ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Российская система профессиональной подготовки педагогов на современном этапе перестала в полной мере удовлетворять запросы государства и общества, связанные с изменением формата и форм взаимодействия учеников с педагогами, глобальной цифровизацией и расширением открытости образовательного пространства. Система педагогического образования в Российской Федерации является многоступенчатой и построена на основе учета традиционных принципов и подходов к данному процессу. Однако, на современном этапе наблюдается цифровая трансформация общества, а также усиливается тенденция к поддержанию региональных особенностей и учёту местных кадровых потребностей, что предполагает создание обновленной региональной системы непрерывного педагогического образования в условиях цифровой образовательной среды. В статье представлен взгляд на решение проблемы определения теоретических основ формирования и развития такой системы на базе инновационных методологических подходов и принципов проектирования содержания образования педагогов в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования. Выявлены и обоснованы теоретические аспекты сетевого взаимодействия и взаимовлияния субъектов региональной системы непрерывного педагогического образования с учетом специфики использования цифровых технологий и ресурсов и особенностей развития регионов.
В статье рассматриваются проблемы и закономерности развития эмоционального интеллекта школьников как предиктора учебной и социальной успешности обучающихся на разных уровнях общего образования. Цель исследования - концептуально обосновать взаимосвязь эмоционального интеллекта и успешности личности в период школьного детства и на основе обзора современных психолого-педагогических источников выявить эффективные методы формирования эмоционального интеллекта в образовательном пространстве общеобразовательной школы. Уточняется понятие эмоционального интеллекта, структура и критерии его сформированности и оценки. Прослеживается взаимозависимость эмоционального и социального интеллекта в контексте формирования успешности обучения и социальной успешности школьников.
Новизна исследования состоит в том, что описаны возрастные, психологические и педагогические условия становления эмоционального интеллекта детей и подростков средствами образовательной и воспитательной деятельности. Представлен обзор отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы по проблемам эмоционального интеллекта. Классифицируются методы развития эмоционального интеллекта у детей школьного возраста. Перечислены методы диагностики эмоционального интеллекта в условиях общеобразовательной школы. Оцениваются перспективы формирования эмоционального интеллекта в системе школьного образования как фактора развития человеческого капитала.
Актуальность. В современной ситуации в ракурсе приоритетов государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей возрастает необходимость повышения и реализации потенциала классического университета в формировании гражданско-патриотической идентичности будущих педагогов.
Цель. Выявить условия формирования гражданско-патриотической идентичности будущих педагогов, при которых в роли генератора ценностно-смыслового сознания студентов выступает среда классического университета.
Выборка. Исследование опирается на анализ опыта работы более двух десятков университетов за период с 2020 г. по настоящее время и анализ современных исследований в области патриотического воспитания (более 50 диссертационных работ) за последнее десятилетие.
Методы. Теоретическое моделирование, анализ педагогического опыта и современных исследований.
Результаты. На основе анализа педагогического опыта и современных исследований выявлены ресурсы университетского образования, способствующие гражданской и профессиональной социализации студентов. Результатом теоретического моделирования стала модель реализации ситуационно-событийного подхода к развитию гражданской активности и профессиональной направленности студентов педагогических специальностей. Выявлены условия формирования гражданско-патриотической идентичности будущих педагогов, при которых в роли генератора ценностно-смыслового сознания студентов выступает среда классического университета.
Выводы. Образовательная среда университета обладает значительным потенциалом для формирования личности будущего педагога, его гражданско-патриотической идентичности. Личностно-развивающие ресурсы университета связаны с реальной включенностью его научно-образовательного процесса в технологический прогресс страны, что позволяет студентам ощущать свою сопричастность к развитию научно-технологического и культурного потенциала Отечества. Среда университета актуализирует условия развития личности как субъекта социального и профессионального творчества. Усвоение значимых для российского общества ценностей, гражданско-патриотическая и профессиональная идентификации протекают в единстве, что представляет собой один из специфических образовательных ресурсов университета. Развитие личности будущего педагога, его гражданских и профессиональных качеств реализуется на основе ситуационно-событийного механизма, суть которого в насыщении студенческой жизни личностно-развивающими событиями