ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Поступила: 16.01.2024
Принята к публикации: 23.02.2024
Ключевые слова: гражданско-патриотическая идентичность; условия развития; моделирование ситуаций; событие; образовательная среда
DOI: 10.55959/ LPEJ-24-10
Доступно в on-line версии с: 24.04.2024
Гукаленко О.В., Сериков В.В. Формирование гражданско-патриотической идентичности будущих педагогов в классическом университете // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2024. № 1. С. 205-221
Актуальность. В современной ситуации в ракурсе приоритетов государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей возрастает необходимость повышения и реализации потенциала классического университета в формировании гражданско-патриотической идентичности будущих педагогов.
Цель. Выявить условия формирования гражданско-патриотической идентичности будущих педагогов, при которых в роли генератора ценностно-смыслового сознания студентов выступает среда классического университета.
Выборка. Исследование опирается на анализ опыта работы более двух десятков университетов за период с 2020 г. по настоящее время и анализ современных исследований в области патриотического воспитания (более 50 диссертационных работ) за последнее десятилетие.
Методы. Теоретическое моделирование, анализ педагогического опыта и современных исследований.
Результаты. На основе анализа педагогического опыта и современных исследований выявлены ресурсы университетского образования, способствующие гражданской и профессиональной социализации студентов. Результатом теоретического моделирования стала модель реализации ситуационно-событийного подхода к развитию гражданской активности и профессиональной направленности студентов педагогических специальностей. Выявлены условия формирования гражданско-патриотической идентичности будущих педагогов, при которых в роли генератора ценностно-смыслового сознания студентов выступает среда классического университета.
Выводы. Образовательная среда университета обладает значительным потенциалом для формирования личности будущего педагога, его гражданско-патриотической идентичности. Личностно-развивающие ресурсы университета связаны с реальной включенностью его научно-образовательного процесса в технологический прогресс страны, что позволяет студентам ощущать свою сопричастность к развитию научно-технологического и культурного потенциала Отечества. Среда университета актуализирует условия развития личности как субъекта социального и профессионального творчества. Усвоение значимых для российского общества ценностей, гражданско-патриотическая и профессиональная идентификации протекают в единстве, что представляет собой один из специфических образовательных ресурсов университета. Развитие личности будущего педагога, его гражданских и профессиональных качеств реализуется на основе ситуационно-событийного механизма, суть которого в насыщении студенческой жизни личностно-развивающими событиями
Абдуллаев, Д.А., Коркмазов, А.В., Абдулкадыров, У.У. (2021). Становление профессиональной идентичности студентов педагогического вуза. Проблемы современного педагогического образования, 71(4), 7–10.
Бахтин, М.М. (2003). К философии поступка. Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. Т. 1. Москва: Русские словари.
Голикова, С.Н. (2011). Особенности гражданской идентичности педагогов. Омский научный вестник, 1(95), 97–99.
Гришина, Н.В. (2001). Психология социальных ситуаций. Хрестоматия по психологии. Санкт-Петербург: Питер.
Гуляев, Ю.Ю. (2011). Смысл педагогической деятельности и педагогическая наука. Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование, (1), 85–95.
Ильин, Е.Н. (1987). Искусство общения: из опыта работы учителя литературы. Минск: «Народная асвета».
Кокошин, А.А. (2007). Культура и национально-цивилизационная идентичность современной великой державы. Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире: 7-е Международные Лихачевские чтения 24–25 мая 2007 г. Санкт-Петербург.
Максимова, С.Г., Ноянзина, О.Г., Омельченко, Д.А. (2020). Гражданская идентичность как ресурс становления гражданского общества в России. Москва, Санкт-Петербург: Нестор-История.
Матвеев, П.Е. (2016). Философия поступка М.М. Бахтина (опыт этической интерпретации). Этическая мысль, (2), 70–83.
Петраков, М.А., Морозов, С.В. (2016). Личность студента в целостном образовательном процессе вуза. Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии, 4(56), 78–84.
Рубинштейн, С.Л. (1959). Принципы и пути развития психологии. Москва: Изд-во Акад. наук СССР.
Трифонова, С.А. (2004). Психология социальных ситуаций. Учебное пособие. Ярославль: Ярославский гос. Университет.
Шанц, Е.А. (2013). Развитие социально значимых качеств личности студента в процессе профессиональной подготовки. Концепт, (2), 3. URL: https://api.semanticscholar.org/CorpusID:141478457