ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
В статье проведен анализ теории и практики подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях поликультурного образовательного пространства России. Обосновано, что одной из актуальных проблем модернизации педагогического образования в контексте введения нового поколения образовательных стандартов высшего образования являются формирование и развитие поликультурной компетентности будущих педагогов. Сложность решения этой проблемы обусловлена как неоднозначностью определения профессиональным сообществом сущностного содержания понятия «поликультурная компетентность», так и недостаточным учетом ее интегративной природы, приводящим к затруднениям научного и организационно-методического характера при ее формировании в образовательном процессе вузов, реализующих педагогические образовательные программы.
Показано, что поликультурная компетентность выступает как системное явление, формирующееся в образовательном процессе за счет интеграции ряда учебных дисциплин, практик и воспитательной работы, которые обеспечивают формирование определяемых ФГОС ВО составляющих этой компетентности – универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Выявлено, что лишь незначительное количество вузов, осуществляющих подготовку будущих педагогов, ориентировано на формирование целостной поликультурной компетентности обучающихся. При этом формирование отдельных компонентов поликультурной компетентности происходит при формировании универсальных и общепрофессиональных компетенций в контексте реализации в образовательном процессе требований ФГОС ВО. В редких образовательных программах университетов в перечне профессиональных компетенций в качестве требований к освоению основной образовательной программой (далее – ООП) устанавливаются компетенции этнокультурного содержания. Несбалансированный подход к формированию профессиональных компетенций приводит к недостаточному соответствию модели профессиональной компетентности будущих педагогов требованиям ФГОС общего образования и профессионального стандарта педагога
Сделан вывод о целесообразности разработки единого подхода к определению перечня профессиональных компетенций в программах подготовки будущих учителей. При этом формирование поликультурной компетентности обучающихся должно стать критерием эффективности современного педагогического образования в России.