ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Профессор факультета педагогического образования
Целью статьи является обозначение контекстов, отражающих концептуально-технологическое обновление практики организации и содержания подготовки в классах психолого-педагогической направленности. Обозначены причины, обусловливающие необходимость такого обновления, — новые черты современного мира, его вызовы и проблемы. Описаны четыре ценностно-смысловые доминанты нового понимания и предназначения (миссии) педагогического труда, создающие образовательную опору для всех участников образовательных отношений при построении взаимодействия с современным миром и проектировании в этом взаимодействии педагогической траектории профессионального развития. Представлены обоснованные суждения, обогащающие представления о миссии, ценностных приоритетах и новых формах проявления профессиональной деятельности современного педагога. Показаны возможные варианты обозначения образования как пространства возможностей для самореализации личности в педагогической профессии, а также возможности построения индивидуальных профессионально-педагогических карьерных стратегий. Предложен спектр ролевых проявлений субъекта педагогической деятельности в современных практиках образования. Актуализированы новые виды педагогических проб и педагогических действий, обеспечивающие продуктивность педагогического труда в эпоху обновления технологического уклада экономики и культурной трансформации общественной жизни. Определен перечень возможных функционально заданных ролей в педагогической профессии, что обуславливает динамичное развитие человеческого потенциала. Сформулированы базовые положения, раскрывающие ценностно-целевые, содержательные, организационно-деятельностные, коммуникационные и технологические аспекты изменений в сфере практической работы по профессиональной ориентации школьников на педагогическую деятельность. Материалы статьи подготовлены на основе использования следующих методов: теоретический и структурный анализ, метод экспертных оценок, фокус-группа, изучение регионального опыта (опросы в форме интервью и анализ методических материалов).
В работе представлена модель школьно-университетского партнерства как механизм обеспечения непрерывности педагогического образования. Проекты «Педагогическая интернатура» и «Психолого-педагогические классы» представлены в статье как новые механизмы реализации мероприятий Национального проекта «Образование».
Авторами обозначены модели реализации деятельности психолого-педагогических классов в Свердловской области и новые формы школьно-университетского партнерства при сопровождении ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» деятельности психолого-педагогических классов. Университетское сопровождение осуществляется по четырем направлениям: научно-методическая поддержка, конкурсно-олимпиадное движение, профориентационная работа и образовательные мероприятия.
Представлены три направления реализации программы педагогической интернатуры: знакомство с лучшими образовательными и социокультурными практиками, модульную программу развития компетенций и индивидуальную работу обучающихся педагогического вуза с наставниками. Трудоустройство выпускников педагогической интернатуры в образовательные организации определено как ключевой показатель эффективности проекта
Школьно-университетское партнерство рассматривается как одно из необходимых условий для обеспечения: непрерывности формирования профессиональных компетенций у обучающихся педагогического вуза; качества допрофессиональной подготовки обучающихся школ, которая включает готовность к осознанному профессиональному самоопределению в педагогической профессии.
Определен спектр эффектов от реализации школьно-университетского партнерства: построение многоаспектных направлений профессионального сотрудничества между педагогами и обучающимися разных организаций, привлечение педагогических работников — носителей лучших практик, признанных в профессиональном сообществе, — к сопровождению обучающихся педагогического вуза и психолого-педагогических классов, в частности путем применения наставнических практик, повышение престижа профессиональной деятельности учителя.
Сформулированы базовые положения, раскрывающие содержательные, организационно-деятельностные, коммуникационные и технологические аспекты реализации школьно-университетского партнерства.