Организация деятельности многопрофильной школы рассматривается как частная научная задача общей проблемы поиска решений социального согласия интересов общества и государства в системе российского образования. Рассмотрена неструктурированная потребность российских семей в школе, как государственной организации, помогающей семьям вырастить здоровых, умных и счастливых детей. Проведено преобразование и декомпозиция этих потребностей российских семей через нормативно-правовую деятельность многопрофильной школы. Поиск решения согласованного взаимодействия семей и многопрофильной школы в интересах повышения качества жизни в нашей стране осуществлен в условиях трех современных и существенных факторов в образовании: роста объема научной информации; многообразия современных технологий и роста градиента скорости развития детей. Базовым решением такого согласованного взаимодействия определен учитель многопрофильной школы, обладающий полнотой научной, технологической и функциональной компетентностью в профессиональной деятельности. Обоснована двухэтапная подготовка учителя с требуемыми компетентностями в классических университетах через профильный бакалавриат и педагогическую магистратуру.
Российская система профессиональной подготовки педагогов на современном этапе перестала в полной мере удовлетворять запросы государства и общества, связанные с изменением формата и форм взаимодействия учеников с педагогами, глобальной цифровизацией и расширением открытости образовательного пространства. Система педагогического образования в Российской Федерации является многоступенчатой и построена на основе учета традиционных принципов и подходов к данному процессу. Однако, на современном этапе наблюдается цифровая трансформация общества, а также усиливается тенденция к поддержанию региональных особенностей и учёту местных кадровых потребностей, что предполагает создание обновленной региональной системы непрерывного педагогического образования в условиях цифровой образовательной среды. В статье представлен взгляд на решение проблемы определения теоретических основ формирования и развития такой системы на базе инновационных методологических подходов и принципов проектирования содержания образования педагогов в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования. Выявлены и обоснованы теоретические аспекты сетевого взаимодействия и взаимовлияния субъектов региональной системы непрерывного педагогического образования с учетом специфики использования цифровых технологий и ресурсов и особенностей развития регионов.
Ключевые слова:
региональная система педагогического образования; цифровая образовательная среда; теоретические подходы и принципы; непрерывная подготовка педагогов
В статье рассмотрены история и современное состояние специального и инклюзивного образования школьников в Китае. Сделан обзор нормативно-правовых документов, регулирующих взаимоотношения субъектов инклюзивного образования и отражающих политику государства в области инклюзивного образования. Рассмотрены некоторые проблемные вопросы подготовки педагогов для работы в условиях инклюзивного образования. Такими проблемами являются недостаточное количество специальностей подготовки педагогов в вузах, отсутствие профилей теоретической и практической подготовки педагогов специального и инклюзивного образования к будущей профессиональной деятельности. Указаны направления совершенствования программ подготовки педагогов для инклюзивного и специального образования в Китае .
Ключевые слова:
инклюзивное образование; специальное образование; школьники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); подготовка педагогов для инклюзивного образования; подготовка педагогов для специального образования
В статье c позиций междисциплинарных подходов синергетики и психологии труда обоснована роль самоорганизации педагогического коллектива в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса. Рассматриваются некоторые проблемные аспекты цифровизации системы школьного образования. Среди проблемных вопросов рассмотрены сложности межличностного взаимодействия в системе «учитель – ученики», проектирование и результативность воспитательного процесса в цифровой образовательной среде (ЦОС), проблема организации инклюзивного образования, а также проблема профессионального выгорания и профессиональных деструкций педагогов, которые не просто осложняют, но делают невозможным решение многих педагогических задач. В качестве решения проблемных вопросов, связанных с организацией учебного процесса в ЦОС, предлагается усиление внимания руководителей и исследователей к педагогическим коллективам с точки зрения их самоорганизации, достижения согласованного уровня функционирования при наличии общей цели совместной педагогической деятельности.
Среднее профессиональное образование остается слабым звеном в системе образования КНР. Низкая эффективность капиталовложений в его развитие показывает необходимость проведения модернизации профессиональной подготовки рабочей силы на обновленной концептуальной основе, для разработки которой в стране предполагается привлекать как научно-педагогических экспертов, так и представителей делового мира и компаний инновационных сфер экономики. В статье рассматриваются общие вопросы организации среднего профессионального образования и основные положения государственной политики КНР, направленные на его реформирование и развитие. Показаны тенденции эволюции среднего профессионального образования и местные пилотные проекты по сближению образовательных программ профессиональной подготовки с потребностями местного бизнеса в квалифицированных рабочих и техническом персонале среднего звена. В завершение отмечены нерешенные проблемы и задачи развития среднего профессионального образования, которые предстоит решить для достижения намеченных целей. Анализируются проблемы и задачи среднесрочного и долгосрочного развития среднего профессионального образования КНР в контексте целей, реализовать которые китайское правительство планирует к середине XXI в., когда страна будет праздновать 100‑летний юбилей КНР. Проведенный анализ позволяет предположить, что реорганизация среднего профессионального образования, введение общих стандартов профессионального образования, интегрированных с международными системами профессиональной подготовки, укрепление и расширение каналов взаимодействия образовательных организаций с потенциальными нанимателями, не только позволят повысить качество обучения, но и обеспечат экономику страны квалифицированными кадрами. Одновременно с ростом востребованности «синих воротничков» на рынке труда будет решена и проблема повышения привлекательности профессионального образования, престиж которого в китайском обществе остается до сих пор низким.
Ключевые слова:
среднее профессиональное образование; цифровая экономика; инновации; Китай
Психолого-педагогическая компетентность выступает одним из ключевых результатов подготовки магистров нефтегазовой отрасли. Необходимость её формирования обусловлена спецификой предстоящей профессиональной деятельности выпускников магистратуры, которая с одной стороны включает инженерно-технические задачи, а с другой предполагает межличностное взаимодействие с сотрудниками, реализуемое с применением психолого-педагогических методов и требующее владения ими. Актуальность проблемы формирования данной компетентности студентов рассматривается в современных зарубежных и отечественных исследованиях. Методологическими основаниями формирования рассматриваемой компетентности, предоставляющими возможность актуализации психолого-педагогической подготовки будущего магистра нефтегазовой отрасли, являются целевой и деятельностный подходы. Взаимосвязь целей и психолого-педагогических методов профессиональной деятельности будущих магистров нефтегазовой отрасли отображена в таблице. В статье представлена методическая характеристика дисциплины «Современные психолого-педагогические теории и методы в профессиональной деятельности», реализуемой в Оренбургском государственном университете. Она предполагает освоение обучающимися установочного, личностного и технологического этапов, каждый из которых включает практикоориентированные задания, направленные на применение студентами данных методов. Реализация установочного этапа предполагает расширение знаний о психолого-педагогических теориях, осознании значимости соответствующих им методов в профессиональной деятельности сотрудников нефтегазовой отрасли. Личностный этап формирования психолого-педагогической компетентности будущих магистров нефтегазовой отрасли включает функциональную конкретизацию рассматриваемых методов. Целью технологического этапа выступает характеристика использования совокупности психолого-педагогических методов в практической деятельности. Практическая значимость статьи состоит в возможности использования методики формирования психолого-педагогической компетентности будущих магистров нефтегазовой отрасли, обеспечивающей актуализацию данного аспекта подготовки студентов магистратуры. .
Целью статьи является историко-педагогический анализ трех неопубликованных критических рецензий профессора физического факультета МГУ А. К. Тимирязева (данные документы выявлены автором и впервые вводятся в научный оборот). Объектами рецензирования являлись «Курс физики» профессора В. А. Михельсона, переработанный группой ведущих ученых Физического института Академии наук СССР, и учебник «Механика» профессора физического факультета МГУ С. Э. Хайкина. В статье кратко раскрывается содержание каждой рецензии. Их изучение позволяет сделать вывод, что А. К. Тимирязев обвинял критикуемых ученых в пропаганде физического идеализма. Он декларировал необходимость изложения курса общей физики строго с позиций диалектического материализма, но сам при этом заметно склонялся в сторону механицизма. Предпринимается попытка дать ответ на вопрос, почему данные рецензии так и не были опубликованы. Для объяснения этого предлагается рассматривать критические выступления А. К. Тимирязева как один из эпизодов противостояния «университетской» и «академической» групп физиков в 30‑х‑50‑х гг. XX в., перевес сил в котором попеременно оказывался то на одной, то на другой стороне. Этот конфликт не ограничивался пределами узко профессиональных научных вопросов, а распространялся в том числе и на вопросы содержания учебников по общей физике .
Ключевые слова:
история педагогики и образования; преподавание физики; высшая школа; Московский государственный университет; курс общей физики; идеализм; махизм; А. К. Тимирязев; В. А. Михельсон; С. Э. Хайкин
Теория, методика и организация образовательного процесса
В современном мире, характеризующемся интенсивным развитием информационных технологий, цифровая трансформация образования является неизбежной тенденцией. Общеобразовательные школы Китая в основном завершили строительство цифровой инфраструктуры и добились определенных успехов в использовании информационных технологий для повышения эффективности общего образования. Однако патриотическое воспитание в общеобразовательных школах явно недостаточно подготовлено к цифровой трансформации, и в этом направлении были выявлены некоторые проблемы. Как лучше использовать цифровую трансформацию образования в своей работе – это один из важных вопросов, который предстоит решить теоретикам и практикам патриотического воспитания в общеобразовательных школах Китая.
Ключевые слова:
образование в Китае; патриотическое воспитание; школьное образование; цифровая трансформация образования
В статье проанализирован опыт организации и проведения воспитательной работы с будущими врачами на первой в России кафедре социальной гигиены медицинского факультета I Московского государственного университета, которая в настоящее время в Сеченовском Университете носит имя своего создателя и первого её профессора, одновременно являвшегося первым народным комиссаром здравоохранения республики, Николая Александровича Семашко – кафедра общественного здоровья и здравоохранения имени Н. А. Семашко. С помощью исторического, аналитического, логического и монографического методов было установлено, что до последнего десятилетия прошлого века воспитательная работа на кафедре со студентами имела идеологическую направленность. На фоне произошедших в нашей стране преобразований изменились подходы в организации и проведении воспитательной работы с будущими врачами. Основными направлениями её совершенствования в образовательной организации являются повышение роли педагога в проведении воспитательной работы, создание необходимых условий для осуществления образовательного процесса, мотивация обучаемых к соблюдению здорового уровня жизни и этических принципов врача, привлечение их к самостоятельному изучению художественных произведений о деятельности коллег, своевременное информирование и проведение со студентами вне-аудиторных мероприятий и др.
Ключевые слова:
воспитательная работа; обучаемый; студент; кафедра; педагог; образовательная организация
В статье раскрывается актуальность психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья. В новом тысячелетии наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья населения. В большинстве зарубежных стран и России неуклонно растет количество студентов с ограниченными возможностями здоровья, связанного с ухудшающейся экологией, высоким уровнем заболеваемости и травматизма. Поэтому для социальной адаптации, реабилитации и абилитации студентов с ОВЗ в системе высшего профессионального образования требуются новые идеи. В связи с этим особое значение в высших учебных заведениях отводится занятиям по адаптивной физической культуре. Методы данных занятий позволяют каждому студенту с ОВЗ реализовать творческий потенциал в социальной среде, достигнуть определённых высот и осуществить свои желания. Интеграция студентов с ОВЗ в условиях высшей школы требует знаний о психологических особенностях адаптации в социуме, создании условий для успешности личности с учетом индивидуальных особенностей. В статье акцентируется внимание на внедрении психологических методов, которые необходимо применять комплексно как до, так и в процессе проведения адаптивного физического воспитания. В заключении отмечается значимость совместной деятельности АФК с психофизической подготовкой, психологической поддержкой студентов с ОВЗ, что способствует: быстрому достижению поставленных задач, адаптации их в образовательной среде, осуществлению теоретических и практических навыков, поведенческих функций в социуме, бинарного воздействия на занятиях и в повседневной жизни. .