ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
ISSN: 2073-2635
eISSN: 2949-270X
En Ru

Экономические факторы формирования образовательных запросов студентов

Экономические факторы формирования образовательных запросов студентов

Поступила: 12.01.2024

Принята к публикации: 25.02.2024

Ключевые слова: высшее образование; стратегическое лидерство; практико-ориентированный подход; студенты; индивидуальные образовательные траектории; образовательный процесс; обучение; гибкие навыки

DOI: 10.55959/ LPEJ-24-06

Доступно в on-line версии с: 24.04.2024

Для цитирования статьи

Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Савина Н.Е. Экономические факторы формирования образовательных запросов студентов // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2024. № 1. С. 111-129

Номер 1, 2024

Аннотация

Актуальность. Современные геополитические вызовы обуславливают необходимость формирования национальной суверенной системы высшего образования, ориентированной на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить устойчивое экономическое развитие страны и ее технологический суверенитет. В этой связи изучение факторов формирования запросов студентов к получаемому образованию приобретает важное значение как для поиска новых форматов организации функционирования системы высшего образования, так и для актуализации содержания образовательных программ и механизмов формирования компетенций будущих специалистов.

Выборка исследования составила N = 52 919 человек. Применена поточная выборка. В опросе принимали участие студенты очных отделений государственных и частных вузов России. Выборка репрезентативна для генеральной совокупности, охватывающей всех студентов очных отделений вузов РФ, и составляет 2%. Использовались статистические корректировки, примененные по четырем критериям: федеральный округ, в котором расположен вуз, уровень обучения, курс, пол.

Методы. Методологическая основа исследования определялась сложностью и многоаспектностью объекта исследования, что потребовало применения междисциплинарного подхода и использования возможностей педагогических, общесоциологических, культурологических, статистических, демографических концепций и методик.

Результаты. Анализ мнения российского студенчества подтвердил, что наблюдается отставание в организации образовательного процесса от требований времени. Особенно это касается практико-ориентированной модели обучения, ориентации на запросы конкретных отраслей экономики, формирования специалистов со сбалансированными гибкими и жесткими навыками и компетенциями. На основе проведенного анализа и полученных результатов авторами предлагаются практические меры по изменению подходов к организации обучения.

Литература

Алешковский, И.А., Гаспаришвили, А.Т., Крухмалева, О.В., Нарбут, Н.П., Савина, Н.Е. (2023). Особенности формирования образовательных траекторий российских студентов: оценка и возможности. Высшее образование в России, 32(4), 137–155. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-4-137-155

Бурдье, П., Пассрон, Ж.-К. (2007). Воспроизводство: элементы теории системы образования. Москва: Просвещение. Ильина, И.Е. Жарова, Е.Н., Королева, Н.Н. (2020). Поддержка молодых исследователей: зарубежные практики и возможность их применения в России. Интеграция образования, 24(3), 352–376. https://doi.org/10.15507/1991-9468.100.024.202003.352-376

Кастельс, М. (2000). Информационная эпоха: экономика, общество, культура. Под ред. О.И. Шкаратана. Москва: Изд-во ГУ ВШЭ.

Король, А.Д., Воротницкий, Ю.И. (2022). Цифровая трансформация образования и вызовы XXI века. Высшее образование в России, 31(6), 48–61. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-48-61

Кузьминов, Я.И. (2018). Вызовы и перспективы развития университетов в России. Университетское управление: практика и анализ, 22(4), 5–8. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/229026369 (дата обращения: 10.02.2024).

Лызь, Н.А., Голубева, Е.В., Истратова, О.Н. (2022). Образовательный опыт студентов: концептуализация и разработка инструмента оценки качества образования. Вопросы образования, (3), 67–98. https//doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-67-98

Малошонок, Н.Г., Щеглова, И.А. (2020). Модели организации обучения студентов в университете: основные представления, преимущества и ограничения. Университетское управление: практика и анализ, 24(2), 107–120. https//doi.org/10.15826/umpa.2020.02.017

Моторная, С.Е. (2023). Методологический базис подготовки выпускника с высшим образованием в условиях социальной трансформации. Научно-методический электронный журнал «Концепт», (3), 61–73. https//doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11016

Пахтусова, Н.А., Подмарева, А.В., Самсонова, И.Г. (2021). Интеграция практико-ориентированного и теоретического подходов как необходимое условие подготовки современных кадров в профессионально-педагогическом образовании. Современная высшая школа: инновационный аспект, 13(4), 33–41. https//doi.org/10.7442/2071-9620-2021-13-4-33-41

Эскиндаров, М.А., Каменева, Е.А. (2023). К вопросу формирования новой национальной системы высшего образования. Научные труды Вольного экономического общества России, 4(242), 346–355. https//doi.org/10.38197/2072-2060-2023-242-4-346-355

Biemans, H., Mariën, H., Fleur, E. et al. (2016). Students’ Learning Performance and Transitions in Different Learning Pathways to Higher Vocational Education. Vocations and Learning, (9), 315–332. https://doi.org/10.1007/s12186-016-9155-6

Bond, M., Marín, V.I., Dolch, C. et al. (2018). Digital transformation in German higher education: student and teacher perceptions and usage of digital media. International Journal of Education Technology in Higher Education, 15(48). https://doi.org/10.1186/s41239-018-0130-1.

Castañeda, L., Selwyn, N. (2018). More than tools? Making sense of the ongoing digitizations of higher education. International Journal of Education Technology in Higher Education, 15(22). https://doi.org/10.1186/s41239-018-0109-y

Guo, J.-P., Yang, L.-Y., Zhang, J., Gan, Y.-J. (2022). Academic self-concept, perceptions of the learning environment, engagement, and learning outcomes of university students: relationships and causal ordering. Higher Education, (83), 809–828. https://doi.org/10.1007/s10734-021-00705-8

Ryan, R.M., Deci, E.L. (2020). Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: definitions, theory, practices, and future directions. Contemporary Educational Psychology, (61). https://doi.org/10.1016/j.cedps ych.2020.101860

Wong, B., Chiu, Y.-Li. T., Blake-Copsey, M., Nikolopoulou, M. (2022). A mapping of graduate attributes: what can we expect from UK university students? Higher Education Research & Development, 41(4), 1340–1355, https://doi.org/10.1080/07294360.2021.1882405