В статье представлены результаты исследования влияния бюрократии на функционирование и развитие современной образовательной организации и, в частности, на её управление, обусловленное традиционно консервативной интенцией культурной деятельности легитимных носителей властных полномочий. Анализируя причины бюрократизации школьного управления, авторы полагают, что они детерминированы как ментальными параметрами ценностных предпочтений россиян, так и изменениями в политической обстановке, констатирующими поражение демократической ориентации школьной жизни. Гипертрофированная «грузом всяческого вздора и нелепых идей» (Н. А. Хренов), бюрократическая культура, вызывая к жизни немыслимые прежде в управлении образованием формы, мешает осуществлению позитивных функций, разрушая ценностно-экзистенциальные смыслы школьной коммуникации и вытесняя на периферию педагогическое творчество. Методологической основой исследования, в рамках которой использовались методы теоретического и эмпирического анализа: междисциплинарное изучение научной литературы, аналитическое собеседование, письменный опрос, является аксиологический подход, позволяющий рассмотреть актуальное пространство бюрократической культуры, в соответствии с нормами которой осуществляется переформатирование школьной ценностной системы. Эмпирической базой научной работы стали материалы исследования проблем бюрократизации образования, подготовленные магистрантами кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета. В 2019 г. проведён анонимный письменный опрос педагогов и руководителей образовательных организаций Оренбургской области и Республики Башкортостан, в котором приняли участие 1457 человек. Проблематика бюрократизации школьного управления актуальна как в теоретическом, так и в прикладном отношении, поскольку от степени её разработки зависит обеспечение нормальной жизнедеятельности институционально объединенного школьного сообщества. .
Ключевые слова:
культура; ценности; управление; школа; бюрократизация управления; культура управления
Статья посвящена рассмотрению современных тенденций развития иноязычного образования в неязыковом вузе на примере кафедры английского языка для естественных факультетов факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова. Конкурентоспособность на современном рынке труда требует от выпускников вузов нелингвистического профиля достаточно высокого уровня иноязычной коммуникативной компетенции, что определяет интерес к особенностям преподавания «языка для специальных целей», или LSP (Language for Specific Purposes). Участие кафедры в 2001 г. в масштабном исследовании состояния преподавания английского языка для специальных целей в вузах России в рамках российско-британского проекта RESPONSE (Russian Education Support Project on Specialist English) позволяет оценить изменения, произошедшие в этой области на неязыковых факультетах за последние двадцать лет. Главная тенденция – смена методов и подходов в обучении: от грамматико-переводного метода, унаследованного от советской высшей школы, до обучения с помощью компьютерных технологий (computer assisted language learning, CALL), коммуникативного и компетентностного подходов сегодня. Активная интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс позволяет формировать и развивать информационно-образовательную среду вуза. Платформа МГУ «Университет без границ» для обучения с применением дистанционных технологий на базе LMS MOODLE предоставляет профессорско-преподавательскому составу университета возможность размещать учебные онлайн материалы, электронные учебники и курсы, как в рамках базовой программы, так и в системе дополнительного образования. Перечислены основные цифровые инструменты, которые используют преподаватели кафедры для общения и обучения студентов в рамках внеаудиторной работы. Рассмотрены такие направления работы кафедры, как применение интерактивных методов и технологий обучения для проведения семинаров и лекций, введение альтернативных форм контроля, разработка и реализация итогового экзамена по английскому языку за курс бакалавриата на уровне В2 по общеевропейской шкале оценивания, проведение межфакультетской студенческой научной конференции на английском языке на уровне магистратуры, реализация курса повышения квалификации для преподавателей-нелингвистов по общему и академическому английскому языку, создание электронной библиотеки, создание корпусов дисциплинарно ориентированного научного дискурса биологической и медико-биологической специализаций, направленность на многоязычие и поликультурность.
Ключевые слова:
неязыковой вуз; язык для специальных целей; иноязычное образование; информационно-коммуникационные технологии; информационно-образовательная среда; коммуникативный подход; компетентностный подход
В Израиле насчитывается более 60 высших учебных заведений, включая восемь университетов и самый молодой из них Ариэльский университет в Самарии, который прошел путь от крупнейшего в стране общественного колледжа до полноправного университета и научного центра. В статье описан общий подход к доступности высшего образования в университетах и колледжах Израиля. Подробно рассмотрена динамика развития одного из них – колледжа, который повысил свой статус сорок лет спустя после открытия университета им. Бен-Гуриона. Определено влияние Ариэльского университета на развитие высшего образования в стране на протяжении сорока лет. Академический колледж Иудеи и Самарии проложил дорогу к университетскому статусу для других колледжей, основанных исходя из принципа доступности высшего образования, которые поставили своей целью высокое качество и уровень обучения. Достиг ли Ариэльский университет тех целей, которые поставили перед ним основатели? Как это ни парадоксально, колледж, который развивался на основе принципа широкой доступности высшего образования, способствовал повышению уровня обучения и привел к усилению конкуренции между колледжами и университетами. Он внес неоценимый вклад в формирование мировоззрения, основанного на том, что каждое учебное учреждение играет особую роль: если колледжи выполняют исключительно учебную функцию, то университеты занимаются ещё и научными исследованиями. Эта концепция, основанная на соображениях рыночного спроса, рассматривается в качестве одного из возможных вариантов преобразования общей системы высшего образования. .
Ключевые слова:
высшее образование; доступность; высокое качество; университеты; колледжи; рыночные силы
Статья посвящена особенностям модернизации системы профессионального педагогического образования в аспекте использования информационных инструментов эффективного сопровождения деятельности педагогов. Рассматриваемые направления модернизации системы непрерывного педагогического образования представлены на нормативном и концептуальном уровне. Важными подходами реализации базовых задач совершенствования подготовки педагогов выступают персонифицированный и интегративный подходы к системе непрерывного педагогического образования. Сущность персонифицированного подхода к современной подготовке педагога заключается не только в формировании индивидуально-личностной составляющей будущего профессионала, но и в обучении универсальным стратегиям профессионально-педагогической деятельности в условиях информационно-образовательной среды. Интегративный подход предполагает согласованность и синхронность теории и практики, традиционной и инновационной составляющей системы подготовки педагогов. Особенностью методической составляющей системы подготовки педагогов выступают информационные инструменты сопровождения индивидуальной педагогической деятельности, которые в качестве интегрированных ресурсов обладают определенным образовательным потенциалом, поскольку направлены на достижение эффекта при использовании актуальной информации субъектами образовательного процесса. Разнообразие информационных инструментов позволяет выделить их классификационные группы, среди которых: информационно-технологические, информационно-коммуникативные и профессионально-развивающие. Информационные инструменты, используемые в образовательном процессе могут также быть процедурными, многофункциональными и частными. В качестве условий сопровождения индивидуальной педагогической деятельности выступают методологические, информационно-методические и личностно-профессиональные стратегии поддержки профессионального становления педагога. Перспективой исследования выступает разработка методико-технологических механизмов реализации условий оптимального сопровождения педагогов, обладающих готовностью быть профессионально мобильными и компетентными, способными успешно решать профессиональные проблемы в информационно-образовательной среде .
Ключевые слова:
модернизация образования; система подготовки педагогов; педагогическая деятельность; информационно-образовательная среда; информационные инструменты; информационные образовательные ресурсы
Автором представлено многокомпонентное практическое исследование электронной образовательной среды нового типа на примере авторского кросс-платформенного проекта Langteach-online, ориентированного на обучение иностранных студентов русскому языку. Электронная образовательная среда нового типа позволяет создавать онлайн-курсы без использования западных систем управления обучением, таких как LMS Moodle, Schoology и других с интеграцией мобильных устройств обучаемых в смешанном и дистанционном форматах. Методология настоящего исследования позволяет создавать мультидисциплинарные онлайн-курсы преподавателям без специальной подготовки в области информационных технологий и программирования, что особенно актуально в условиях пандемии Covid‑19. Приводятся результаты применения кросс-платформенного проекта Langteach-online в обучении иностранных граждан русскому языку на уровнях бакалавриата и магистратуры в ряде высших учебных заведений Российской Федерации с целью формирования творческой профессиональной личности выпускника-иностранца. Мультиформатность заданий и материалов (текст, видео, аудио, графические изображения, презентации) позволяет говорить о возможности использования кросс-платформенных проектов данного типа не только для преподавания практических курсов по иностранным языкам и РКИ, но и других дисциплин. Обучение на основе данной модели может осуществляться как в смешанном, так и в дистанционном формате. Система технической и методической организации кросс-платформенного проекта обладает гибкостью, которая позволяет использовать её внутри личного веб-ресурса преподавателя или образовательного учреждения.
В статье рассматриваются вопросы, стоящие перед биологическим образованием школьников, как уникальном инструменте развития биологической грамотности личности и социума, призванной обеспечить их сохранение, безопасность и адаптацию к разного рода изменениям. Биологическая грамотность важна для всех возрастных и профессиональных категорий, особенно для так называемых «небиологов», которые ответственны за принятие биосфернои социально значимых решений, но к сожалению, не владеют ею. Развивается она в основном в процессе обучения в школе. Согласно нашим представлениям мы определяем три уровня её сформированности – академический, функциональный, системный. Последние два уровня, нацелены на освоение знаний и развитие метакомпетенций (когнитивные, коммуникативные, деятельностные, ценностные), научного мировоззрения и качеств личности в процессе освоения предмета. Для формирования биологической грамотности нами разработана концептуальная дидактическая система обучения на интегративной основе. Практика использования в учебном процессе школ, вузов и при повышении квалификации учителей показала её эффективность. Она была представлена Комиссии по биологическому образованию Международного союза биологических наук при ЮНЕСКО, которая явилась инициатором развития биограмотности в мире на конференции в Москве (1997 г.). В работе анализируются результаты собственных, а также международных исследований (TIMMS, PISA 2015 г., 2018 г.; TALIS 2018 г.) проблем биологического образования в формировании биограмотности в меняющихся социокультурных и экологических условиях последних лет (биолого-экологические вызовы, цифровизация образовательной среды, пандемия 2020–2021 гг. и др.). Выявленные проблемы свидетельствуют о необходимости скорейшего реагирования образовательного сообщества. Среди них: проблема сокращения учебного времени освоения предметов биологического цикла, имеющая системно-сетевой характер проявления, что приводит ко многим взаимосвязанным последствиям; неосведомленность учителей в реальных результатах учебных достижений школьников; замена уроков биологии на другие предметы; устаревшее содержание предметов биологической направленности и некоторые другие. Несмотря на полученные неудовлетворительные результаты учащихся в формировании биологической грамотности и связанных с ней метакомпетенций, развитие последних воспринимается учителями как второстепенная потребность. В статье рассмотрены причины, приводящие к таким последствиям. Нерешенным остается вопрос содержания биологического образования. Полагаем, следует актуализировать программы обучения за счет включения знаний, например, по вирусологии, микробиологии, иммунологии, эпидемиологии и другим разделам биологии, а также переводить освоенные знания в практику повседневной жизни. Сегодня они станут востребованными у всех категорий граждан. Для развития биологической грамотности немаловажным является процесс освоения цифровых технологий, как нового средства обучения и вектора саморазвития, требующего в практике применения деятельностного контроля со стороны учителей биологии и родителей. Результаты исследования проблем обучения учащихся могут быть использованы в модернизации биологического образования на всех уровнях образования, в том числе, при повышении квалификации учителей.
Ключевые слова:
биоэкологические вызовы; биологическая грамотность; сокращение времени обучения биологии; метакомпетенции; цифровизация образования; рейтинговые результаты обучения естественно-научным дисциплинам; актуализация предметного содержания биологии
В статье анализируется проблемное поле системы дистанционного образования. Для определения популярности дистанционного обучения в московских вузах среди преподавателей и студентов был проведен социологический опрос, позволивший обозначить тенденцию увеличения числа студентов, которые предпочли бы дистанционное обучение традиционному обучению с жестким графиком и сделать выводы о перспективах дистанционного образования в российских высших учебных заведениях. В статье представлена модель образовательного процесса в системе дистанционного обучения с кратким описанием каждого блока. Модель включает в себя все этапы, которые проходит студент при поступлении, обучении и выпуске из высшего учебного заведения до получения диплома, подтверждающего соответствующий уровень образования. В каждом из блоков содержится описание действий, необходимых для прохождения в рамках данного этапа, а также даются рекомендации по улучшению и извлечению максимального результата как для преподавателей или учебного заведения, так и для самих студентов. Предусмотрены альтернативные варианты при остановке или невозможности преодоления одного из этапов. Делаются выводы, в каких случаях применяется представленная модель образовательного процесса, и рассматриваются перспективы дистанционного образования в целом.
Ключевые слова:
система дистанционного образования; модель образовательного процесса
Теория, методика и организация образовательного процесса
Для реализации персонализированного образования наиболее перспективной является модель смешанного обучения, где освоение программы магистратуры сосуществует наравне с научным наставничеством, дополняя друг друга, и направлено на формирование гибких навыков, необходимых для развития образовательного и личностного потенциала магистранта. Освоение магистерской программы, исследовательские достижения и сформированность гибких навыков – важные показатели уровня академической культуры магистрантов. В статье представлены результаты исследования влияния рефлексивности на развитие гибких навыков магистрантов на примере их академической мотивации и толерантности к неопределенности. Для диагностики академической мотивации учебной деятельности магистрантов согласно теории самодетерминации определена внутренняя мотивация (познавательная, достиженческая, мотивация саморазвития), внешняя мотивация (самоуважения, интроецированная, экстернальная) и амотивация. Субшкалы методики «Недостаточность толерантности к неопределенности» («Новизна», «Сложность» и «Неразрешимость») отражают источники снижения толерантности к неопределенности. Полученные результаты подтверждают важность развития гибких навыков и конкретизируют причинно-следственные связи между рефлексивностью и показателями академической мотивации и толерантности к неопределенности. Представляется целесообразной организация для магистрантов специальных дополнительных тренингов по совладанию с неопределенностью.
COVID-19 – опасная мировая эпидемия, разразившаяся в конце декабря 2019 г. в Ухане, Китай. Профилактика распространения COVID-19 в столице Вьетнама в значительной степени зависит от сознания жителей, в том числе студентов, учащихся в университетах Ханоя. Результаты исследований показывают, что студенты университетов Ханоя имеют необходимые познания, относительно адекватную реакцию при возникших болезненных состояниях, выраженную в когнитивном, эмоциональном и поведенческом аспектах. Кроме того, у некоторых студентов обнаружены субъективные проявления, такие как чрезмерное беспокойство и негативные реакции. Результаты нашего исследования указывают на важные психологические аспекты профилактической деятельности среди студентов, способствуют накоплению значимого опыта для разработки эффективных стратегий профилактики и борьбы с COVID-19 и подобными эпидемиями в будущем.
Ключевые слова:
борьба с COVID-19; студенты университетов; когнитивные; эмоциональные; поведенческие реакции