ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Профессор кафедры методики преподавания русского языка Института филологии
В настоящей статье рассматривается проблема возможности и эффективности использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в обучении студентов-филологов педагогических университетов методике преподавания русского языка. Выделяются и характеризуются виды информационно-коммуникационных технологий, наиболее часто используемые на лекциях и практических занятиях по методике: компьютерные презентации, информационно-обучающие и тестирующие (контролирующие) программы; предлагаются тактики включения ИКТ в процесс обучения. Описываются разработанные авторами формы использования различных видов ИКТ, применяемые на занятиях как по темам общей, так и частной методики преподавания русского языка: намеренно не завершенные компьютерные презентации; неполно представленная по разделу или теме учебная информация на слайдах, которая требует частичного восстановления или преобразования в другой вид — таблицу, схему и т. д. Как инновационный метод обучения особо рассматривается использование гипертекстового пространства, эффективно обеспечивающего образовательные маршруты. На основе гипертекста — базовой дидактической единицы процесса обучения — выделяется три уровня методических задач: первый уровень — перцептивные и репродуктивные; второй — продуктивные; третий — задачи получения обратной связи от студентов в форме нового высказывания или методического продукта. В статье также предлагается подробный образец подготовительной учебной работы студентов к практическому занятию с использованием ИКТ по теме «Методы обучения русскому языку», содержащему три модуля: общедидактический, частнометодический, практико-ориентированный, — и разработка практического занятия «Особенности методики обучения орфографии в основной школе», ориентированного на освоение студентами-филологами частной методики обучения правописанию.