ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Доцент кафедры математического анализа механико-математического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова,
директор Центра математического творчества МГУ имени М.В. Ломоносова,
учитель математики школы № 171 г. Москвы, Москва, Россия
В статье рассматривается актуальная для современного этапа совершенствования системы профессиональной подготовки педагогов проблема использования методических подходов к организации ситуационно-проблемного обучения как предпосылки формирования профессионального и критического мышления будущих специалистов. В историко-ретроспективном плане анализируются советские и постсоветские практики использования потенциала метода кейсов для формирования системы профессиональных знаний, которые в советское время были представлены как технология решения специально составленных «педагогических задач», имеющих единственно правильные, педагогически выверенные ответы. Показано, что усиление внимания к проблеме использования учебных кейсов в современном образовательном процессе нашло отражение в диссертационных исследованиях начала ХХI в., которые были ориентированы на решение конкретных задач на разных этапах профессиональной подготовки. Автором предлагается новый подход к конструированию содержания учебного кейса как атрибута неигрового метода активного ситуационно-проблемного обучения. Он основан на идее самостоятельного поиска решения проблемы на основе специально подобранных кейсовых материалов, составленных по принципу «дело в суде». На примере учебного кейса «Стамбул в жизни и творчестве Мартироса Сарьяна» показано, что универсальные информационные материалы, отражающие документированные сегменты исторической реальности и имеющие культурологическую направленность, могут использоваться в преподавании различных учебных дисциплин гуманитарного (история, психология, культурология, педагогика и др.) и естественнонаучного цикла (география). Отмечается, что использование учебных кейсов имеет ряд ограничений, связанных с затратой значительных усилий по поиску интересных случаев из практики и документирующих их материалов, которые могли бы стать фактологической основой учебного кейса.
В настоящей работе описывается многолетний педагогический опыт авторов по созданию и реализации специальной программы системати- ческого повторения, расширения и углубления полного школьного курса математики в целом. Эта программа основана на принципе дидактиче- ской спирали и применима как в рамках обычных школьных уроков, так и при реализации дополнительного образования. В работе выделяются три основных этапа подготовки учащихся: базовый, продвинутый и твор- ческий. В совокупности они содержат ровно семь явно выделенных вит- ков дидактической спирали. После прохождения каждого такого витка учащийся (в данном случае, как правило, будущий абитуриент) в той или иной степени оказывается готовым к решению задач сразу по всем разделам школьной программы, что особенно важно для участия в олим- пиадах, проводимых в течение учебного года. Первый, базовый, этап ох- ватывает два витка спирали, которые условно можно назвать линейным и квадратичным. Второй этап, продвинутый, состоит уже из четырёх вит- ков, соответствующих четырём основным методам логического характе- ра: перебор случаев, равносильные преобразования, введение обозна- чений и вывод следствий. Третий же, творческий, этап представлен всего одним витком, на котором весь пройденный материал проходится уже с исследовательской точки зрения. В нём рассматриваются четыре основных методических подхода, доступных в рамках школьной про- граммы: алгебраический, логический, функциональный и графический. Выбор и реализация данных подходов при решении конкретных задач и составляют суть этого заключительного витка и этапа.