ИМУ) в 1893–1911 гг. необходимо для обеспечения возможности воссоздания целостной картины истории развития преподавания физики в Московском университете.
Цель. Охарактеризовать различные аспекты и выявить основные результаты педагогической деятельности Н.А. Умова в период его службы в ИМУ.
Методы. Для проведения исследования использовались общетеоретические методы (анализ и синтез, обобщение и систематизация) и исторические методы (изучения разноплановых историко-педагогических источников, историко-генетический и биографический).
Результаты. Выявлены три основных аспекта педагогической деятельности Н.А. Умова в ИМУ: 1. Преподавание курса опытной (общей) физики. 2. Руководство проектированием, обустройством и оснащением учебным оборудованием нового здания физического института ИМУ. 3. Участие в процессах модернизации и реформирования системы физического образования в отечественной средней школе, включая воспитание будущих педагогов-исследователей. Впервые проанализировано учебно-методическое обеспечение, применявшееся Н.А. Умовым для поддержки преподавания в ИМУ курса опытной физики, и отмечена актуальность проведения исследований влияния педагогических идей Н.А. Умова на начальный этап процесса формирования отечественной научной школы методики преподавания физики в средней школе. В научный оборот введен ряд ранее не публиковавшихся фотодокументов.
Выводы. Н.А. Умов являлся продолжателем педагогических традиций, заложенных А.Г. Столетовым. Руководствуясь предложенной им программой, Н.А. Умов создал оригинальный богато иллюстрированный учебник опытной физики. В процессе чтения лекций он развивал в ИМУ наглядный метод обучения физике, для чего активно применял демонстрационные эксперименты, ряд которых он сам разработал и внедрил в педагогическую практику. Н.А. Умов сыграл ведущую роль в создании в ИМУ физического института и в его становлении в качестве крупнейшего центра отечественного физического образования того периода. Деятельность Н.А. Умова, направленная на совершенствование отечественного школьного физического образования, оказала значительное влияние на формирование в нашей стране методики преподавания физики в средней школе как самостоятельной отрасли педагогической науки.
Ключевые слова:
Умов Николай Алексеевич; Императорский Московский университет; общая физика; физический институт; история образования
Актуальность. Актуальность исследования обусловлена активным развитием в отечественной и зарубежной педагогической науке перформативной дидактики иностранного языка, предлагающей комплексный подход к обучению, интегрирующий коммуникативные, эстетические и творческие аспекты игровой учебной деятельности и реализации творческого потенциала обучающихся.
Цель. Охарактеризовать сериал как большую перформативную форму с точки зрения перформативной дидактики иностранного языка и исследовать потенциал съемки сериала как перформативного метода обучения иностранному языку, анализируя его возможности в преодолении языкового барьера и развитии коммуникативной и межкультурной компетенций студентов.
Выборка. Исследование основано на анализе студенческого проекта — шестисерийного сериала на немецком языке «Leben mit Akzent» («Жизнь с акцентом»). Сериал был создан студентами факультета журналистики МГУ имени Ломоносова в 2016–2018 гг. в рамках внеучебного проекта по немецкому языку. Проект реализовывался под руководством преподавателя и с привлечением профильных технических специалистов и носителей языка.
Методы. Исследование использует комплексный подход, сочетающий элементы исторического, описательного и дидактического видов анализа. Методология исследования основана на ключевых принципах перформативной дидактики: активное вовлечение обучающихся, перформативность как фокус на физическом действии с эстетическим компонентом, контекстуальность, диалогичность, непредсказуемость и рефлексия.
Результаты. Результаты исследования показывают, что перформативный подход в обучении иностранным языкам, сформировавшийся как в русскоязычной, так и в зарубежной педагогике, тесно связан с коммуникативным подходом. Он интегрирует в учебный процесс эстетическое начало и телесность. Выявлено, что перформативный и проектно-ориентированный подходы имеют много общего, так как оба они основаны на активном вовлечении учащихся в учебный процесс. В этом процессе ключевую роль играет непроизвольное запоминание. В исследовании подробно рассмотрена структура работы над студенческим сериалом «Leben mit Akzent», выделены этапы процесса и обоснован вклад каждого этапа в изучение немецкого языка.
Выводы. Сериал представляет собой большую перформативную форму, реализация которой возможна лишь в рамках внеучебной проектной деятельности. Создание сериала на немецком языке — это многоступенчатый процесс, который не только задействует, но и способствует развитию различных языковых навыков у обучающихся. Для успешной реализации проекта студентам необходим высокий уровень языковой компетенции, а также важно привлекать команду опытных технических специалистов.
Ключевые слова:
перформативный подход; перформативные методики; проектная работа; немецкий как иностранный; преподавание иностранных языков; сериал
Актуальность. В отечественной логопедии традиционными являлись очные занятия с участниками коррекционного процесса. Однако в связи с усовершенствованием технических средств и цифровизацией коммуникативных процессов в целом в последние годы стало возможным дополнить очный коррекционный процесс дистанционной формой обучения. В настоящее время дистанционное взаимодействие пациентов, членов их семей и логотерапевтов как дополнительный вид работы активно реализуется в групповой форме на разных уровнях курса семейной реабилитации заикающихся разного возраста. В данной статье описан практический опыт работы в смешанном формате (очно/онлайн) с заикающимися. Приведены практические рекомендации по организации дистанционного взаимодействия участников коррекционного процесса, охарактеризованы различные его формы на каждом уровне курса семейной реабилитации лиц, страдающих заиканием.
Цель. Описать и систематизировать виды и формы дистанционного взаимодействия участников коррекционного процесса в соответствии с уровнями курса семейной реабилитации заикающихся. Методологическую основу исследования составляют научные теоретические положения об определении заикания как коммуникативно-значимом феномене; концепция сочетания и взаимопроникновения приемов логопедии и психокоррекции при устранении заикания; представления о семейной логопсихокоррекции в системе преодоления заикания.
Результаты. В данной статье описаны такие дистанционные мероприятия, как онлайн-консультации, сбор диагностического материала, консилиумы логотерапевтов, онлайн-встречи с участниками, прошедшими ранее курс семейной реабилитации, серия контрольных мероприятий с обратной связью от логотерапевтов, наставников, работа с чек-листами и создание собственной творческой аудиопродукции, онлайн-занятия на заключительном уровне курса семейной реабилитации заикающихся.
Выводы. Одной из первых в отечественной литературе представлена проблема организации дистанционного взаимодействия участников семейной реабилитации по коррекции заикания. Дистанционное взаимодействие органично вплетено в каждый уровень курса семейной реабилитации по методике Е.Ю. Рау, начиная с подготовительного (диагностического) и заканчивая дополнительной микроподдержкой. Практический опыт последних лет свидетельствует о том, что дистанционный формат является дополнительным эффективным инструментом в очной коррекционной работе с заикающимися разного возраста. Дистанционный формат позволяет снять ограничения, связанные с местом пребывания участников курса, а также оптимизировать функцию контроля выполнения рекомендаций логотерапевтами.