В настоящей статье рассматривается проблема, ставшая в последнее время весьма актуальной как для ученых-исследователей, являющихся научными работниками, так и для профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, обусловленная наличием вполне определенных индикаторов, с помощью которых выявляется эффективность и продуктивность профессиональной деятельности современного российского ученого и преподавателя высшей школы. Актуальность проблемы обусловлена противоречием между имеющимися, вполне определенными, формальными требованиями к публикационной активности научно-педагогических работников, с одной стороны, и отсутствием четкого и ясного понимания, относительно наличия необходимых условий для их качественного выполнения научно-педагогическими работниками
Представлен анализ ситуации, сложившейся в современной научно-образовательной практике, обусловленной неправомерностью и необоснованностью требований, предъявляемых к оценке оригинальности научных работ и исследований, проведенных отечественными учеными, представляемыми к опубликованию. Особый акцент сделан на недопустимости подмены имеющихся в реалиях отечественного «правового поля» четко обозначенных дефиниций, их вольной интерпретации и толкования, нередко ущемляющего законные права и интересы научно-педагогических работников.
Авторы статьи исходят из того, что религиозное сознание является одной из категорий сознания, способом переживания и осмысления человеком мира и себя, которое выполняет инструментальную функцию — создает систему ценностей, иерархизирует их. Религиозное сознание формируется и укрепляется через образовательные практики, воспитание в школе, овнешняется в коллективном сознании — религиозной культуре общества. Учебный предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» решает ряд задач, связанных с духовно-нравственным становлением школьника младших классов, способствует формированию общечеловеческих ценностей, которые отмечены в Указе Президента РФ № 809 от 9 ноября 2022 г. «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Проведенное исследование среди школьников начальных классов Смоленской православной гимназии, в учебном плане которых был курс «Основы религиозной культуры и светской этики», показало, что к 5-му классу школьники демонстрируют уверенные знания основных религиозных конфессий, представленных на территории Российской Федерации, понимание религиозных традиций и норм этносов России. Сравнительно-сопоставительный анализ планируемых образовательных результатов курса ОРКСЭ, выраженный в приобретённых и развитых духовно-нравственных ценностях школьников, позволил выявить интерференцию с ценностями, перечисленными в Указе Президента РФ № 809 от 9 ноября 2022 г., которые выступают основой стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, ключевыми из которых являются: жизнь, достоинство, права и свобода человека, гуманизм, милосердие, служение Отечеству, патриотизм, преемственность поколений и историческая память.
Ключевые слова:
религиозное сознание; религиозная культура; основы православной культуры; ОРКСЭ; духовно-нравственные ценности; патриотизм; категорический императив; педагогическая аксиология; трансгуманизм; естественная религия
Необходимость участия в межкультурном диалоге с представителями разных стран актуализирует вопрос подготовки к межкультурной коммуникации, а именно изучение иной культуры, но непременно на основе знаний родной культуры обучающихся. В связи с этим готовность будущего преподавателя к реализации культурологического подхода в обучении иностранным языкам имеет важное социальное и практическое значение. В статье показано, что в России с начала 90-х гг. XX в. произошли значительные изменения в контексте изучения иностранных языков, которые стали рассматриваться как реальное средство общения с представителями иных культур, именно поэтому в процессе изучения иностранного языка непременно должна изучаться культура народа. Продемонстрирована актуальность культурологического подхода к преподаванию иностранных языков, раскрыта роль преподавателя в его реализации. Конкретизируются требования к изучению иностранных языков, которые обозначены в ФГОС, а также требования к подготовке преподавателя иностранных языков, которые отражены в образовательных программах высшего образования направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». Представлены дисциплины, благодаря которым будущие преподаватели получают сведения о культуре страны изучаемого языка. Приведены конкретные примеры того, как в процессе изучения дисциплин культурологической направленности студенты знакомятся с иной культурой, с жизнью народа страны изучаемого языка, что способствует формированию их общекультурной и профессиональной компетенции. Сделан вывод о том, что, благодаря культурологическим знаниям, полученным в процессе обучения в высшем учебном заведении, преподаватель сможет формировать у своих учеников не только языковые умения и навыки, но и знания культуры народа, язык которого изучается.
Ключевые слова:
культура страны; культурологический подход; культурологические дисциплины; культурологические знания; преподаватель; иностранные языки; формирование культуры личности; общекультурные компетенции; профессиональная подготовка; лингвострановедческий подход
В статье представлены промежуточные результаты исследования «Центра совершенствования методик преподавания дисциплин» Российской академии образования по анализу, систематизации и созданию реестра эффективных методик преподавания дисциплин, предметов, курсов (модулей) на различных уровнях образования в рамках исследования актуальных и эффективных методик для их апробации и масштабирования. Выражена позиция авторов о том, что значимость поиска идеальных методов и методик обучения и преподавания, который ведется на протяжении столетий, сравнима по сложности и важности с исследованиями и разработками в сфере высокотехнологичных наук и производств. С точки зрения авторов при разработке реестра эффективных методик обучения должны быть учтены современные методологические принципы дидактических исследований, комплекс дидактических объектов, совокупность применяемых междисциплинарных подходов. Описаны объективные трудности формирования тезауруса понятия «методика обучения» для разработки реестра эффективных методик. Представлена гипотеза исследования, которая формулирует возможные варианты решения задачи по разработке реестра эффективных методик.
В данной статье рассматривается вопрос о реализации межфакультетских курсов по искусственному интеллекту в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова: от этапа исследовательской и аналитической работы, проведения интервью, опросов, изучения образовательных процессов в различных учебных заведениях до практической реализации программы.
В статье представлена информация о реализации межфакультетских курсов «Введение в программирование», «Основы программирования и анализа данных на Python», «Машинное обучение для решения прикладных задач», «Введение в глубокое обучение» и дополнительного факультатива «Математика для анализа данных».
Автор анализирует основные темы каждого курса и список умений и навыков, которые обучающиеся получат после прохождения программы: студенты, завершившие курсы, приобретут ценные практические навыки работы с данными, овладеют инструментами машинного обучения, освоят язык программирования Python, научатся работать с библиотеками NumPy, Pandas, Matplotlib, Scikit-learn, PyTorch, смогут анализировать и визуализировать данные и, наконец, углубятся в мир машинного обучения, изучая различные алгоритмы и способы их применения для решения задач из разных областей
Специфика организации междисциплинарных курсов заключается в тщательном отборе содержания и методических приемов, позволяющих студентам непрофильных специализаций успешно овладеть инструментами искусственного интеллекта. В статье отображены особенности организации курсов, приемы использования инструментов коммуникации между участниками образовательного процесса, в том числе для поддержания психологического комфорта в учебной деятельности.
Межфакультетские курсы по искусственному интеллекту — это актуальные образовательные ресурсы, позволяющие студентам приобрести современные компетенции в области искусственного интеллекта. Они предоставляют учащимся возможность ознакомиться с теоретическими основами программирования и машинного обучения, а также получить практические навыки работы с разнообразными инструментами и технологиями.
Ключевые слова:
искусственный интеллект; анализ данных; программирование; алгоритмы; машинное обучение; нейронные сети; Python; межфакультетские курсы; междисциплинарное обучение; обучение студентов непрофильных факультетов
Обращение к анализу институциональной специфики детского движения обосновано авторами современными задачами воспитания детей и молодежи с использованием возможностей и условий общественного детского объединения. Для выявления специфики детского движения как института воспитания использованы методы, с одной стороны, анализа понятийно-категориального аппарата специфической области педагогического знания — социокинетики, созданной исследователями детского движения на рубеже XX и XXI веков, и, с другой стороны, методы экстраполяции на детское движение как воспитательное пространство логики полисубъектной стратегии воспитания, которая отражает современное состояние российского воспитательного пространства, отличающегося высоким уровнем сформированности горизонтальных связей между всеми активными субъектами воспитательной деятельности. Характеристика институциональной специфики детского движения представлена в статье по пяти направлениям на основе экстраполяции модели описания воспитательного потенциала, включающая пять компонентов: аксиологический, телеологический, концептуальный, методический и интерактивный. Последовательно в статье дается описание ценностного наполнения детского движения, целей воспитательной работы, концептуальных основ, организационного-методического аспекта и взаимодействия с другими институтами воспитания. Анализ методического аспекта воспитательного пространства детского движения представлен через его специфику, которая ярко проявляется в инструментальном оформлении организации деятельности детского движения. Среди разнообразных форм организации детского движения авторами выделены и проанализированы следующие четыре формы: сбор, романтика, первичный коллектив, шефство, сложившиеся в пионерской организации, правопреемницей которой является современное движение детей и молодежи, и отличающиеся уникальной структурой и характером взаимодействий. Приведены основные отличия на концептуальном и методическом уровнях основ воспитания в детском движении от других институтов.
В статье исследованы результаты реализации инициативы «Один пояс — один путь» (далее «Пояс и путь») в системе образования КНР и стран ареала Инициативы. Приведены результаты анализа развития образовательного сотрудничества со странами, разделенными по территориальному принципу по критериям «численность студентов из стран ареала», «численность институтов и кабинетов Конфуция» (в контексте развития мягкой силы внешнего влияния Китая). Выявлены перспективы координации в области образовательной политики, проведен анализ нормативно-правовых актов, определяющих ключевые направления развития инициативы «Пояс и путь» на разных уровнях системы образования. Проведен анализ публикационной активности и текущей ситуации по управлению конвергенцией иностранных студентов из стран, расположенных вдоль ареала проекта «Пояс и путь». Авторами отмечено, что необходимость организации технического обслуживания проекта в странах, расположенных вдоль маршрута, уже сейчас актуализирует задачу унификации качества профессиональной подготовки принимающего участие в проекте зарубежного персонала. Авторами доказано, что страны, расположенные в ареале проекта «Пояс и путь», обладают колоссальным человеческим, интеллектуальным, природным, культурно-историческим потенциалом в том числе и в контексте реализации образовательной стратегии на примере стран ареала морского Шелкового пути проекта «Пояс и путь» в сфере высшего образования. Рассматривается кейс Харбинского политехнического университета в рамках темы заявленного исследования.
Ключевые слова:
высшее образование; интернационализация образования; популяризация китайской культуры; мягкая сила; ареал морского Шелкового пути; унификация и синхронизация стандартов; Харбинский Политехнический университет; проект «Пояс и путь»; стандарты профессиональной подготовки; лидирующие позиции; стратегическое планирование
В статье рассматриваются вопросы ценностно-смысловых оснований педагогической профессии в контексте профессионального выбора. Миссия педагога в современном обществе состоит в развитии личности, обладающей духовно-нравственными ценностями, позволяющими противостоять глобальным вызовам. При этом формирование педагогом у ребенка системы ценностей возможно через ценностную систему самого педагога, которая включает в себя ценности профессиональной педагогической деятельности. Подчеркивается осознание на государственном уровне необходимости реализации ценностно-смыслового подхода в подготовке учителей. На основе анализа отечественных и зарубежных психологических и педагогических исследований определяются основные функции ценностей как регулятора активности личности и источника жизненных и профессиональных целей человека. Рассматривается влияние ценностей на профессиональное самоопределение будущего педагога. Приводятся различные классификации ценностей педагогической профессии.
Представлены результаты интервью 90 студентов 1 курса бакалавриата ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Анализ ответов показывает, что большинство респондентов отмечают высокую значимость профессии учителя в современном обществе; среди важнейших характеристик педагогов, оказавших на них положительное влияние, называют профессионализм и морально-нравственные качества; среди мотивов выбора направления профессиональной подготовки выбирают мотивы внутренней ценности (желание работать с детьми и интерес к предмету) и альтруистические. Более половины студентов заявили о желании работать учителем, что свидетельствует о принятии данных ценностей. В выводах отмечены как положительные стороны, так и риски осознания и принятия студентами профессионально значимых ценностей педагогической профессии.
Ключевые слова:
педагогическая профессия; педагогическое образование; ценности педагогической профессии; студенты; профессиональный выбор; внутренние мотивы; ценности личной полезности; ценности социальной полезности; профессиональная идентичность учителя; идеальная модель учителя
В статье представлены основные положения авторской концепции воспроизведения учебного текста, проанализированные с позиций теории управления процессом усвоения знаний Н. Ф. Талызиной. Цель статьи заключается в стремлении авторов показать родство методологических основ теории управления процессом усвоения знаний Н. Ф. Талызиной и концепции произвольного воспроизведения учебного материала, реализующих деятельностный подход к формированию умственных действий, в частности, мнемических, обеспечивающих актуализацию учебного материала. Близость методологических основ теории управления процессом учения Н. Ф. Талызиной и концепции произвольного воспроизведения как реконструктивно-репродуктивной деятельности представлена через анализ основных положений данных подходов. Результаты исследований авторов доказывают значимость управления процессами воспроизведения учебного материала с помощью мнемических действий, которые представляют собой совокупность ассоциативно-ориентировочных, аналитико-синтетических и контрольно-оценочных действий, выполняющих функцию инструментов актуализации необходимой информации. Показано, что произвольное воспроизведение демонстрирует особенности интеллекта субъекта учебной деятельности в широком диапазоне: от уровня развития метарегуляции до специфики его репрезентационной картины. Отсутствие ориентировочной основы произвольного воспроизведения препятствует запуску и развертыванию разноуровневых интеллектуальных операций, регуляции припоминания, проявляющейся в планировании, контроле и антиципации необходимых результатов. Понимание умственных действий как инструментов актуализации и организации учебного материала, составляющее основу концепции воспроизведения, значительно расширяет возможности теории управления процессом усвоения знаний Н. Ф. Талызиной и должно стать теоретической и методической основой конструирования новых школьных учебников. Показано, что концепция произвольного воспроизведения учебного материала, реализующая, как и теория поэтапного формирования умственных действий, деятельностный подход к учению и обучению, может выступать методологически и экспериментально обоснованным продолжением классической теории П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной.
Ключевые слова:
теория управления процессом усвоения знаний Н.Ф. Талызиной; память; мнемические действия; концепция воспроизведения; учебный материал; репродукция; реконструкция; структура учебного действия; ориентировочная основа действия; управление воспроизведением
В статье описана деятельностная теория учения Н. Ф. Талызиной с точки зрения ее применения в наиболее эффективной подготовке современного педагога к профессиональной деятельности. Актуальная задача построения национально ориентированной системы образования в России будет решаться с опорой на опыт и традиции отечественной педагогики. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина и развитие этой теории в работах Н. Ф. Талызиной дают будущим педагогам не только теоретические знания в области педагогической психологии, но обеспечивают готовность к обучению школьников и студентов, так как это направление отечественного деятельностного подхода наиболее полно разработано в практическом аспекте. В статье описаны преимущества изучения педагогами деятельностной теории учения по сравнению с традиционными курсами педагогической психологии. Деятельностная теория учения Н. Ф. Талызиной дает будущим педагогам необходимые для проектирования учебного занятия знания и ориентиры, среди которых главными являются форма, обобщенность, развернутость и освоенность учебного действия; общие и специальные познавательные действия; характеристики основных этапов процесса усвоения умственных действий и понятий; формирование приемов познавательной деятельности обучающихся.
Ключевые слова:
деятельностная теория учения Н. Ф. Талызиной; управление процессом усвоения понятий; общие и специальные познавательные действия; подготовка педагога
В настоящей статье рассматриваются особенности эволюции отечественной системы подготовки научных и научно-педагогических кадров на советском и российском этапе истории нашей страны. Вопрос изучения организации и управления системой подготовки научно-педагогических кадров находится сегодня в центре внимания как российского научного сообщества, так и органов государственного управления, реализующих научно-образовательную политику в стране. Целью данной статьи является выявление и характеристика особенностей системы подготовки научно-педагогических и научных кадров в СССР и современной России. Авторы на основе системного подхода в сочетании с принципом историзма выделяют три крупных этапа развития отечественной аспирантуры на базе основных нормативных правовых документов, а также дают оценку результатам принятых решений в области подготовки научно- педагогических и научных кадров.
Ключевые слова:
аспирантура; подготовка научно-педагогических кадров; научно-исследовательская деятельность; история развития института аспирантуры; качество подготовки аспирантов; Концепция подготовки педагогических кадров; Концепция технологического развития; федеральные проекты; СССР; Россия
В настоящей статье рассматривается проблема возможности и эффективности использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в обучении студентов-филологов педагогических университетов методике преподавания русского языка. Выделяются и характеризуются виды информационно-коммуникационных технологий, наиболее часто используемые на лекциях и практических занятиях по методике: компьютерные презентации, информационно-обучающие и тестирующие (контролирующие) программы; предлагаются тактики включения ИКТ в процесс обучения. Описываются разработанные авторами формы использования различных видов ИКТ, применяемые на занятиях как по темам общей, так и частной методики преподавания русского языка: намеренно не завершенные компьютерные презентации; неполно представленная по разделу или теме учебная информация на слайдах, которая требует частичного восстановления или преобразования в другой вид — таблицу, схему и т. д. Как инновационный метод обучения особо рассматривается использование гипертекстового пространства, эффективно обеспечивающего образовательные маршруты. На основе гипертекста — базовой дидактической единицы процесса обучения — выделяется три уровня методических задач: первый уровень — перцептивные и репродуктивные; второй — продуктивные; третий — задачи получения обратной связи от студентов в форме нового высказывания или методического продукта. В статье также предлагается подробный образец подготовительной учебной работы студентов к практическому занятию с использованием ИКТ по теме «Методы обучения русскому языку», содержащему три модуля: общедидактический, частнометодический, практико-ориентированный, — и разработка практического занятия «Особенности методики обучения орфографии в основной школе», ориентированного на освоение студентами-филологами частной методики обучения правописанию.
Ключевые слова:
профессиональное образование; информационно-коммуникационные технологии; ИКТ; виды ИКТ; лингвометодическая подготовка; методика обучения русскому языку; информационная компетентность; незавершённая компьютерная презентация; гипертекстовые ссылки; методы обучения русскому языку; уровни методических задач
В современных условиях медицинский контроль и контроль физического развития и подготовленности обучающейся молодежи в большинстве своем берут на себя педагоги, преподающие дисциплину «Физическая культура» в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации. Данное утверждение подтверждается множеством исследований работников профессорско-преподавательского состава российских кафедр и институтов физического воспитания и спорта. Автор данной статьи не является исключением. Опираясь на исследования коллег-практиков, ежедневно работающих со студентами в сфере физического воспитания и спорта, можно составить примерную реальную таблицу критериев мониторинга физического здоровья, физической подготовленности и физического развития обучающейся молодежи
В статье уточнены понятие и компоненты системы здоровьесбережения молодежи, обучающейся в образовательных организациях Российской Федерации. Автором произведен анализ педагогических исследований о здоровьесберегающей деятельности в образовательной среде, о функциональном тестировании и мониторинге физического здоровья, физического развития и физической подготовленности российских студентов, а также анализ нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы мониторинга и профилактики здоровья и функционального состояния организма обучающихся, обнаружено отсутствие солидарности тестов и показателей мониторинга. На основании проведенного анализа авторами было разработано Положение о мониторинге физического здоровья, физической подготовленности и физического развития детей, подростков и молодежи города Севастополя, в котором собраны и описаны основные показатели мониторинга. Отмечены проблемы внедрения и реализации Положения о мониторинге физического здоровья, физической подготовленности и физического развития детей, подростков и молодежи города Севастополя, в процессе представления его органу исполнительной власти города Севастополя, предложены пути их решения.
Ключевые слова:
мониторинг; здоровьесбережение; функциональное тестирование; студенты; дисциплины физкультурно-спортивной направленности; здоровье; педагогический контроль; система здоровьесбережения студентов; педагогические исследования; медицинский контроль
Такие проблемы, как формирование личности, воспитание, система межличностных взаимодействий, адаптация к окружающей среде, актуальны и становились объектом исследований психологов и педагогов. Еще одна особенность, характеризующая актуальность темы, заключается в том, что развивающаяся личность не только активна при общении со взрослыми и сверстниками, но и в этой деятельности участвует личность и ее особенности, ранее сформированные качества и умения. Цель исследования — определить место, роль и влияние педагогического общения в дошкольном образовании; повысить эффективность воспитательной работы с дошкольниками и охарактеризовать педагогическое общение как важный фактор формирования личности дошкольников. Независимо от того, осознается это или нет, в проявляемом акте деятельности личность реализует себя и свои потенциальные возможности. Осознавая себя, личность обновляет объект деятельности и отношения, в которые она вступает, тем самым обеспечивая движение в собственном развитии. Очевидно, что общение — это совместная деятельность людей, вступающих между собой во взаимодействие. Этот важнейший фактор в педагогике иллюстрирует также привычки и определенные поведенческие качества личности. Кроме того, происходит реализация собственных идей на практике общения и адаптация своих чувств, намерений по отношению к собеседнику. Для детей дошкольного возраста это тем более приобретает особое значение, так как в самом раннем возрасте осуществляется тенденция к самореализации. Педагогическое общение, по сравнению с другими аналогичными видами, имеет то неоспоримое преимущество, что получение знаний дополняется организованной системой воспитания. Благодаря педагогическому общению у детей формируются поведенческие способности, широкий кругозор, культура речи, наблюдательность и другие качества
В статье обращено внимание на необходимость развития педагогической компетентности родителей в отношении целенаправленного формирования и коррекции самооценки у ребенка в семье
Цель — проанализировать особенности организации онлайн-вебинаров для родителей в целях помощи им в процессе формирования самооценки ребенка старшего дошкольного возраста в условиях семьи.
Предложен цикл информационно-просветительских педагогически направленных онлайн-вебинаров для родителей под общим названием «В моей семье гармония», цель которого заключается в формировании педагогической компетенции родителей, а его стержнем стал принцип взаимодействия, что отражено как в задачах и содержании онлайн-вебинаров, так и в стиле ведения группы, когда педагог выступает реальной моделью общения для участников.
Разработанный цикл онлайн-вебинаров предусматривает различные направления и формы работы с родителями детей старшего дошкольного возраста группы риска неправильного формирования самооценки: информационные сообщения, дискуссии; выполнение домашних заданий по самостоятельной проработке теоретического и практического материала после каждого онлайн-вебинара. Содержание курса онлайн-вебинаров основывается на теоретической почве исследований влияния характера отношений родителей с ребенком на личностное формирование самооценки последнего, а также эмпирически выявленных закономерностях и связях исследуемых феноменов.
В основу онлайн-вебинаров были положены принципы эмоциональной искренности и открытости, информированности и конфиденциальности; баланса комфорта и дискомфорта. В содержание курса были включены вопросы и упражнения, которые рассчитаны на самораскрытие родителей, осознание ими своих личностных качеств и уровня их самооценки.
Ключевые слова:
самооценка; самооценка детей дошкольного возраста; адекватность самооценки; формирование самооценки; детско-родительские отношения; воспитание детей дошкольного возраста; педагогические условия; семейные отношения; воспитательный процесс; онлайн-вебинар