Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Савина Н.Е.
Экономические факторы формирования образовательных запросов студентов // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование.
2024.
№ 1.
С. 111-129
Алешковский И.А. (Центра стратегии развития образования МГУ имени М. В. Ломоносова) Гаспаришвили А.Т. (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) (Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы) (Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук) Крухмалева О.В. (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) (Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы) Савина Н.Е. (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова)
Аннотация
Актуальность. Современные геополитические вызовы обуславливают необходимость формирования национальной суверенной системы высшего образования, ориентированной на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить устойчивое экономическое развитие страны и ее технологический суверенитет. В этой связи изучение факторов формирования запросов студентов к получаемому образованию приобретает важное значение как для поиска новых форматов организации функционирования системы высшего образования, так и для актуализации содержания образовательных программ и механизмов формирования компетенций будущих специалистов.
Выборка исследования составила N = 52 919 человек. Применена поточная выборка. В опросе принимали участие студенты очных отделений государственных и частных вузов России. Выборка репрезентативна для генеральной совокупности, охватывающей всех студентов очных отделений вузов РФ, и составляет 2%. Использовались статистические корректировки, примененные по четырем критериям: федеральный округ, в котором расположен вуз, уровень обучения, курс, пол.
Методы. Методологическая основа исследования определялась сложностью и многоаспектностью объекта исследования, что потребовало применения междисциплинарного подхода и использования возможностей педагогических, общесоциологических, культурологических, статистических, демографических концепций и методик.
Результаты. Анализ мнения российского студенчества подтвердил, что наблюдается отставание в организации образовательного процесса от требований времени. Особенно это касается практико-ориентированной модели обучения, ориентации на запросы конкретных отраслей экономики, формирования специалистов со сбалансированными гибкими и жесткими навыками и компетенциями. На основе проведенного анализа и полученных результатов авторами предлагаются практические меры по изменению подходов к организации обучения.
Алешковский, И.А., Гаспаришвили, А.Т., Крухмалева, О.В., Нарбут, Н.П., Савина, Н.Е. (2023). Особенности формирования образовательных траекторий российских студентов: оценка и возможности. Высшее образование в России, 32(4), 137–155. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-4-137-155
Бурдье, П., Пассрон, Ж.-К. (2007). Воспроизводство: элементы теории системы образования. Москва: Просвещение. Ильина, И.Е. Жарова, Е.Н., Королева, Н.Н. (2020). Поддержка молодых исследователей: зарубежные практики и возможность их применения в России. Интеграция образования, 24(3), 352–376. https://doi.org/10.15507/1991-9468.100.024.202003.352-376
Кастельс, М. (2000). Информационная эпоха: экономика, общество, культура. Под ред. О.И. Шкаратана. Москва: Изд-во ГУ ВШЭ.
Лызь, Н.А., Голубева, Е.В., Истратова, О.Н. (2022). Образовательный опыт студентов: концептуализация и разработка инструмента оценки качества образования. Вопросы образования, (3), 67–98. https//doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-67-98
Малошонок, Н.Г., Щеглова, И.А. (2020). Модели организации обучения студентов в университете: основные представления, преимущества и ограничения. Университетское управление: практика и анализ, 24(2), 107–120. https//doi.org/10.15826/umpa.2020.02.017
Моторная, С.Е. (2023). Методологический базис подготовки выпускника с высшим образованием в условиях социальной трансформации. Научно-методический электронный журнал «Концепт», (3), 61–73. https//doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11016
Пахтусова, Н.А., Подмарева, А.В., Самсонова, И.Г. (2021). Интеграция практико-ориентированного и теоретического подходов как необходимое условие подготовки современных кадров в профессионально-педагогическом образовании. Современная высшая школа: инновационный аспект, 13(4), 33–41. https//doi.org/10.7442/2071-9620-2021-13-4-33-41
Эскиндаров, М.А., Каменева, Е.А. (2023). К вопросу формирования новой национальной системы высшего образования. Научные труды Вольного экономического общества России, 4(242), 346–355. https//doi.org/10.38197/2072-2060-2023-242-4-346-355
Biemans, H., Mariën, H., Fleur, E. et al. (2016). Students’ Learning Performance and Transitions in Different Learning Pathways to Higher Vocational Education. Vocations and Learning, (9), 315–332. https://doi.org/10.1007/s12186-016-9155-6
Bond, M., Marín, V.I., Dolch, C. et al. (2018). Digital transformation in German higher education: student and teacher perceptions and usage of digital media. International Journal of Education Technology in Higher Education, 15(48). https://doi.org/10.1186/s41239-018-0130-1.
Castañeda, L., Selwyn, N. (2018). More than tools? Making sense of the ongoing digitizations of higher education. International Journal of Education Technology in Higher Education, 15(22). https://doi.org/10.1186/s41239-018-0109-y
Guo, J.-P., Yang, L.-Y., Zhang, J., Gan, Y.-J. (2022). Academic self-concept, perceptions of the learning environment, engagement, and learning outcomes of university students: relationships and causal ordering. Higher Education, (83), 809–828. https://doi.org/10.1007/s10734-021-00705-8
Ryan, R.M., Deci, E.L. (2020). Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: definitions, theory, practices, and future directions. Contemporary Educational Psychology, (61). https://doi.org/10.1016/j.cedps ych.2020.101860
Wong, B., Chiu, Y.-Li. T., Blake-Copsey, M., Nikolopoulou, M. (2022). A mapping of graduate attributes: what can we expect from UK university students? Higher Education Research & Development, 41(4), 1340–1355, https://doi.org/10.1080/07294360.2021.1882405