ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
И.о. директора
В статье на основе анализа литературы по вопросам доказательства эффективности педагогических технологий — доказательной педагогики — обсуждается перспективность использования понятия «состояние здоровья обучающихся» в качестве основного компонента оценки успеха работы образовательных организаций, а также результативности используемых педагогических технологий. В эпоху информатизации нашей жизни появляются возможности широких описаний явлений и событий, раскрытия причинно-следственных связей не только в рамках физических процессов, но и в контексте работы социальных институтов, в том числе в таких сложно формализуемых направлениях, как обучение и воспитание. При получении репрезентативных рядов эмпирических данных можно выявить основные факты успехов, связанных с построением новых школ, запуском в эксплуатацию плавательных бассейнов или с введением в школьные программы новых предметов. Однако педагогический процесс остается в значительной степени работой отдельного учителя с конкретным сообществом детей. Именно учитель, а не образовательная организация, призван обеспечить становление и физической сущности, и личности ребенка, более того, не только личности, как таковой, а личности, нашедшей себя в меняющемся, зачастую недобром в отношении данного ребенка мире. Очевидно, что приходит время раскрытия сущности педагогического процесса как диалога с ребенком, процесса сотворчества, а не как технологии, которая может быть выстроена в методических рекомендациях, а потом еще и измерена, и оценена формальными методами. Здоровье как психофизиологическое понятие является интегральным показателем возможности реализации ребенком определенной деятельности (в нашем случае — учебной деятельности) и как таковое может выступать в качестве надежного критерия оптимальности образовательной среды и используемых педагогических методов, а также эффективности работы педагога.