Статья посвящена проблеме обеспечения конкурентоспособности отечественного образования в условиях цифровой среды. В рамках проблематизации феномена конкурентоспособности, применительно к системе образования, дается обзор различных рейтинговых шкал, позволяющих оценить различные аспекты конкурентоспособности и качества российского образования. По совокупности критериев Россия демонстрирует неплохие показатели в части общей результативности образования, внутреннего единства, эффективности использования ресурсов; в то же время, очень низкие результаты связаны с показателями экономической эффективности образования, развития научно-образовательных сетей и кооперации, практической направленности образования. В этих условиях цифровая трансформация является одним из важнейших факторов системного решения всех перечисленных проблем, чья значимость особенно возрастает в связи с пандемией. Основным результатом статьи являются аннотации шести крупных проектов модернизации и повышения конкурентоспособности российской системы профессионального образования в контексте цифровой трансформации образовательной среды.
Способность к пониманию текста играет ведущую роль среди базовых учебных компетенций обучающихся. В работе представлено описание технологии диагностики способностей к пониманию математических текстов у абитуриентов. Обсуждаемая технология построена в соответствии с нормами онтологической диагностики, что делает результат диагностики однозначно трактуемым, т. е. инструментарий, используемый в этой диагностике, отвечает требованию валидности. В основу онтологической диагностики положен метод «диалектической дедукции» (метод Гегеля), предусматривающий выбор исходного предиката для его последовательной морфологизации конкретным содержанием. Проводится уточнение понятия онтологической диагностики как методологической основы для построения концептуально-технологической схемы диагностики способностей к пониманию математических текстов. Обсуждается построение системы постулатов, обеспечивающих формирование концептуально-технологической схемы рассматриваемой диагностики. На основе проведенного исследования получен перечень способностей, обеспечивающих адекватное понимание респондентами математических текстов. Предлагаемая диагностика позволяет выявить наличие или отсутствие вполне определенных способностей к пониманию математических текстов из этого перечня: способности к выбору базового предиката, соответствующего предложенному субъекту мысли; способности к построению сложных предикатов методом дополнения и методом уточнения на основании выбранных базовых предикатов; способности к построению содержания предиката; способности к прочтению содержания предиката и способности к соотнесению содержания предиката с субъектом мысли на предмет их тождественности. Приводится краткое описание концептуально-технологической схемы обсуждаемой диагностики, а также рассматривается конкретный пример применения построенной технологии в процессе диагностики способностей к пониманию математических текстов выпускниками школ
В статье рассматриваются проблемы научно-методического сопровождения Концепции развития географического образования в РФ и пути их решения в современных условиях. Показывается, что как организационные, так и содержательные вопросы тесно связаны с положением предмета «география» в Стандартах и учебных планах школ. Особое место отводится системе дополнительного профессионального обучения, подготовке и переподготовке учителя в условиях цифровизации и дистанционного обучения.
Статья посвящена проблема оптимизации учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Повышение уровня эффективности процесса оптимизации учебно-воспитательной работы в вузах способствует наиболее полной личностно-социальной и профессиональной самореализации студентов. В статье определены и научно обоснованы критерии эффективности процесса оптимизации учебно-воспитательной работы в вузе, показана динамика повышения уровня эффективности учебно-познавательной деятельности студентов. Уровень эффективности процесса оптимизации учебно-воспитательной работы в вузе в обязательном порядке предполагает предварительное изучение реальных духовно-интеллектуальных возможностей студентов и выявление параметров зоны их ближайшего развития. Создание наиболее эффективных условий для непрерывности личностно-социальной самореализации студентов, повышение уровня их профессиональной подготовки и востребованности со стороны государства призваны формировать качества студенческой молодежи как конструктивно-созидательный общественный фактор, требующий от высшей школы серьезной консолидации учебно-образовательных возможностей с целью динамического повышения уровня эффективности учебно-воспитательного процесса.
Цель статьи – рассмотреть учебную экскурсию как одну из форм образовательного процесса в деятельностно-образовательном аспекте на примере геологической экскурсии при изучении обнажений горных пород карьера «Борок» г. Новосибирска в качестве геологического объекта, представляющего интерес для учебных экскурсий и учебно-практических работ. Для написания статьи использовались методы сравнительного анализа, обобщения, полевых геологических наблюдений, отбора образцов, зарисовок разрезов, описания обнажений, включая работу с горным компасом и методику ведения учебного геолого-географического и геоэкологического маршрута, составление картосхемы территории, лабораторные исследования пород. Безусловным преимуществом карьера «Борок» служит его местоположение, а также оптимальные условия для тщательного осмотра и описания обнажений горных пород. Познавательный интерес во время экскурсий представляют отвалы разнообразных интрузивных магматических, дайковых пород и пегматитов, гидротермальных жил с рудными минералами. Карьер «Борок» сотрудничает со школами, колледжами, вузами Новосибирска и является площадкой как для учебных экскурсий на производство и местом прохождения учебных практик, так и местом проведения образовательных олимпиад по геологии и геоэкологии. В статье продемонстрированы возможности организации и проведения геологических экскурсий в целях изучения геологического строения территории, закрепления теоретических геологических и геоэкологических знаний, приобретения навыков учебно-практических работ и анализа полученных результатов
Ключевые слова:
учебные экскурсии по геологии; образовательный процесс; учебно-практические работы на местности; искусственные обнажения горных пород; описание разрезов горных пород; карьер «Борок»; г. Новосибирск
Статья посвящена проблемам современного высшего образования, нынешним вызовам со стороны цифровой революции ведущим университетским практикам, её влиянию на развитие общества и образования в целом. Автор обращает внимание на три сценария развития будущего, предложенных израильским исследователем Ю. Харрари (консервативный, радикальный и суперрадикальный). В статье представлен опыт деятельности нового альтернативного университета США, который не имеет аналогов в мире, полностью построен на основе цифровых технологий и ведет учебный процесс только в онлайн формате. Университет позиционируется как один из ответов вызовам образованию цифровой революцией. В статье анализируются основные особенности цифрового университета-стартапа «Minerva», выявляются причины его возникновения, специфика развития и функционирования, определяются как его позитивные качества, так и некоторые проблемные зоны, представляются логика образовательного процесса и образовательная технология, которую основатели университета «Minerva» трактуют как собственное образовательное Knowhow. Высказывается предположение о множественности вариантов будущих цифровых университетов.
В статье представлен компаративный анализ развития edutainment-центров (городков профессий, парков науки, музеев-интеракториумов) в городах мира. Edutainment-центры, по сути не являясь педагогическими центрами, реализуют гуманитарные практики развития детей, ориентируясь на развитие социальных компетенций (soft-skills), компетенций самоопределения (self-skills), компетенций XXI в. (future-skills). В исследованиях образования с научно-педагогической точки зрения образовательный потенциал edutainment-центров не был изучен. Однако их значение в развитии человеческого потенциала достаточно велико. По показателю «инновационная образовательная инфраструктура» (включающая edutainment-центры) рассчитывается индекс инновационных городов мира и индекс развития человеческого потенциала. Феномен edutainment-центров и их образовательного потенциала составляет важный элемент социальной и образовательной политики стран мира.
Ключевые слова:
edutainment-центры; образовательный потенциал городков профессий, парков науки, музеев-интеракториумов; развитие человеческого потенциала; компетенции XXI в
В данной статье рассматриваются возможности использования феномено-ориентированного обучения в учреждениях среднего профессионального образования, влияние обучения, основанного на феноменах, на интеграцию общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также важность феномено-ориентированного подхода для развития личности студентов. Автор подготовила краткий обзор существующего опыта внедрения феномено-ориентированного обучения в образовании, в том числе провела сравнение с широко применявшимся в 20-х гг. прошлого столетия в СССР комплексным подходом в образовании. Выявлены отличия комплексного подхода и феномено-ориентированного обучения, а также проведен эксперимент по внедрению элементов феноменоориентированного обучения в процесс изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для учащихся колледжа. Результаты исследования показали, что внедрение феномено-ориентированного обучения в образовательный процесс содействует развитию гармоничной личности учащегося, развитию навыков креативности и умения самостоятельно работать с информацией, повышает мотивацию студентов к учебе .
Ключевые слова:
феномено-ориентированное обучение; феномен; среднее профессиональное образование; интеграция общеобразова- тельной и профессиональной подготовки; развитие личности; комплексный подход; навыки XXI в.
В статье анализируется воздействие цифровой детерминации на личность и общество. Автор ставит проблему: могут ли цифровые технологии стать осознанными? Основная цель статьи направлена на анализ цифровой детерминации в контексте перспектив её осмысленности. В статье показаны деформации, обусловленные цифровой детерминацией, предложена классификация субъектов с учетом степени вовлеченности в компьютерные интеракции. Выявлена специфика инструментальнотехнологической рациональности. Методологическая стратегия основывается на методе интерпретации и компаративном анализе, эффективными являются принципы объективности и социокультурной детерминации, а также деятельностный и субъектно-ориентированный подходы. Особое значение приобретает процедура концептуализации полученных обобщений. Автор привлекает к исследованию современную англоязычную литературу. К основным выводам относятся обоснование необходимости полной перестройки отношений с информационными технологиями с целью подчинения их человеческой рефлексии и осознанности. .