В данной статье рассматриваются возможности использования феномено-ориентированного обучения в учреждениях среднего профессионального образования, влияние обучения, основанного на феноменах, на интеграцию общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также важность феномено-ориентированного подхода для развития личности студентов. Автор подготовила краткий обзор существующего опыта внедрения феномено-ориентированного обучения в образовании, в том числе провела сравнение с широко применявшимся в 20-х гг. прошлого столетия в СССР комплексным подходом в образовании. Выявлены отличия комплексного подхода и феномено-ориентированного обучения, а также проведен эксперимент по внедрению элементов феноменоориентированного обучения в процесс изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для учащихся колледжа. Результаты исследования показали, что внедрение феномено-ориентированного обучения в образовательный процесс содействует развитию гармоничной личности учащегося, развитию навыков креативности и умения самостоятельно работать с информацией, повышает мотивацию студентов к учебе .
Ключевые слова:
феномено-ориентированное обучение; феномен; среднее профессиональное образование; интеграция общеобразова- тельной и профессиональной подготовки; развитие личности; комплексный подход; навыки XXI в.
В статье представлен компаративный анализ развития edutainment-центров (городков профессий, парков науки, музеев-интеракториумов) в городах мира. Edutainment-центры, по сути не являясь педагогическими центрами, реализуют гуманитарные практики развития детей, ориентируясь на развитие социальных компетенций (soft-skills), компетенций самоопределения (self-skills), компетенций XXI в. (future-skills). В исследованиях образования с научно-педагогической точки зрения образовательный потенциал edutainment-центров не был изучен. Однако их значение в развитии человеческого потенциала достаточно велико. По показателю «инновационная образовательная инфраструктура» (включающая edutainment-центры) рассчитывается индекс инновационных городов мира и индекс развития человеческого потенциала. Феномен edutainment-центров и их образовательного потенциала составляет важный элемент социальной и образовательной политики стран мира.
Ключевые слова:
edutainment-центры; образовательный потенциал городков профессий, парков науки, музеев-интеракториумов; развитие человеческого потенциала; компетенции XXI в
Статья посвящена проблемам современного высшего образования, нынешним вызовам со стороны цифровой революции ведущим университетским практикам, её влиянию на развитие общества и образования в целом. Автор обращает внимание на три сценария развития будущего, предложенных израильским исследователем Ю. Харрари (консервативный, радикальный и суперрадикальный). В статье представлен опыт деятельности нового альтернативного университета США, который не имеет аналогов в мире, полностью построен на основе цифровых технологий и ведет учебный процесс только в онлайн формате. Университет позиционируется как один из ответов вызовам образованию цифровой революцией. В статье анализируются основные особенности цифрового университета-стартапа «Minerva», выявляются причины его возникновения, специфика развития и функционирования, определяются как его позитивные качества, так и некоторые проблемные зоны, представляются логика образовательного процесса и образовательная технология, которую основатели университета «Minerva» трактуют как собственное образовательное Knowhow. Высказывается предположение о множественности вариантов будущих цифровых университетов.
Цель статьи – рассмотреть учебную экскурсию как одну из форм образовательного процесса в деятельностно-образовательном аспекте на примере геологической экскурсии при изучении обнажений горных пород карьера «Борок» г. Новосибирска в качестве геологического объекта, представляющего интерес для учебных экскурсий и учебно-практических работ. Для написания статьи использовались методы сравнительного анализа, обобщения, полевых геологических наблюдений, отбора образцов, зарисовок разрезов, описания обнажений, включая работу с горным компасом и методику ведения учебного геолого-географического и геоэкологического маршрута, составление картосхемы территории, лабораторные исследования пород. Безусловным преимуществом карьера «Борок» служит его местоположение, а также оптимальные условия для тщательного осмотра и описания обнажений горных пород. Познавательный интерес во время экскурсий представляют отвалы разнообразных интрузивных магматических, дайковых пород и пегматитов, гидротермальных жил с рудными минералами. Карьер «Борок» сотрудничает со школами, колледжами, вузами Новосибирска и является площадкой как для учебных экскурсий на производство и местом прохождения учебных практик, так и местом проведения образовательных олимпиад по геологии и геоэкологии. В статье продемонстрированы возможности организации и проведения геологических экскурсий в целях изучения геологического строения территории, закрепления теоретических геологических и геоэкологических знаний, приобретения навыков учебно-практических работ и анализа полученных результатов
Ключевые слова:
учебные экскурсии по геологии; образовательный процесс; учебно-практические работы на местности; искусственные обнажения горных пород; описание разрезов горных пород; карьер «Борок»; г. Новосибирск
Статья посвящена проблема оптимизации учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Повышение уровня эффективности процесса оптимизации учебно-воспитательной работы в вузах способствует наиболее полной личностно-социальной и профессиональной самореализации студентов. В статье определены и научно обоснованы критерии эффективности процесса оптимизации учебно-воспитательной работы в вузе, показана динамика повышения уровня эффективности учебно-познавательной деятельности студентов. Уровень эффективности процесса оптимизации учебно-воспитательной работы в вузе в обязательном порядке предполагает предварительное изучение реальных духовно-интеллектуальных возможностей студентов и выявление параметров зоны их ближайшего развития. Создание наиболее эффективных условий для непрерывности личностно-социальной самореализации студентов, повышение уровня их профессиональной подготовки и востребованности со стороны государства призваны формировать качества студенческой молодежи как конструктивно-созидательный общественный фактор, требующий от высшей школы серьезной консолидации учебно-образовательных возможностей с целью динамического повышения уровня эффективности учебно-воспитательного процесса.
В статье рассматриваются проблемы научно-методического сопровождения Концепции развития географического образования в РФ и пути их решения в современных условиях. Показывается, что как организационные, так и содержательные вопросы тесно связаны с положением предмета «география» в Стандартах и учебных планах школ. Особое место отводится системе дополнительного профессионального обучения, подготовке и переподготовке учителя в условиях цифровизации и дистанционного обучения.
Способность к пониманию текста играет ведущую роль среди базовых учебных компетенций обучающихся. В работе представлено описание технологии диагностики способностей к пониманию математических текстов у абитуриентов. Обсуждаемая технология построена в соответствии с нормами онтологической диагностики, что делает результат диагностики однозначно трактуемым, т. е. инструментарий, используемый в этой диагностике, отвечает требованию валидности. В основу онтологической диагностики положен метод «диалектической дедукции» (метод Гегеля), предусматривающий выбор исходного предиката для его последовательной морфологизации конкретным содержанием. Проводится уточнение понятия онтологической диагностики как методологической основы для построения концептуально-технологической схемы диагностики способностей к пониманию математических текстов. Обсуждается построение системы постулатов, обеспечивающих формирование концептуально-технологической схемы рассматриваемой диагностики. На основе проведенного исследования получен перечень способностей, обеспечивающих адекватное понимание респондентами математических текстов. Предлагаемая диагностика позволяет выявить наличие или отсутствие вполне определенных способностей к пониманию математических текстов из этого перечня: способности к выбору базового предиката, соответствующего предложенному субъекту мысли; способности к построению сложных предикатов методом дополнения и методом уточнения на основании выбранных базовых предикатов; способности к построению содержания предиката; способности к прочтению содержания предиката и способности к соотнесению содержания предиката с субъектом мысли на предмет их тождественности. Приводится краткое описание концептуально-технологической схемы обсуждаемой диагностики, а также рассматривается конкретный пример применения построенной технологии в процессе диагностики способностей к пониманию математических текстов выпускниками школ
Статья посвящена проблеме обеспечения конкурентоспособности отечественного образования в условиях цифровой среды. В рамках проблематизации феномена конкурентоспособности, применительно к системе образования, дается обзор различных рейтинговых шкал, позволяющих оценить различные аспекты конкурентоспособности и качества российского образования. По совокупности критериев Россия демонстрирует неплохие показатели в части общей результативности образования, внутреннего единства, эффективности использования ресурсов; в то же время, очень низкие результаты связаны с показателями экономической эффективности образования, развития научно-образовательных сетей и кооперации, практической направленности образования. В этих условиях цифровая трансформация является одним из важнейших факторов системного решения всех перечисленных проблем, чья значимость особенно возрастает в связи с пандемией. Основным результатом статьи являются аннотации шести крупных проектов модернизации и повышения конкурентоспособности российской системы профессионального образования в контексте цифровой трансформации образовательной среды.
COVID-19 – опасная мировая эпидемия, разразившаяся в конце декабря 2019 г. в Ухане, Китай. Профилактика распространения COVID-19 в столице Вьетнама в значительной степени зависит от сознания жителей, в том числе студентов, учащихся в университетах Ханоя. Результаты исследований показывают, что студенты университетов Ханоя имеют необходимые познания, относительно адекватную реакцию при возникших болезненных состояниях, выраженную в когнитивном, эмоциональном и поведенческом аспектах. Кроме того, у некоторых студентов обнаружены субъективные проявления, такие как чрезмерное беспокойство и негативные реакции. Результаты нашего исследования указывают на важные психологические аспекты профилактической деятельности среди студентов, способствуют накоплению значимого опыта для разработки эффективных стратегий профилактики и борьбы с COVID-19 и подобными эпидемиями в будущем.
Ключевые слова:
борьба с COVID-19; студенты университетов; когнитивные; эмоциональные; поведенческие реакции
Для реализации персонализированного образования наиболее перспективной является модель смешанного обучения, где освоение программы магистратуры сосуществует наравне с научным наставничеством, дополняя друг друга, и направлено на формирование гибких навыков, необходимых для развития образовательного и личностного потенциала магистранта. Освоение магистерской программы, исследовательские достижения и сформированность гибких навыков – важные показатели уровня академической культуры магистрантов. В статье представлены результаты исследования влияния рефлексивности на развитие гибких навыков магистрантов на примере их академической мотивации и толерантности к неопределенности. Для диагностики академической мотивации учебной деятельности магистрантов согласно теории самодетерминации определена внутренняя мотивация (познавательная, достиженческая, мотивация саморазвития), внешняя мотивация (самоуважения, интроецированная, экстернальная) и амотивация. Субшкалы методики «Недостаточность толерантности к неопределенности» («Новизна», «Сложность» и «Неразрешимость») отражают источники снижения толерантности к неопределенности. Полученные результаты подтверждают важность развития гибких навыков и конкретизируют причинно-следственные связи между рефлексивностью и показателями академической мотивации и толерантности к неопределенности. Представляется целесообразной организация для магистрантов специальных дополнительных тренингов по совладанию с неопределенностью.
В статье анализируется проблемное поле системы дистанционного образования. Для определения популярности дистанционного обучения в московских вузах среди преподавателей и студентов был проведен социологический опрос, позволивший обозначить тенденцию увеличения числа студентов, которые предпочли бы дистанционное обучение традиционному обучению с жестким графиком и сделать выводы о перспективах дистанционного образования в российских высших учебных заведениях. В статье представлена модель образовательного процесса в системе дистанционного обучения с кратким описанием каждого блока. Модель включает в себя все этапы, которые проходит студент при поступлении, обучении и выпуске из высшего учебного заведения до получения диплома, подтверждающего соответствующий уровень образования. В каждом из блоков содержится описание действий, необходимых для прохождения в рамках данного этапа, а также даются рекомендации по улучшению и извлечению максимального результата как для преподавателей или учебного заведения, так и для самих студентов. Предусмотрены альтернативные варианты при остановке или невозможности преодоления одного из этапов. Делаются выводы, в каких случаях применяется представленная модель образовательного процесса, и рассматриваются перспективы дистанционного образования в целом.
Ключевые слова:
система дистанционного образования; модель образовательного процесса
В статье рассматриваются вопросы, стоящие перед биологическим образованием школьников, как уникальном инструменте развития биологической грамотности личности и социума, призванной обеспечить их сохранение, безопасность и адаптацию к разного рода изменениям. Биологическая грамотность важна для всех возрастных и профессиональных категорий, особенно для так называемых «небиологов», которые ответственны за принятие биосфернои социально значимых решений, но к сожалению, не владеют ею. Развивается она в основном в процессе обучения в школе. Согласно нашим представлениям мы определяем три уровня её сформированности – академический, функциональный, системный. Последние два уровня, нацелены на освоение знаний и развитие метакомпетенций (когнитивные, коммуникативные, деятельностные, ценностные), научного мировоззрения и качеств личности в процессе освоения предмета. Для формирования биологической грамотности нами разработана концептуальная дидактическая система обучения на интегративной основе. Практика использования в учебном процессе школ, вузов и при повышении квалификации учителей показала её эффективность. Она была представлена Комиссии по биологическому образованию Международного союза биологических наук при ЮНЕСКО, которая явилась инициатором развития биограмотности в мире на конференции в Москве (1997 г.). В работе анализируются результаты собственных, а также международных исследований (TIMMS, PISA 2015 г., 2018 г.; TALIS 2018 г.) проблем биологического образования в формировании биограмотности в меняющихся социокультурных и экологических условиях последних лет (биолого-экологические вызовы, цифровизация образовательной среды, пандемия 2020–2021 гг. и др.). Выявленные проблемы свидетельствуют о необходимости скорейшего реагирования образовательного сообщества. Среди них: проблема сокращения учебного времени освоения предметов биологического цикла, имеющая системно-сетевой характер проявления, что приводит ко многим взаимосвязанным последствиям; неосведомленность учителей в реальных результатах учебных достижений школьников; замена уроков биологии на другие предметы; устаревшее содержание предметов биологической направленности и некоторые другие. Несмотря на полученные неудовлетворительные результаты учащихся в формировании биологической грамотности и связанных с ней метакомпетенций, развитие последних воспринимается учителями как второстепенная потребность. В статье рассмотрены причины, приводящие к таким последствиям. Нерешенным остается вопрос содержания биологического образования. Полагаем, следует актуализировать программы обучения за счет включения знаний, например, по вирусологии, микробиологии, иммунологии, эпидемиологии и другим разделам биологии, а также переводить освоенные знания в практику повседневной жизни. Сегодня они станут востребованными у всех категорий граждан. Для развития биологической грамотности немаловажным является процесс освоения цифровых технологий, как нового средства обучения и вектора саморазвития, требующего в практике применения деятельностного контроля со стороны учителей биологии и родителей. Результаты исследования проблем обучения учащихся могут быть использованы в модернизации биологического образования на всех уровнях образования, в том числе, при повышении квалификации учителей.
Ключевые слова:
биоэкологические вызовы; биологическая грамотность; сокращение времени обучения биологии; метакомпетенции; цифровизация образования; рейтинговые результаты обучения естественно-научным дисциплинам; актуализация предметного содержания биологии
Автором представлено многокомпонентное практическое исследование электронной образовательной среды нового типа на примере авторского кросс-платформенного проекта Langteach-online, ориентированного на обучение иностранных студентов русскому языку. Электронная образовательная среда нового типа позволяет создавать онлайн-курсы без использования западных систем управления обучением, таких как LMS Moodle, Schoology и других с интеграцией мобильных устройств обучаемых в смешанном и дистанционном форматах. Методология настоящего исследования позволяет создавать мультидисциплинарные онлайн-курсы преподавателям без специальной подготовки в области информационных технологий и программирования, что особенно актуально в условиях пандемии Covid‑19. Приводятся результаты применения кросс-платформенного проекта Langteach-online в обучении иностранных граждан русскому языку на уровнях бакалавриата и магистратуры в ряде высших учебных заведений Российской Федерации с целью формирования творческой профессиональной личности выпускника-иностранца. Мультиформатность заданий и материалов (текст, видео, аудио, графические изображения, презентации) позволяет говорить о возможности использования кросс-платформенных проектов данного типа не только для преподавания практических курсов по иностранным языкам и РКИ, но и других дисциплин. Обучение на основе данной модели может осуществляться как в смешанном, так и в дистанционном формате. Система технической и методической организации кросс-платформенного проекта обладает гибкостью, которая позволяет использовать её внутри личного веб-ресурса преподавателя или образовательного учреждения.
Статья посвящена особенностям модернизации системы профессионального педагогического образования в аспекте использования информационных инструментов эффективного сопровождения деятельности педагогов. Рассматриваемые направления модернизации системы непрерывного педагогического образования представлены на нормативном и концептуальном уровне. Важными подходами реализации базовых задач совершенствования подготовки педагогов выступают персонифицированный и интегративный подходы к системе непрерывного педагогического образования. Сущность персонифицированного подхода к современной подготовке педагога заключается не только в формировании индивидуально-личностной составляющей будущего профессионала, но и в обучении универсальным стратегиям профессионально-педагогической деятельности в условиях информационно-образовательной среды. Интегративный подход предполагает согласованность и синхронность теории и практики, традиционной и инновационной составляющей системы подготовки педагогов. Особенностью методической составляющей системы подготовки педагогов выступают информационные инструменты сопровождения индивидуальной педагогической деятельности, которые в качестве интегрированных ресурсов обладают определенным образовательным потенциалом, поскольку направлены на достижение эффекта при использовании актуальной информации субъектами образовательного процесса. Разнообразие информационных инструментов позволяет выделить их классификационные группы, среди которых: информационно-технологические, информационно-коммуникативные и профессионально-развивающие. Информационные инструменты, используемые в образовательном процессе могут также быть процедурными, многофункциональными и частными. В качестве условий сопровождения индивидуальной педагогической деятельности выступают методологические, информационно-методические и личностно-профессиональные стратегии поддержки профессионального становления педагога. Перспективой исследования выступает разработка методико-технологических механизмов реализации условий оптимального сопровождения педагогов, обладающих готовностью быть профессионально мобильными и компетентными, способными успешно решать профессиональные проблемы в информационно-образовательной среде .
Ключевые слова:
модернизация образования; система подготовки педагогов; педагогическая деятельность; информационно-образовательная среда; информационные инструменты; информационные образовательные ресурсы
В Израиле насчитывается более 60 высших учебных заведений, включая восемь университетов и самый молодой из них Ариэльский университет в Самарии, который прошел путь от крупнейшего в стране общественного колледжа до полноправного университета и научного центра. В статье описан общий подход к доступности высшего образования в университетах и колледжах Израиля. Подробно рассмотрена динамика развития одного из них – колледжа, который повысил свой статус сорок лет спустя после открытия университета им. Бен-Гуриона. Определено влияние Ариэльского университета на развитие высшего образования в стране на протяжении сорока лет. Академический колледж Иудеи и Самарии проложил дорогу к университетскому статусу для других колледжей, основанных исходя из принципа доступности высшего образования, которые поставили своей целью высокое качество и уровень обучения. Достиг ли Ариэльский университет тех целей, которые поставили перед ним основатели? Как это ни парадоксально, колледж, который развивался на основе принципа широкой доступности высшего образования, способствовал повышению уровня обучения и привел к усилению конкуренции между колледжами и университетами. Он внес неоценимый вклад в формирование мировоззрения, основанного на том, что каждое учебное учреждение играет особую роль: если колледжи выполняют исключительно учебную функцию, то университеты занимаются ещё и научными исследованиями. Эта концепция, основанная на соображениях рыночного спроса, рассматривается в качестве одного из возможных вариантов преобразования общей системы высшего образования. .
Ключевые слова:
высшее образование; доступность; высокое качество; университеты; колледжи; рыночные силы