Гриншкун В.В., Суворова Т.Н.
Особенности подготовки педагогов в условиях цифровой трансформации системы образования // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование.
2024.
№ 1.
С. 95-110
Гриншкун В.В. (Московский городской педагогический университет) Суворова Т.Н. (Российская академия образования)
Аннотация
Актуальность. Современные задачи, стоящие перед информатизацией образования, решаются в условиях цифровой трансформации значительной части направлений деятельности человека. Для решения этих задач необходима разработка комплекса теоретико-методологических оснований и методических решений в рамках системной конвергенции педагогического образования и цифровых технологий. В связи с этим приобретает важное значение осмысление проблем информатизации образования, связанных со все еще ограниченным доступом преподавателей, студентов и обучающихся школ к аппаратному и программному обеспечению, к сетевым образовательным ресурсам; с недостаточно высоким уровнем дидактических и потребительских характеристик цифровых образовательных ресурсов, используемых в сфере образования; с низким уровнем готовности педагогов к осуществлению педагогической деятельности в условиях информатизации образования.
Методы. Применяется метод анализа научно-методических источников и нормативных документов, связанных с проблемой подготовки педагогов в условиях цифровой трансформации системы образования. Используются методы сравнения и обобщения полученных результатов с целью выявления предпосылок возникновения указанных выше проблем информатизации образования.
Результаты. В ходе данного исследования авторы приходят к выводу о том, что истоки значительной части проблем информатизации образования связаны с недостаточным качеством подготовки педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации системы образования. На основе проведенного анализа авторами предлагаются пути решения данных проблем и перечисляются актуальные направления подготовки педагогов к оценке качества цифровых образовательных ресурсов, их раз работке и применению в образовательном процессе.
Атанасян, С. Л. (2008). Моделирование информационной образовательной среды педагогического вуза. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования, (2), 17–22.
Борисенков, В.П., Гукаленко, О.В. Розов, Н.Х. (2018). Подготовка педагогических кадров: международный опыт и отечественные реалии. Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование, (3), 3–16.
Гриншкун, В. В., Левченко, И. В. (2009). Школьная информатика в контексте фундаментализации образования. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования, (1), 55–64.
Гриншкун, В.В., Реморенко И.М. (2017). И.М. Фронтиры «Московской электронной школы». Информатика и образование, 7(286), 3–8.
Заславская, О.Ю. (2020). Как меняется обучение: трансформация образования в условиях развития цифровых технологий. В сб.: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Материалы IV Международной научной конференции. В двух частях. Красноярск, 426–430.
Кузнецов, А.А. (2016). Подготовка учителей к разработке, оценке качества и применению электронных образовательных ресурсов. Педагогика, (1), 94–101.
Плаксина, И.В. (2016). Экопсихологический подход к исследованию образовательной среды педагогического института. Теоретическая и экспериментальная психология, 9(1), 29–35.
Программа «Приоритет-2030». URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/ (дата обращения: 01.02.2024). Режим доступа: сайт «Министерство науки и высшего образования Российской Федерации».
Распоряжение от 31 декабря 2019 года №3273-р об утверждении «Основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста». URL: http://government.ru/docs/38760/ (дата обращения: 15.01.2024).
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 13-15-р об утверждении «Концепции технологического развития на период до 2030 года. URL: http://government.ru/docs/all/147621/ (дата обращения: 25.01.2024).
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р об утверждении «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года». URL: http://government.ru/docs/45881/ (дата обращения: 15.01.2024).
Реморенко, И.М., Григорьев, С.Г., Гриншкун, В.В. (2014). «Умная аудитория» — шаг на пути к интеграции средств информатизации образования, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования, (1), 16–26.
Роберт, И.В. (2022). Становление и развитие цифровой трансформации профессионального образования на основе системной конвергенции педагогической науки и технологий. Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании: Материалы международной научно-практической конференции (06–07 декабря, 2021 г.). Под ред. И.В. Роберта. Москва: Российская академия образования.
Ромасевич, Е.П. (2016). Развитие инфраструктуры корпоративных сетей университетов в условиях тенденции BYOD. Ученые записки Института Социальных и гуманитарных знаний, 14(1), 489–493.
Совместный проект Министерства науки и высшего образования и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Цифровые кафедры». URL: https://sociocenter.info/projects/tsifrovyekafedry/ (дата обращения: 01.02.2024).
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://government.ru/docs/all/128943/ (дата обращения: 25.01.2024).