Научный сотрудник лаборатории психологии
деструктивного поведения и агрессии молодежи Федерального научного центра
психологических и междисциплинарных исследований.
Актуальность. В статье раскрывается сущность и предназначение политических спекуляций и манипулятивных практик, используемых пропагандистами экстремистского толка в целях вербовки молодежи, которую они рассматривают как свой целевой ресурс. В фокусе таргетированного внимания эмиссаров как международных, так и отечественных организаций экстремистского толка все чаще оказываются студенты. Наблюдается рост преступлений экстремистской направленности среди студентов. При этом традиционные формы профилактики не соответствуют современным ожиданиям молодежи, что требует разработки новых методик (подходов) педагогической профилактики. Цель. Выявление эффективных подходов и методов педагогической профилактики проявлений молодежного экстремизма с учетом современных социокультурных реалий. Методы. В работе проведен обзор стратегий и подходов, реализуемых с целью профилактики проявлений молодежного экстремизма в Великобритании, Нидерландах, Франции, США и России. Результаты. Анализ теоретических источников и обобщение накопленного педагогического опыта позволили выявить преимущество системно-деятельностного подхода к проектированию и реализации гибких профилактических мер, обладающих операциональной вариативностью. Определенную результативность в достижении иммунитета к экстремистской пропаганде показали следующие формы работы: коммуникативная деятельность лидеров общественного мнения по отношению к целевой аудитории; применение методов «формирования» сознания; использование методов, влияющих на нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; соблюдение принципов вариативности профилактики и нулевой терпимости к экстремизму. Выводы. Реализация предложенного комплекса мер предполагает определенную вариативность профилактической деятельности в зависимости
от особенностей целевых групп. При этом операциональные вариации
обоснованы психологическими особенностями студентов и их внедрение
обеспечивает успешность индивидуальной формы воспитания.