ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии
В статье обсуждаются возможности и риски цифровой трансформации образования для регионального педагогического вуза. С целью лучшего понимания такого явления, как цифровая трансформация образования, авторы приводят трактование этого понятия М. В. Богуславским и В. М. Розиным. Описывается позитивный опыт Глазовского государственного инженернопедагогического университета им. В. Г. Короленко (до июня 2023 года — Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко) в Удмуртской Республике в реализации задач цифровизации: в высшем и дополнительном образовании, в реализации деятельности педагогического технопарка «Кванториум», технопарка универсальных педагогических компетенций, технопарка дошкольного и начального образования. Описан опыт вуза в реализации партнерских сетевых образовательных программ.
Раскрыта многомерная картина рисков для педагогических вузов, которую влечет за собой цифровизация образования. Среди них: психологическая неготовность преподавателей высшей школы к глобальным изменениям в образовании; снижение уровня критического мышления студентов; снижение интерактивности обучения в вузе; снижение мотивации обучающихся и преподавателей к получению и передаче знаний, формированию компетенций; повышение конкуренции между столичными и региональными вузами; снижение качества общения между студентом и преподавателем, которое обладает особым потенциалом в формировании ценностных ориентаций студентов — будущих педагогов; наличие постоянного информационного шума. Авторами предложены способы снижения негативного влияния некоторых из обозначенных рисков. Так, реверсивное наставничество может служить решением проблемы неготовности преподавателей к освоению новых цифровых инструментов обучения, а формирование позитивной информационной повестки вуза — снизить интенсивность воздействия негативного информационного шума из разных источников.
Главным же решением большинства гуманитарных проблем процесса цифровизации образования авторы видят в установлении гармоничного баланса между использованием цифровых технологий и сохранением традиционных форм, методов и средств обучения.