ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Актуальность. Статья посвящена вопросу воспитания молодежи в духе любви к своей Родине как приоритетной государственной задаче, поскольку воспитание патриота, формирование российской гражданско-патриотической идентичности подрастающего поколения является сегодня вопросом национальной безопасности. Эта задача становится еще более востребованной, если речь идет о подготовке и воспитании будущих педагогов.
Цель. В рамках проведенного исследования в качестве основной цели выделяется разработка в педагогическом вузе программы подготовки социально зрелого, образованного, культурного гражданина своей страны, настоящего патриота России.
Выборка. В исследовании приняли участие 125 студентов 1-х и 5-х курсов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении.
Методы. В качестве основы для проведения исследования использован социокультурный подход, акцентирующий внимание на принятых в данном социуме нормах и правилах поведения, влияющих на формирование индивидами моделей поведения. Исследование гражданско-патриотической и культурной идентичности проводилось посредством разработанной авторами анкеты, позволяющей выявить отношение обучающейся молодежи к гражданственности и патриотизму. Для обработки полученных результатов использовались описательные статистики.
Результаты. Опыт Донецкого государственного педагогического университета демонстрирует широкие возможности института кураторства в вопросах профессионального воспитания будущих педагогов, воспитания гражданина и патриота. Подчеркивается, что наставничество в университете имени В. Шаталова — это действенный инструмент формирования единого образовательного пространства, что способствует активной интеграции новых регионов в общий контекст образовательной системы России.
Выводы. Рассмотренный материал позволяет сделать вывод о том, что работа по формированию гражданско-патриотической идентичности невозможна без внимания к духовно-нравственным ценностям и идеалам, укорененным в историческом прошлом поликультурного народа России, традиционным ценностям, которые мы воспринимаем как нравственные ориентиры. Перспективы дальнейшей работы по формированию гражданско-патриотической идентичности студенчества Донбасса авторы видят в разработке научно-исследовательской темы, посвященной изучению механизмов формирования гражданской позиции будущего учителя, включающих использование различных инструментов, в том числе образовательных ресурсов учреждения высшего образования педагогического профиля.