Статья посвящена рассмотрению современных тенденций развития иноязычного образования в неязыковом вузе на примере кафедры английского языка для естественных факультетов факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова. Конкурентоспособность на современном рынке труда требует от выпускников вузов нелингвистического профиля достаточно высокого уровня иноязычной коммуникативной компетенции, что определяет интерес к особенностям преподавания «языка для специальных целей», или LSP (Language for Specific Purposes). Участие кафедры в 2001 г. в масштабном исследовании состояния преподавания английского языка для специальных целей в вузах России в рамках российско-британского проекта RESPONSE (Russian Education Support Project on Specialist English) позволяет оценить изменения, произошедшие в этой области на неязыковых факультетах за последние двадцать лет. Главная тенденция – смена методов и подходов в обучении: от грамматико-переводного метода, унаследованного от советской высшей школы, до обучения с помощью компьютерных технологий (computer assisted language learning, CALL), коммуникативного и компетентностного подходов сегодня. Активная интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс позволяет формировать и развивать информационно-образовательную среду вуза. Платформа МГУ «Университет без границ» для обучения с применением дистанционных технологий на базе LMS MOODLE предоставляет профессорско-преподавательскому составу университета возможность размещать учебные онлайн материалы, электронные учебники и курсы, как в рамках базовой программы, так и в системе дополнительного образования. Перечислены основные цифровые инструменты, которые используют преподаватели кафедры для общения и обучения студентов в рамках внеаудиторной работы. Рассмотрены такие направления работы кафедры, как применение интерактивных методов и технологий обучения для проведения семинаров и лекций, введение альтернативных форм контроля, разработка и реализация итогового экзамена по английскому языку за курс бакалавриата на уровне В2 по общеевропейской шкале оценивания, проведение межфакультетской студенческой научной конференции на английском языке на уровне магистратуры, реализация курса повышения квалификации для преподавателей-нелингвистов по общему и академическому английскому языку, создание электронной библиотеки, создание корпусов дисциплинарно ориентированного научного дискурса биологической и медико-биологической специализаций, направленность на многоязычие и поликультурность.
Ключевые слова:
неязыковой вуз; язык для специальных целей; иноязычное образование; информационно-коммуникационные технологии; информационно-образовательная среда; коммуникативный подход; компетентностный подход
В статье представлены результаты исследования влияния бюрократии на функционирование и развитие современной образовательной организации и, в частности, на её управление, обусловленное традиционно консервативной интенцией культурной деятельности легитимных носителей властных полномочий. Анализируя причины бюрократизации школьного управления, авторы полагают, что они детерминированы как ментальными параметрами ценностных предпочтений россиян, так и изменениями в политической обстановке, констатирующими поражение демократической ориентации школьной жизни. Гипертрофированная «грузом всяческого вздора и нелепых идей» (Н. А. Хренов), бюрократическая культура, вызывая к жизни немыслимые прежде в управлении образованием формы, мешает осуществлению позитивных функций, разрушая ценностно-экзистенциальные смыслы школьной коммуникации и вытесняя на периферию педагогическое творчество. Методологической основой исследования, в рамках которой использовались методы теоретического и эмпирического анализа: междисциплинарное изучение научной литературы, аналитическое собеседование, письменный опрос, является аксиологический подход, позволяющий рассмотреть актуальное пространство бюрократической культуры, в соответствии с нормами которой осуществляется переформатирование школьной ценностной системы. Эмпирической базой научной работы стали материалы исследования проблем бюрократизации образования, подготовленные магистрантами кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета. В 2019 г. проведён анонимный письменный опрос педагогов и руководителей образовательных организаций Оренбургской области и Республики Башкортостан, в котором приняли участие 1457 человек. Проблематика бюрократизации школьного управления актуальна как в теоретическом, так и в прикладном отношении, поскольку от степени её разработки зависит обеспечение нормальной жизнедеятельности институционально объединенного школьного сообщества. .
Ключевые слова:
культура; ценности; управление; школа; бюрократизация управления; культура управления