ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
В статье изложен концептуальный подход к проведению мониторинга в системе высшего образования. Представленная проблема рассматривается в рамках методологии постиндустриального образования, понимаемой, согласно определению академика Российской академии образования Новиковым А.М., как учение об осуществлении деятельности, то есть ее логической структуры, форм, методов и средств. Авторами статьи аргументирован излагаемый подход мониторингового исследования, обусловленный педагогической практикой. Одним из условий повышения эффективности профессионального образования на современном этапе развития общества является поиск путей совершенствования педагогического процесса вуза. Решение этого вопроса лежит в области управления образовательным процессом вуза, где в качестве важнейшего компонента выступает контроль за освоением образовательных программ магистратуры и результатами обучения студентов. Информационную составляющую этого процесса составляет мониторинг качества обучения. В научно-педагогической литературе для определения сущности мониторинга используются различные определения. Авторами статьи обоснована характеристика педагогического мониторинга с позиции современных требований к образованию и рассматривается как:
системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы;
анализ объектов или явлений педагогической действительности с целью обеспечения педагогов качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений;
процесс непрерывного научно обоснованного прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора целей, задач и средств их решения.
Отслеживание стратегической тенденции подготовки педагогических кадров целесообразно рассматривать с позиции мониторингового исследования магистерских программ как одного из необходимых условий, выступающего предпосылкой исследования феноменов современной педагогической действительности и их объяснения