ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Доцент кафедры педагогики и психологии
Авторы статьи исходят из того, что религиозное сознание является одной из категорий сознания, способом переживания и осмысления человеком мира и себя, которое выполняет инструментальную функцию — создает систему ценностей, иерархизирует их. Религиозное сознание формируется и укрепляется через образовательные практики, воспитание в школе, овнешняется в коллективном сознании — религиозной культуре общества. Учебный предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» решает ряд задач, связанных с духовно-нравственным становлением школьника младших классов, способствует формированию общечеловеческих ценностей, которые отмечены в Указе Президента РФ № 809 от 9 ноября 2022 г. «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Проведенное исследование среди школьников начальных классов Смоленской православной гимназии, в учебном плане которых был курс «Основы религиозной культуры и светской этики», показало, что к 5-му классу школьники демонстрируют уверенные знания основных религиозных конфессий, представленных на территории Российской Федерации, понимание религиозных традиций и норм этносов России. Сравнительно-сопоставительный анализ планируемых образовательных результатов курса ОРКСЭ, выраженный в приобретённых и развитых духовно-нравственных ценностях школьников, позволил выявить интерференцию с ценностями, перечисленными в Указе Президента РФ № 809 от 9 ноября 2022 г., которые выступают основой стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, ключевыми из которых являются: жизнь, достоинство, права и свобода человека, гуманизм, милосердие, служение Отечеству, патриотизм, преемственность поколений и историческая память.