ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Заведующий кафедрой образовательных технологий факультета педагогического образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Президент Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий Министерства просвещения РФ.
Организация деятельности многопрофильной школы рассматривается как частная научная задача общей проблемы поиска решений социального согласия интересов общества и государства в системе российского образования. Рассмотрена неструктурированная потребность российских семей в школе, как государственной организации, помогающей семьям вырастить здоровых, умных и счастливых детей. Проведено преобразование и декомпозиция этих потребностей российских семей через нормативно-правовую деятельность многопрофильной школы. Поиск решения согласованного взаимодействия семей и многопрофильной школы в интересах повышения качества жизни в нашей стране осуществлен в условиях трех современных и существенных факторов в образовании: роста объема научной информации; многообразия современных технологий и роста градиента скорости развития детей. Базовым решением такого согласованного взаимодействия определен учитель многопрофильной школы, обладающий полнотой научной, технологической и функциональной компетентностью в профессиональной деятельности. Обоснована двухэтапная подготовка учителя с требуемыми компетентностями в классических университетах через профильный бакалавриат и педагогическую магистратуру.
В статье показана актуальность подготовки специалистов в рамках системы педагогического образования для развития технологического суверенитета нашей страны. В статье поднимается тема междисциплинарности в обучении школьников, которая занимает сегодня новое место в ряду актуальных тем отечественного образования. Значимость междисциплинарного обучения обусловлена помощью школьникам в развитии их когнитивных способностей, формировании навыков, необходимых для выполнения задач различного уровня сложностей. Отдельное внимание в статье уделяется вопросу развития инженерии и подготовки инженеров в нашей стране. Обозначается ряд «профессиональных навыков», которыми должен обладать инженер, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. Среди них особое место занимают межличностные навыки: социальная уверенность в себе, лидерские способности, навык публичных выступлений, коммуникация, умение работать в команде, способность принятия на себя ответственности за решение проблемы, управление изменениями. Автор актуализирует задачи, в решении которых важна роль образования — формирование патриотического мировоззрения (мировоззренческого суверенитета) и обеспечения технологического суверенитета. Формулируя задачи автор статьи определяет актуальные проблемы/дефициты в школьном образовании, связанные с формированием технологического и мировоззренческого суверенитетов страны. К ним он относит: недостаточное количество учителей, способных практико-ориентированно преподавать физику; отсутствие синергии общего естественно-научного и дополнительного технологического образования; отсутствие синергии между всеми учебными предметами и физикой; минимальное присутствие практики учебного эксперимента и опытно-экспериментальной работы на уроках физики и химии и другие. .