Каковы виды и возможности дизайна образовательного процесса? Как и посредством каких механизмов модные тенденции оказывают влияние на образование и его дизайн? В каком контексте это должно или не должно интересовать педагогическую науку? Вот основные вопросы, поиску ответа на которые посвящена настоящая статья. Под влиянием модных тенденций ряд изменений имеет сиюминутный характер. При этом, являясь фактом педагогической действительности, данные изменения не должны выпадать из поля зрения педагогической науки, а вопрос о механизмах появления сиюминутного и преходящего не может не интересовать её по существу. В настоящей статье понятие моды не редуцируется исключительно до бытовой интерпретации, которую обыденное сознание главным образом относит к внешнему виду человека. Мода рассматривается как форма массового поведения, на которое оказывают влияние и настроения, существующие в обществе, и увлечения, и вкусы людей. Первоначально дизайн связывался напрямую с созданием внешнего облика вещей, предметной среды в целом. В последствии понятие дизайна стало применяться и в отношении к образовательному процессу, не только с точки зрения внешних атрибутов, но и с точки зрения его внутренней организации. Классический дизайн образовательного процесса предполагает проектирование, опирающееся на основные положения педагогической теории, системный и деятельностный подходы. Неклассический дизайн, создавая новую организацию образовательного процесса может опираться и на иные основания, далеко не всегда связанные с наукой. В статье рассматриваются возможности образовательного дизайна. Они простираются от создания индивидуальных до групповых форм, от неосознанных до осознанных способов участия в образовательном процессе, они учитывают самостоятельность действий образующегося или обусловленность его действий извне. Среди механизмов, обеспечивающих влияние модных тенденций на образовательный процесс и его дизайн, отмечаются такие, как взаимодействие образования и бизнеса, привлечение общественности к решению управленческих вопросов в образовании и др.
Ключевые слова:
модные тенденции; дизайн; виды дизайна; дизайн образовательного процесса; возможности образовательного дизайна
Статья посвящена видеохостингу как инновационному средству обучения, выявлению причин его возникновения (социокультурных и технологических), дано рабочее определение данному явлению, установлены основные онтологические характеристики этого цифрового ресурса, определены базовые социокультурные и образовательные функции видеохостингов, предложена их классификация, приведены примеры использования в практике преподавания русского языка как иностранного. Представлены характеристики основных мировых, российских и китайских видеохостингов.
Ключевые слова:
образование; цифровизация; видеохостинг; типы видеохостингов; основные характеристики видеохостинга; социокультурные и образовательные функции видеохостинга
Рассматривая вопрос сотрудничества двух стран с исторической точки зрения, можно сказать, что российско-китайское сотрудничество в сфере высшего образования уже имеет хорошую базу, масштаб, структуру и систему. В связи с новой сложившейся ситуацией в мире, сотрудничество между вузами двух стран должно стать ещё теснее. Несмотря на то, что существует ряд проблем, таких, как слабость профессиональных студенческих союзов, необходимо создание механизмов совместной подготовки кадров и углубления сферы сотрудничества. Однако, с точки зрения развития дальнейших тенденций, высшие учебные заведения Китая и России в будущем планируют перейти к онлайн- и офлайн-обучению, начать интеграционное использование методик преподавания и научных исследований. В конечном итоге планируется создание настоящих отношений сотрудничества в сфере высшего образования, а также в культурной среде между двумя странами для того, чтобы внести вклад в модернизацию системы обучения двух стран и в их управленческие возможности стран и в их управленческие возможности.
Ключевые слова:
сотрудничество в области высшего образования Китая и России; существующие вопросы; тенденции развития
Статья посвящена осмыслению образовательной экосистемы как новому тренду в развитии современного мирового образования. Образовательная экосистема — частный случай экосистем, которые характеризуют организационные структуры современного бизнеса эпохи глобализации, построенных на принципах интеграции и кооперации. Первыми исследователями образовательных экосистем они трактуются как один из инструментов трансформации традиционной образовательной парадигмы и модели образования, соответствующие устойчивости SPOD-мира, эволюционным путем в новые парадигмы и модели образования, востребованных неустойчивостью VUCA-мира. В статье образовательная экосистема рассматривается как теоретическое понятие и реальная практика. Дается рабочее определение образовательной экосистемы, устанавливаются её корни, восходящие к естествознанию, позднее менеджменту, определяется социальная природа образовательных экосистем, основанная на социальных потребностях современного общества, дается краткая характеристика основных наиболее универсальных качеств, опираясь на существующие исследования выделяются их социокультурные функции. Кроме этого, рассматриваются универсальные архетипы социокультурных функций образовательных экосистем («Ткачество», «Садовничество», «Рассказчик», «Мыслитель», «Разработчикпроектировщик или архитектор»), выделенные предыдущими исследователями. Данные архетипы социокультурных функций впервые рассматриваются в зеркале концепции И. Азидеса о «4-х витаминах успешного менеджмента». Наряду с этим в статье приводятся примеры российских опытов реализации образовательных экосистем, которые в основном возникают на базе творческих индустрий столичных центров или крупных городов
Ключевые слова:
образование; образовательная парадигма; модель образования; хаб; экосистема; образовательная экосистема; функции; организационная структура
Статья посвящена категории «навык» в речевой деятельности. Автор уточняет трактовку данной категории, исходя из опыта работы с военнослужащими, обучающимися на курсах иностранного языка Военного университета Министерства обороны по совершенствованию речевой коммуникации на английском языке. Категория «навык» анализируется в комплексе с категориями «знания» и «умения» в речевой деятельности. Указывается роль «готовности» взрослых обучающихся к коммуникации на иностранном языке, трансформация «умений», обогащенных тренингом (практикой), и формирование «компетенций» в этой области деятельности. Работа с таким контингентом обучающихся достаточно сложна ввиду определенного социального статуса и возрастного состава групп. Исходя из факта обогащения умений (изначально понимаемых как «способности» обучаемого к указанному виду деятельности) практикой или «тренировкой», т. е. специальными упражнениями, вырабатывающими автоматизм действия, которое мы и называем «навыком» и при наличии состояния «готовности» обучаемого к речевой деятельности на иностранном языке обучающийся становится «компетентным» в этой области. В «знаниевой» парадигме обучения происходит продолжение линейки ЗУН трансформированными «умениями» и «компетентностью». Коммуникация на иностранном языке достигает своей цели, обучение можно считать успешным, эффективным. Эффективность усиливается благодаря технологии «погружения» в изучаемый материал. «Погружения» в работе высшей школы отличаются от погружений в средней школе. В своей работе с военнослужащими преподаватели Военного университета руководствуются специальной комплексной учебно-педагогической программой, созданной исходя из конкретных потребностей и особенностей учебных групп военнослужащих и используют учебники, созданные преподавателями Военного университета Минобороны РФ.
Ключевые слова:
навык; обучающиеся; обучение; совершенствование навыка; речевая деятельность
В статье рассказывается о педагогическом опыте автора в работе с обучающимися образовательной программы 7М 01101 «Педагогика и психология» Казахского национального педагогического университета имени Абая, г. Алматы, Республика Казахстан. Обсуждается программа авторского курса «Педагогический дизайн в высшем образовании». Данный курс был внедрен в связи с переходом на онлайн обучение в образовательную программу по специальности 7М 01101 «Педагогика и психология» КазНПУ им. Абая. В статье раскрывается опыт организации онлайн обучения с использованием всех возможностей онлайн платформ Zoom (сессионные залы), Google, Microsoft Teams. Автор делится опытом реализации некоторых инновационных методов, таких как проектный метод, мозговой штурм, ромашка Блума, синквейн, ДДЗ, бортовой журнал, метод пяти шляп, ПОПС формула, Фишбоун и Case-study. В таблице приводится расчет часов занятий и баллы самостоятельных работ, где обучающиеся могут ознакомиться с силлабусом данного курса, размещенным в информационной системе автоматизации учебного процесса «Univer 2.0». Раскрыты аспекты использования в педагогическом процессе вуза цифровых платформ, ресурсов: онлайн доски Padlet, Jamboard, интеллект карты в онлайнсервисе mindmeister.com, инструментов оценивания результатов Google.forms, сервиса для создания упражнений или заданий Learning.apps. По окончании обучения была проведена анкета оценки эффективности курса «Педагогический дизайн в высшем образовании», обсуждаются результатыответы обучающихся.
Ключевые слова:
педагогический дизайн; высшее учебное заведение; цифровые ресурсы; обучающиеся; инновационные методы
В статье поставлены проблемы планирования удаленного взаимодействия субъектов иноязычной подготовки к профессиональной межкультурной коммуникации. Автор статьи представляет теоретико-методологический анализ сущности и традиционных видов планирования. В статье предложены направления трансформации концепции планирования удаленного взаимодействия обучающих и обучающихся профессиональной межкультурной коммуникации в университете.
В статье исследованы теоретические основы проблемы познавательной самостоятельности. Большое внимание уделено характеристике особенностей организации самостоятельной познавательной деятельности студентов. Осуществлен анализ научных подходов к определению сущности понятий «познавательная самостоятельность» и «познавательная активность», уточнено их определение. Авторы статьи, резюмируя взгляды известных отечественных и зарубежных ученых на заявленную проблему, приходят к выводу, что феномен познавательной самостоятельности представляет собой интегративное качество личности студентов высшей школы. Структура познавательной самостоятельности студента рассматривается в модели её развития как объединение взаимодополняющих компонентов: мотивационно-волевого, практико-ориентированного, содержательно-методического и рефлексивного.
a:2:{s:4:"TEXT";s:4596:"<p>
</p>
<p>
</p>
<p>
В условиях глобального экологического кризиса задача экологизации школьного образования актуальна для любой страны. Формирование экологического поведения является неотъемлемой частью экологической подготовки обучающихся, которая особенно эффективна в младшем школьном возрасте, когда ребенок в силу своих психоэмоциональных особенностей чрезвычайно восприимчив к психологопедагогическому воздействию, податлив, склонен к подражанию и активно усваивает нормы поведения в природной среде в условиях разнообразных экологических практик. Цель статьи состоит в выявлении и сопоставлении специфики экологического образования в начальных школах России и Китая. Ответственное экологическое поведение — это один из ключевых компонентов экологической культуры населения, наряду с развитием экологического сознания, экологического мышления и экологической грамотности. Между тем, проблемы формирования экологического поведения в начальной школе исследователями как в России, так и за рубежом почти не затрагивались. Экологическое поведение, о котором заговорили лишь в начале
Исследования в области непрерывного педагогического образования преимущественно основываются на структурнофункциональном подходе, отождествляющем непрерывность образования с преемственностью различных ступеней профессионального развития субъекта. Непрерывность педагогического образования требует своего научного переосмысления в соответствии с вызовами времени, с трансформацией экономических основ общественного развития. Для решения этих задач проблема рассматривается как явление культурологического плана, делается гуманитарный анализ непрерывного педагогического образования как нелинейного процесса, имеющего опережающий характер и развивающего индивидуальнозначимые компетенции.
В статье изучается специфика разработки модели гражданского образования для младших школьников. Конкретизированы и описаны блоки в комплексной модели развития гражданской идентичности детей. В рамках целевого блока проведен анализ документальных источников, выявлены нормативно-правовые основы как ориентиры гражданского образования в начальной школе. В содержательном блоке рассмотрена структура гражданской идентичности и показатели её сформированности у младшего школьника. Особое внимание уделено методологическим идеям, лежащим в основе концепций педагогического воздействия и принципов воспитания гражданственности. Описана суть принципов гражданского воспитания и показаны условия их интеграции в целостный образовательный процесс, к основным из которых относят: выбор направлений и технологий воспитательной и учебной работы, ценностной основы образовательного процесса, создание благоприятных психолого-педагогических условий реализации модели развития гражданской идентичности. Статья адресована специалистам в сфере образования и воспитания младших школьников.
Ключевые слова:
гражданское образование; интеграция; младший школьник; начальное образование; гражданская идентичность; модель воспитательной деятельности
В данной статье автором предпринята попытка сравнить особенности подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования в Финляндии и России и выявить ключевые отличия, а также сильные и слабые стороны профессиональной подготовки в обеих странах, опираясь на историческую ретроспективу развития профессионального образования в обеих странах. Как показывают результаты различных международных исследований, Финляндия является одним из мировых лидеров по вопросам подготовки молодежи к жизни и работе в современном мире, в этой стране широко применяется принцип гуманизации образования, большое внимание уделяется развитию личности учащихся и созданию благоприятного психологического микроклимата в учебных заведениях. В то же время Финляндия и Россия имеют общие исторические корни, являются соседями, и именно поэтому финский образовательный опыт является особенно интересным для изучения
Ключевые слова:
среднее профессиональное образование; обучение на рабочем месте; ученичество; подготовка учителей для СПО; учебный план
В настоящее время в связи с развитием цифровых технологий и ускоренными темпами цифровизации всех сфер человеческой деятельности STEM-образование является важным и актуальным вопросом, требующим особого внимания на всех уровнях системы образования. Новые условия развития образования требуют изменения приоритетов в подготовке научно-педагогических кадров для высшей школы. Отсутствие единого подхода к подготовке педагогов в вузе по STEM-технологии и разрыв между содержанием университетской педагогической подготовки и реальностью школьного образования так же требует всестороннего решения в образовательном процессе. В данной статье представлен обзор международного опыта развития STEM-образования и обобщены преимущества реализации и затруднения, выявленные в процессе внедрения STEMобразования в нашей стране. В основу сравнительного анализа положены стратегии развития STEM-образования таких стран, как Малайзия, Австралия, которые как и Казахстан активны в поисках оптимальных решений внедрения STEM-образования. Кроме того, определены направления и содержание мероприятий лучших проектов таких, как «INSTEM», «MindtheGap!», «ER4STEM» за рубежом, которые предоставляют комплексные источники учебных материалов и методик преподавания предметов STEM, использование образовательной робототехники для поддержания интереса школьников к научно-технической отрасли. Описаны оптимальные условия для внедрения STEM-образования.
В статье показано, как языковая политика Франции способствует распространению французского языка и устойчивому интересу к его изучению практически во всех регионах планеты. Приводятся цифры, демонстрирующие количество обучающихся в различных странах, особенно обращается внимание на изучение французского языка в Африке, его перспективы на континенте, указываются факторы, которые будут способствовать поддержанию интереса к его изучению и дальнейшему развитию в регионе. Показана картина, которая складывается с изучением французского языка в Северной и Южной Америке, Западной и Центральной Европе, Азии и Океании. Выявлены трудности, которые встречаются при организации преподавания французского языка. Подчеркивается особая роль педагогов в его популяризации. Демонстрируются достижения в его изучении на планете, а также называются конкретные меры, реализация которых будет способствовать повышению интереса к изучению и распространению французского языка в мире.
Ключевые слова:
языковая политика; французский язык; Франкофония; изучение; учитель французского языка
На фоне успехов в развитии сельского образования в Китае (рост объемов финансирования, появление гарантий для формирования квалифицированного преподавательского состава, улучшение условий для работы школ и др.) необходим тщательный мониторинг интенсивных процессов модернизации с целью своевременного выявления и разрешения возникающих проблем. Благодаря изучению литературы, а также собственным полевым исследованиям выделен ряд актуальных проблем, тормозящих развитие сельского образования в Китае. Это интенсивное и разнонаправленное изменение количества детей школьного возраста в сельской местности, снижение эффективности ресурсов сельского образования из-за масштабных факторов, а также большое количество детей из неблагополучных семей. В работе представлены необходимые меры по модернизации сельского образования в Китае. Это улучшение механизма распределения образовательных ресурсов, распределение ресурсов сельского образования с учетом характеристик масштаба сельских школ, распределение ответственности разных субъектов за обучение малообеспеченных групп сельских учащихся, укрепление преподавательских кадров, разработка современной модели сельского образования.
Ключевые слова:
модернизация образования; проблемы сельского образования; пути решения; Китай