ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
eISSN: 2949-270X
Заведующая лабораторией научно-методического сопровождения детских и молодежных объединений и сообществ
Обращение к анализу институциональной специфики детского движения обосновано авторами современными задачами воспитания детей и молодежи с использованием возможностей и условий общественного детского объединения. Для выявления специфики детского движения как института воспитания использованы методы, с одной стороны, анализа понятийно-категориального аппарата специфической области педагогического знания — социокинетики, созданной исследователями детского движения на рубеже XX и XXI веков, и, с другой стороны, методы экстраполяции на детское движение как воспитательное пространство логики полисубъектной стратегии воспитания, которая отражает современное состояние российского воспитательного пространства, отличающегося высоким уровнем сформированности горизонтальных связей между всеми активными субъектами воспитательной деятельности. Характеристика институциональной специфики детского движения представлена в статье по пяти направлениям на основе экстраполяции модели описания воспитательного потенциала, включающая пять компонентов: аксиологический, телеологический, концептуальный, методический и интерактивный. Последовательно в статье дается описание ценностного наполнения детского движения, целей воспитательной работы, концептуальных основ, организационного-методического аспекта и взаимодействия с другими институтами воспитания. Анализ методического аспекта воспитательного пространства детского движения представлен через его специфику, которая ярко проявляется в инструментальном оформлении организации деятельности детского движения. Среди разнообразных форм организации детского движения авторами выделены и проанализированы следующие четыре формы: сбор, романтика, первичный коллектив, шефство, сложившиеся в пионерской организации, правопреемницей которой является современное движение детей и молодежи, и отличающиеся уникальной структурой и характером взаимодействий. Приведены основные отличия на концептуальном и методическом уровнях основ воспитания в детском движении от других институтов.